Многие россияне на Крещение первым делом стремятся окунуться в иордань. Бесстрашно делают это в любую погоду, зачастую проявляя удаль, мол, вот как могу. По мнению священнослужителей, такое бравирование больше напоминает ритуальный экстрим или какой-то полудикий ритуал и ничего общего с глубоким смыслом омовения не имеет.
Да, вода как богосозданная и богоблагословенная стихия играет особую роль в богослужении и накануне праздника Крещения, и самого праздника Богоявления, но смысл не только в ней. И уповать на то, что вот, окунусь в прорубь или даже помоюсь под душем (ходит миф, якобы в Крещение вся вода сама собой освящается) – и смою все грехи, по меньшей мере нелепо.
Для всех нас крайне важно в этот день поблагодарить Господа нашего Иисуса Христа, который пришел в мир и сделал все для нашего спасения. Поэтому надо обязательно посетить храм, торжественные богослужения.
– На самом деле в день Крещенского сочельника и в праздник Богоявления Господня совершаются целых три таинства, первое из них – это таинство исповеди. Сначала надо прийти на исповедь и попросить у Бога прощения. Это важно, ведь в Писании сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», – объяснил, как подготовиться к крещенским омовениям настоятель храма святой Блаженной Ксении Петербургской, Михаил Острожинский.
Священник приводит в пример, как Господь явился на проповедь. Он всем говорил об одном и том же. Но в ком-то Его слова посеяли зерно истины, и они стали славить Христа Воскресшего, а были и те, кто испугался и стал требовать казни мессии. Получается, что только те, у кого было чистое сердце, разглядели Бога в образе человека и пошли за Ним.
– Для всех нас крайне важно в этот день поблагодарить Господа нашего Иисуса Христа, который пришел в мир и сделал все для нашего спасения. Поэтому надо обязательно посетить храм, торжественные богослужения, – подчеркнул Михаил Острожинский.
По его словам, надо понимать, что святость крещенской воды не больше святости таинств церкви. Когда мы готовы часами простаивать в очереди за святой водой, но при этом «забываем» про Божественную литургию, про таинство исповеди и таинство причащения, то уподобляемся тем же язычникам.
Во всех православных храмах в Крещенскую службу пройдет Божественная литургия и совершится таинство причастия, во время которого верующий вкушает белый хлеб и вино, символизирующие тело и кровь Иисуса Христа.
– Это воссоединение с Господом Богом. Таким образом мы очищаем душу от грехов, чтобы обрести вечную жизнь. Ведь изначально Адам и Ева были с Богом в прямом общении, могли видеть Его. Когда их тело, душа и сердце отягчились грехом, эта духовная пуповина между человеком и Богом, к сожалению, прервалась, – напомним о евангельских событиях священник.
Иными словами, причастие, или евхаристия, обозначает союз между Богом и человеком, который начинается тогда, когда тело Христа становится частью нашего и Его кровь начинает течь в наших жилах. Вот почему оно называется не иначе, как «Таинство таинств». Это самое тесное, какое только возможно здесь, на земле, соединение человека с Богом, причем соединение не только интеллектуальное и эмоциональное, но даже физическое.
Господь дал нам возможность воссоединения с Ним через привычный способ – трапезу. И как в обычной трапезе употребляемая нами пища в процессе ее усвоения преобразуется в ткани нашего организма, так что природа человека соединяется с природой пищи, так и в евхаристии: мы незримо соединяемся со Христом, приобщаемся Ему.
К сожалению, есть люди, которые, неправильно воспринимая это таинство – как традицию, ритуал или «религиозный долг», причащаются как бы впустую: их жизнь не меняется. Надо верить и понимать, что причастие очень ко многому обязывает. Человек, приняв внутрь себя Бога, должен жить не так, как до этого. Причастием его соединение с Богом не кончается, важно то, что следует потом, когда человек возвращается в мир. Он же должен нести людям тот свет и ту благодать, которую получил, и делиться ими.
Освящаемую особым чином воду в Крещенский сочельник и праздник Богоявления Господня называют святыней. Но при этом человек должен помнить, что без Бога, без Его благословения, она так и останется простой водой.
– Из Крещения Господнего мы помним, когда Сын Божий ступил в воды Иорданские, Дух Святой сошел и прозвучал голос с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, его волю послушайте». Точно так же и здесь: без молитвы, без исповеди, без причастия, ничего не поменяется. А если человек попытался вступить с Господом в отношения через таинства, тогда и вода принесет пользу, – указал единственно верный путь Михаил Острожинский.
Неслучайно празднику Богоявления предшествует строгий однодневный пост Крещенского сочельника, который длится с вечера 17 января (в церкви день начинается с вечера накануне) до окончания молебна на освящение воды – водосвятия. Таким образом церковь помогает нам уйти от телесного и сосредоточиться на духовном.
– Батюшка, посоветуйте нашим читателям, как быть невоцерковленным людям? Можно ли прийти на Крещение в церковь, например, просто за святой водой, как делают многие? – спросили «КН» у священника о мирском.
– Конечно, двери храма открыты для всех. Только всегда надо помнить слова Господа, что «по вере вашей да будет вам». Конечно, святая вода не станет менее святой, разница в том, какую благодать от нее получит верующий и неверующий человек, – объяснил он.
То же самое относится и к купанию в проруби. Если человек хочет этим что-то доказать, бравирует своим удальством – это одно. А если делает омовение во славу Божию, для своего спасения и очищения, то уже другое. Главное, что представление о празднике Богоявления Господня как о дне, когда верующие должны лезть в прорубь, очень искаженное. Нет, не должны! Троекратное (в честь Троицы) окунание в крещенскую иордань – это личный выбор человека.
Справка «КН»
На Кубани для всех желающих окунуться на Крещение подготовлены специальные места. Их организуют с учетом всех мер безопасности, оборудуют кабинками для переодевания и пункты обогрева. На месте будут дежурить медики, спасатели, казаки и полицейские.
Список праздничных богослужений и мест для купания в день Крещения Господня опубликован на сайте Кубанской митрополии mitropoliakuban.ru.