На днях Россия, Америка и Китай вместе голосовали за резолюцию Совбеза ООН по Украине. Впервые за многие годы демонстрировали единство по такому непростому вопросу. Этот факт безмерно шокировал многих на Западе, а еще убедил большинство жителей земного шара в том, что началась новая эпоха. Эксперты стали говорить о «второй Ялте», намекая на событие, которое определило очертания послевоенного мира. Причем очень часто в негативном ключе. Мол, снова, как и 80 лет назад, Штаты принесли демократию в жертву геополитике. И теперь одна надежда – на оплот всех «светлых сил» Европу. А уж ее руководители, как всегда, храбро стоят на стороне добра, союзников не предают и готовы ради них снять свою последнюю рубашку.
И не поспоришь. Америка, хоть и считается лидером демократического мира, не особо парится, когда ради выгоды нужно пренебречь всей этой идеологической мишурой. Например, устроить «правильный» военный переворот, сфабриковать повод для «справедливой» войны или кинуть надоевшего союзника, которого обещали защищать всеми силами. По последнему тезису есть исторические примеры нагляднее некуда: Южный Вьетнам и Афганистан. И сегодня что-то подобное вырисовывается на Украине. В общем, чего греха таить: история показывает, что не являются Штаты моральным авторитетом в политике. Но вот вопрос: а насколько соответствуют этому светлому образу те, кто их критикует?
Начнем с храбрости. Недавно премьер Дании Метте Фредериксен выдала фразу, достойную Оруэлла. «Я понимаю, что многие люди считают, что мирное урегулирование или прекращение огня – хорошая идея, но мы рискуем тем, что мир на Украине на самом деле может быть опаснее, чем война, которая идет сейчас», – сказала она. В общем, позиция как у викингов: война – это хорошо, а мир – плохо. Вот только насколько сами храбрые датчане следуют этому девизу? А никак! Последний раз по-настоящему страна воевала 160 лет назад – в 1864 году с Пруссией и Австрией.
Уже в Первой мировой войне Датское королевство сохраняло нейтралитет, предпочитая торговать с обеими сторонами. А датские спекулянты нажили немалые состояния на мясных консервах, которые продавали в Германию.
Но еще более сильно воинственный датский характер обнаружил себя в годы Второй мировой. Когда 9 апреля 1940 года вермахт вторгся на территорию страны, она мужественно воевала с немцами аж шесть часов. Только одно из подразделений 16-тысячной датской армии открыло огонь по оккупантам. Всего же потери гитлеровцев составили 2 человека убитыми и 10 ранеными. И уже в 10 утра правительство в Копенгагене призвало граждан соблюдать спокойствие и не сопротивляться оккупации. Граждане четко выполнили этот призыв.
Прошло 85 лет. За этот период кроме «миротворческих» НАТОвских операций Дания не участвовала ни в едином военном конфликте. Но поучать других о том, что воевать лучше, чем заключить мир, руководство страны все равно берется.
Вторая часть нашего экскурса. О верности союзникам. В этой номинации несомненный лидер Великобритания, лидеры которой сегодня клянутся в том, что никогда не бросят Украину в беде.
У нее в этом плане огромнейший исторический опыт. О Мюнхенском сговоре, наверное, знают все. Как и о «странной войне» 1939 года, когда Англия с Францией, вроде бы воюя с фашистской Германией и имея пятикратный перевес на Западном фронте, пальцем о палец не ударили, чтобы спасти Польшу. Но были и другие, менее известные, но очень показательные факты английской верности союзническому долгу.
После Мюнхена и последующей оккупации рейхом Чехословакии Великобритания заморозила финансовые активы. Но не агрессора Германии, а жертвы и союзника. Мол, для того, чтобы золото не досталось оккупантам. А потом Банк Британии как ни в чем не бывало перечислил эквивалент золотого запаса Третьему рейху. И все. Кстати, до сих пор Англия даже не попыталась объяснить, что это было, не то, чтобы вернуть деньги хозяину.
Второй эпизод. Буквально через полтора года, когда храбрые английские солдаты дали деру из Дюнкерка, Франция капитулировала. И чтобы ее корабли не достались немцам и итальянцам, королевский флот Великобритании получил приказ захватить или уничтожить их. В результате погибли более тысячи французских моряков, вина которых была в том, что они остались верными присяге. В результате был нанесен серьезнейший удар по отношениям между странами, чем, конечно же, воспользовались немцы. Но что самое интересное, из тех французских кораблей, которые не удалось тогда уничтожить англичанам, в руки Германии не попал ни один. Французские моряки либо затопили их в Тулоне, либо ушли в Северную Африку.
И еще один эпизод. Декабрь 1944 года. В Греции, из которой недавно ушли фашистские войска, были сильны левые настроения. Отряды бывших партизан контролировали почти всю страну. Но это не устраивало английское руководство. Оно потребовало от партизан сдать оружие, а когда те отказались, английские войска начали боевые действия, опираясь на помощь бывших нацистских коллаборантов, которых они специально вооружили против «красных». А когда и это не помогло, с итальянского фронта были сняты регулярные войска, которые устроили штурм Афин. Кстати, пока повстанцы контролировали Акрополь, они не сделали с его территории ни одного выстрела по противникам. Чтобы сберечь национальную святыню. Но после того как его взяли англичане, они установили там артиллерийские орудия, чтобы было удобно обстреливать позиции бывших партизан.
Думаете, за восемьдесят лет что-то в сознании европейской элиты изменилось? Вряд ли. И когда наступит момент, они обязательно предадут того, кому еще вчера клялись в вечной дружбе. Это обязательно помнило украинское руководство, если бы знало историю. Но оно историю не знает, оно с ней воюет…