На днях эстонская премьерка Кая Каллас с болью душевной поведала в интервью немецкому изданию, что, оказывается, в Телеграме (о, ужас!) существует большое количество пророссийского контента. И чтобы спасти Европу от этой «заразы», нужно немедленно усилить контроль за мессенджером. Конечно же, все это необходимо исключительно для укрепления свободы слова.
И надо сказать, что не одна она такая прозорливая и заботливая. Официальные лица киевского режима уже не первый месяц бьют тревогу и вслух мечтают о том, как бы обуздать детище Павла Дурова. А второго дня представитель ГУР Андрей Юсов назвал его ни много ни мало угрозой для безопасности страны.
Вспоминаю славные времена, когда мы заходили в «телегу» через VPN, и улыбаюсь этим словам. Жаль, что в свое время в Роскомнадзоре не знали, насколько этот ресурс является пророссийским. Может, и не блокировали бы тогда? А если серьезно, то Телеграм – это территория максимальной информационной свободы. Дело только в выборе: какой именно контент ты хочешь потреблять. И на каждый популярный российский канал, условно говоря, есть украинский. Да и внутри отечественного сегмента весьма вольготно чувствуют себя не только оппозиционеры, но даже, по сути, предатели нашей страны. Казалось бы, вот идеальная с точки зрения плюрализма мнений информационная площадка. Чего ж вам еще надо?
А дело в том, что нынешние «демократы» знают только одну свободу – своего слова. И если ты, не дай бог, выступаешь против их единственно правильной точки зрения, то ты враг демократии и никаких прав не имеешь. В лучшем случае идешь в бан, в худшем – тебе вообще не стоит жить. Эта парадигма мышления сегодня определяющая на Западе, и с технической точки зрения она является весьма удобной. Во-первых, не нужно вступать в дискуссию с оппонентами: навесил на них ярлык врагов рода человеческого и заткнул рот. Во-вторых, тем же политикам или журналистам значительно легче работать с аудиторией. Альтернативного мнения не существует, и можно транслировать «правильные» смыслы и создавать необходимые образы.
Например, вот этот. Нашего президента на Западе постоянно рисуют этаким злодеем, убийцей и диктатором. А русский народ предстает сборищем маньяков и психопатов, напрочь лишенных чувства справедливости, меры и даже элементарной человечности. И эти люди, естественно, не заслуживают ни тени понимания.
Погодите кривиться, это я цитирую одно из серьезных американских изданий. Интересный образ получился, не правда ли? Очень эмоциональный, запоминающийся и, что немаловажно, имеющий большую объяснительную силу. Например, американское руководство обвиняет Российскую армию в обстрелах Донецка. Ситуация для нормальных людей немыслимая. Как так, стрелять по своим людям, по самим себе? А очень просто, говорят СМИ, эти русские – такие психи, а руководит ими такой маньяк, что они и не на такое способны.
В общем, все хорошо. Но наступает день, когда эта стройная, но напрочь лживая картина мира начинает трещать по швам. И Такер Карлсон просто взрывает информационное пространство своим интервью. Кстати, насчет «взрывает» – это не фигура речи, его беседу с Путиным посмотрело в сто раз больше зрителей, чем любой другой сюжет CNN. И внезапно оказывается, что лидер России – умный, уверенный в себе политик, готовый два часа подряд отвечать на не самые простые вопросы, которые ему задает самый известный американский журналист. Кстати, многие в Штатах заметили разительное отличие от своего президента, который Мексику путает с Египтом. Что ни о какой изоляции России речи не идет, а ее экономика не разорвана в клочья. И что Москва внезапно оказывается современным европейским городом, где метро значительно красивее, чем в Нью-Йорке.
И на этом фундаменте новых откровений начинают возникать другие, чисто американские вопросы. А, может, и правда Россия имеет свои здравые геополитические интересы в соседней стране? Ведь не стали бы терпеть США, если бы в Мексике произошел государственный переворот и к власти пришли ставленники Китая. Наконец, если Украина – такой ценный партнер, то почему 10 лет назад американские прямые инвестиции в эту страну составляли миллиард долларов, а сегодня – чуть больше 130 миллионов? То есть в восемь раз меньше. И стоит ли так активно защищать это государство, безвозвратно тратя в сотни раз больше этой суммы?
Эти очень простые вопросы, конечно же, очень вредны не только для власти Штатов, но и для всей западной элиты. Они разрывают шаблоны. И оказывается, что людям долгое время врали, причем грубо и безыскусно. Поэтому после интервью Такера Карлсона стоит дикий вой на болотах. И непонятно, что с этим делать. Как и с тем же Телеграмом. И чем дальше, тем больше будет появляться таких проблем. И больше желания запретить все «неправильное» – так, чтобы и мышь не прошмыгнула. Потому что создатели западного информационного пузыря прекрасно понимают, что однажды, всплыв на поверхность, правда многих из них опустит на дно. Вот и хотят утопить ее поглубже.