Кубанские Новости
Общество
Денис Батов

Воскресение и Жизнь: православные встречают Пасху Христову

Воскресение и Жизнь: православные встречают Пасху Христову
Настоятель храма Праведного Иоанна Русского протоиерей Андрей Дашевский напомнил о вселенском значении Пасхи Христовой для всего человечества.
Фото: Денис Батов
В этом году главный христианский праздник Светлой Пасхи приходится на 5 мая. О победе жизни над смертью, тема которой звучит по-особенному в это непростое время, «Кубанским новостям» рассказал настоятель храма Праведного Иоанна Русского города Тихорецка протоиерей Андрей Дашевский.

С Божьей помощью

Над сияющими в лучах солнца куполами храма Праведного Иоанна Русского развеваются флаг России и древнейший символ русского воинства – стяг с Ликом Христа «Спас Нерукотворный», во дворе привлекают внимание баннеры с надписями: «Мы помогаем фронту» и «Боже, храни Россию».

То, что гуманитарная помощь Российской армии в зоне проведения специальной военной операции – важная часть жизни церковной общины, при встрече подтвердил настоятель храма протоиерей Андрей Дашевский. Он сам ежемесячно отвозит гуманитарную помощь в зону боевых действий, и в эти пасхальные дни снова отправится туда с освященными праздничными подарками.

– Батюшка, вы с прихожанами всеми силами поддерживаете наших воинов. И это в традициях Православной церкви со времен всех войн, в которых участвовала наша страна. Как вспоминали старожилы, на День Победы 1945 года в Тихорецке был совершен Пасхальный победный крестный ход. В этом есть какой-то символизм?

Над храмом всегда развеваются государственный флаг России и древнейший символ русского воинства – стяг с Ликом Христа «Спас Нерукотворный».
Над храмом всегда развеваются государственный флаг России и древнейший символ русского воинства – стяг с Ликом Христа «Спас Нерукотворный».
Фото: Денис Батов

– Конечно, и очень глубокий. Неслучайно в ту победную для нашего многонационального народа весну Пасха выпала на 6 мая, а еще это день памяти святого великомученика Георгия Победоносца. Мало того, немцы начали войну в воскресенье, 22 июня, в день памяти всех святых, в земле российской просиявших, – рассказал отец Андрей.

По его словам, это было как искушение, будто святые отвернулись от нашей Родины. Фронт начал валиться, армия с тяжелыми боями отступала до Москвы и Волги. Здесь возникает аналогия с путем Христа на Голгофу после Его Входа в Иерусалим. Время, которое длилась Великая Отечественная война, стало в своем роде «страстным четырехлетием», завершившимся, как и положено, Светлой Пасхой. И в этом протоиерей Андрей Дашевский видит глубокий символизм.

Вкушаем и радуемся

Здесь уместно сравнение с нынешними вызовами, которые нам также надо преодолеть, чтобы добиться победы над сильным и коварным врагом.

– Понять всю глубину такого события вселенского масштаба, как Пасха, невозможно без испытания постом. А у нас еще за неделю до Великого Праздника продаются пасхальные куличи, их выдают детям в школьных столовых вместо булочек! Только вдумайтесь: один из символов Великого Праздника превращается в простую выпечку, – сказал священник.

Христос Воскрес и тем самым Он спас всех нас от власти дьявола, Своей смертью и Воскресением попрал закон смерти, который утверждал конец жизни.

Православный пасхальный кулич – это не простое «кулинарное изделие». Он имеет сакральное значение для верующих, поскольку выпекается именно из квасного или дрожжевого теста в противовес строго пресному иудейскому. Вкусный, украшенный пасхальный кулич – как символ радости, а не воспоминание о египетском рабстве, как у еврейского народа.

На православную Пасху не может быть печали и скорби. Поэтому, садясь за праздничный стол, православные обязательно говорят друг другу: «Христос Воскресе!» и отвечают: «Воистину Воскресе!», вспоминают дни Великого Поста и Страстной седмицы, что помогает ярче понять смысл Крестной Жертвы и Воскресения Христова, объясняет содержание пасхального торжества священник.

Смертью смерть поправ

Само слово «Пасха» происходит от еврейского «Песах», что означает «избавление, спасение» и связано с исходом еврейского народа из египетского рабства. События ветхозаветной Пасхи стали прообразом Пасхи новозаветной и возвещали о спасении всего человечества от рабства дьяволу Воскресением Христовым.

Мы знаем, что жители Иерусалима встречали Иисуса как освободителя, который даст избавление еще при этой жизни радостным ликованием: «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» Они ликовали от того, что появился Спаситель, исцеляющий больных. Слепые по одному Его слову прозревают, прокаженные очищаются от струпьев, умершие оживают.

Но пройдет немного времени, и та же толпа, что восторженно приветствует Мессию, будет требовать от Пилата: «Распни Его!» Именно Страстная неделя дает нам понимание того, что Иисус Христос совершил ради людей. И если не идти вместе с Ним к Пасхе путем крестных страданий, то это будет очередным праздником «под шашлычок и коньячок», которых и без того хватает.

Христос умер в канун еврейской Пасхи. Жены-мироносицы после субботы, дня покоя, идут на Его могилу, в пещеру, чтобы закончить погребальный обряд. Было страшно, ведь там стояла римская стража и могло произойти все, что угодно. Но какая-то сила влекла их туда.

Община храма Праведного Иоанна Русского силой веры, через добрые дела старается менять мир к лучшему.
Община храма Праведного Иоанна Русского силой веры, через добрые дела старается менять мир к лучшему.
Фото: Денис Батов

– И что они видят? Опечатанный могильный камень отвален, гроб Господень пуст. Христос Воскрес! Тем самым Он спас всех нас от власти дьявола, Своей смертью и Воскресением попрал закон смерти, который утверждал конец жизни. Это значит, что в определенное время не только наша душа после смерти отойдет Богу, но и наши тела будут воскрешены, – рассказал отец Андрей.

Совершается победа – Господь нисходит в ад и, подобно тому, как когда-то Моисей вывел еврейский народ из египетского рабства, спасает оттуда души праведников. Сюжет тот же, но с той существенной разницей, что происходит спасение не отдельно избранного народа от внешних условий жизни, а всего человечества. Христос каждому говорит: «Я есть Воскресение и Жизнь, верующий в Меня не умрет вовеки».

– Некоторые люди думают, мол, пришел на Пасху в храм, поставил свечку или отпели после смерти – и «понеслась душа в рай». Нет и нет! Если делал человек на земле дела плохие, то и в вечности получит по делам своим. Господь никого не будет насильно спасать. Поэтому каждый из нас здесь и сейчас делает свой выбор не только в земной жизни, но и в вечной, – отметил протоиерей Андрей Дашевский.

По делам воздастся

Прихожане храма Праведного Иоанна Русского силой веры стараются менять окружающий мир к лучшему. Они делают для наших бойцов тактические носилки и маскировочные халаты, сети, отправляют им необходимые вещи, продукты, медикаменты.

И это благотворительное движение, словно закваска в православном пасхальном куличе, по завету Христа, растет и ширится, как хорошее сдобное тесто. К нему подключается все больше неравнодушных людей и меценатов, школ и детских садиков.

Таким образом, община своим деятельным примером показывает, что вера христианская – это понимание того, что мы ходим под Богом. И такая любовь к Спасителю, ближним своим, выражаемая через добрые дела, не какая-то абстрактная «вера в душе», а самая что ни на есть настоящая и спасительная.

В завершение Андрей Дашевский посоветовал кубанцам вспоминать о Господе не только тогда, когда «припечет», как делают многие, а жить по Его заповедям, бороться со своими страстями и слабостями каждый день. Тогда и церковные праздники не потеряют свой истинный смысл. А Воскресение Христово будет восприниматься как венец трудов верующего человека над собой во время всего Великого Поста.