Кубанские Новости
Общество

Автомобили Победы: какая техника помогала советским солдатам громить врага

Автомобили Победы: какая техника помогала советским солдатам громить врага
Даже на современных парадах обязательно присутствует техника военных лет.
Фото: Андрей Кравченко
Простые, но надежные машины трудились на благо родины и на фронте, и в тылу.

С Победы Рабоче-крестьянской Красной армии над силами фашистской Германии прошло 79 лет. Советские солдаты совершили невероятный подвиг и водрузили знамя над самим Рейхстагом. И на всём пути, от берегов Волги до улочек Берлина, им помогала самая разная техника.

Для нужд фронта в годы Великой Отечественной войны использовались не только автомобили, бывшие на вооружении Красной армии, но и те, что служили народному хозяйству, — всего более миллиона машин. Подавляющая часть из них была отечественного производства. О самых знаковых моделях расскажем накануне Дня Победы.

Захар Иваныч

ЗиС-5
ЗиС-5
Фото: retrotruck

Захаром Иванычем называли легендарный ЗиС-5 — один из главных автомобилей Красной армии. Эти грузовики были и на Дороге жизни, и на полях Европы. На их базе создавались первые «Катюши». А ещё это первые советские автомобили, которые поставлялись за рубеж, на экспорт. Кроме Ирана, Ирака, Китая и Турции, машины отправлялись и в Европу — в Испанию, в качестве военной помощи.

Полуторка

На3 АА
На3 АА
Фото: VADIMZoorguT86

Что может быть легендарнее ЗиСа? Конечно же, Полуторка. Знаменитейший грузовичок НаЗ АА стал символом Победы. К началу войны это был самый распространённый автомобиль в народном хозяйстве. Простой в ремонте и неприхотливый в работе, он заслужил всеобщую любовь и уважение.

Ярославский пятитонник

ЯС-3
ЯС-3
Фото: АК58

Самосвал ЯС-3 — достаточно редкая техника. К началу Великой Отечественной машины Ярославского автозавода входили в число базовых грузовиков Красной армии. Хотя и было их поменьше, чем ЗиСов и ГАЗов. В 1943 году производство примитивных самосвалов и вовсе встало, а завод перевели на выпуск гусеничной техники, с чем он отлично справлялся. Тем не менее некоторые ЯСы и ЯГи добрались до фронтовых дорог Европы. Ярославские грузовики использовали для буксировки орудий и подвоза боекомплектов, а также при строительстве и восстановлении укреплений. Некоторые продолжали служить Красной армии и после войны.

Советский джип

ГАЗ-67
ГАЗ-67
Фото: Region-73

В 1940 году по заказу армии США начались разработки внедорожника с открытым кузовом. Вскоре работы по созданию аналогичного автомобиля начались на Горьковском автозаводе и в НАТИ (прежнее название Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института). И в рекордные сроки, через 50 дней после получения задания, появился ГАЗ-64, первый собранный внедорожник. Серийное производство началось только в 1941-м. А в 1943-м на конвейер встал ГАЗ-67, который стали активно использовать как в штабной работе, так и в разведке. Он был лёгким и так же легко конкурировал с Виллисом. ГАЗ-67 стал популярным и в народном хозяйстве, заложив основу для будущих внедорожников ГАЗ и УАЗ.