Большую работу по увековечению памяти жертв нацизма на кубанской земле провел краевед из Новопокровского района Иван Бойко. Им установлены и с помощью неравнодушных земляков, а потом и местной власти обозначены места массовых казней нацистами беззащитных людей.
– Начиная с 1991 года я стал собирать данные о расправах немецко-фашистских оккупантов на территории района над мирными гражданами, основываясь на показаниях очевидцев и архивных документах, – рассказал Иван Бойко.
Когда он взялся, по сути, за самостоятельное расследование преступлений нацизма против человечества, «новым россиянам» было не до того. На тот момент в районе существовал лишь один памятник жертвам фашизма на месте расстрела мирных граждан в Войсковом саду близ станицы Калниболотской. Туда мы отправились.
По дороге мой проводник поведал, что когда в августе 1942 года фашисты оккупировали эту местность, то с помощью изменников Родины стали выявлять беженцев, советских работников, членов их семей, раненых красноармейцев. Здесь нашли убежище 1,5 тысячи спасающихся от войны граждан – эвакуированных из блокадного Ленинграда, с захваченных территорий.
На железнодорожных путях еще дымились разбитые вражескими самолетами пассажирские эшелоны, люди из которых спаслись в соседних станицах. Многие семьями шли сюда в надежде найти убежище, спастись от голода. С приходом карателей иногородних начали собирать в одном месте для жестокой расправы.
– По воспоминаниям свидетелей, под покровом темноты сюда стали свозить людей. Из фургонов раздавались плачь, стоны. Судя по всему, Калниболотская – одно из первых мест на Кубани, где фашисты применили так называемые душегубки. Потерявших сознание от газов, еще живых людей бросали в вырытый котлован, кого-то добивали, – рассказал исследователь.
Только здесь похоронено 48 человек, и это лишь примерное число, которое удалось установить после освобождения района созданной комиссией по расследованию преступлений немецко-фашистских оккупантов. Имена их так и остались неизвестными.
В память о безвинно убиенных зажигаем лампадку, а 22 июня у подножия памятника будет много свечей и цветов. В этот день местные жители с детьми из расположенного по соседству детского летнего лагеря, как и миллионы россиян, преклонят колени перед памятью жертв войны.
О том, что массовое захоронение в Войсковом саду не единственное в районе, до недавнего времени было известно на уровне слухов. Очевидцев тех жестоких расправ с каждым годом оставалось меньше, тем ценнее собранные Иваном Бойко сведения, которые раскрывают глаза на бесчеловечную сущность нацизма.
– Сбор свидетельств и установление точных мест расстрелов заняло больше десяти лет. Никаких связанных с этим документов в районе на тот момент не было. Пришлось буквально по крупицам собирать сведения в краевых архивах, сверять с показаниями свидетелей и уже на основе сложившейся картины устанавливать и обозначать на схеме точные места расправ над мирными гражданами, – рассказал о своей кропотливой работе Иван Бойко.
После того как были собраны все материалы, а свидетели подтвердили факты преступлений, стал вопрос об увековечении памяти. Но ни действующее на момент начала 2000-х годов руководство района, ни власти сельских поселений, где были обнаружены захоронения, не отреагировали на обращение общественника.
Хотя было доподлинно установлено месторасположение трех мест массовых расстрелов мирных граждан и одна братская могила красноармейцев. Два из них находятся на территории Ильинского сельского поселения, еще одно – у Буденновской лесополосы близ районного центра, захоронение бойцов – на кургане в станице Новопокровской.
Что было с этим делать? Отложить собранные с таким трудом документы в дальний ящик и смириться с равнодушием чиновников? Иван Бойко пошел другим путем.
Им были опубликованы исследовательские статьи о холокосте на Кубани и преступлениях немецко-фашистских оккупантов. Вынесена на общественное обсуждение проблема увековечения памяти жертв нацизма.
В результате на поросших травой беспамятства захоронениях простые граждане Николай Марков, Евгений Калайда, супруги Роза и Юрий Червонные установили временные памятники.
Кстати, «Кубанские новости» смогли убедиться в том, как менялось отношение местных властей к инициативе Ивана Бойко. В 2016 году в нашей газете была опубликована статья «Неузаконенная память» после того, как один из памятных крестов, установленных в поле близ станицы Ильинской, был снесен трактором.
На месте происшествия наш корреспондент увидел печальную картину: заросший сорняками высотой с человеческий рост, поваленный православный крест с надписью: «На этом месте 20 августа 1942 года был расстрелян 201 человек евреев и пленных красноармейцев».
– Почему так произошло? Можно ли на местном уровне поддержать народную инициативу и за счет администрации благоустроить эту территорию? – спросили мы тогда у главы Ильинского сельского поселения Николая Кулинича.
Он объяснил, что, хоть этот и еще один народный памятники, расположенные на вверенной ему территории, не значатся в перечне культурного и исторического наследия, их не бросят. Найдут деньги, чтобы поставить на кадастровый учет, зарегистрировать, а вместо временных сделать настоящие памятники.
Он сдержал свое слово. Благодаря участию сельской администрации в программе «Увековечение памяти погибших при защите Отечества» на этом месте появился поклонный крест из черного мрамора. Позже за счет собственных средств высадили деревья, уложили тротуарную плитку.
Такие же перемены в ближайшее время ждут еще одно место массового захоронения у Буденновской лесополосы близ станицы Новопокровской. Памятное место на общественных началах обозначили и много лет ухаживают за ним супруги Червонные.
– Это скромный обелиск, и в этом году я обратился к главе Новопокровского района Александру Свитенко с просьбой изыскать возможности для его благоустройства. К моей радости пришел ответ, что этот вопрос очень скоро решится положительно, – поделился хорошими новостями Иван Бойко.
В домашнем архиве Ивана Бойко хранятся объемные папки с воспоминаниями свидетелей преступлений нацистов против человечества. Собранные факты и документы легли в ряд опубликованных им книг об истории Новопокровского района. Их читают земляки.
Благодаря поддержке местной власти в муниципалитете появляются по-настоящему народные памятные места. Если краевед нашел и документально подтвердил места массовых расстрелов, то администрация нашла бюджетные деньги, довела начатое общественником дело до логического завершения. И не останавливается на достигнутом.
Шефство над этими памятниками взяли ветераны, местные юнармейцы и молодогвардейцы. Ко Дню памяти и скорби, станичники обязательно посетят их, вместе со всей страной зажгут свечи и, преклонив колени, еще раз вспомнят о погибших в годы Великой Отечественной войны.