Боевые и юбилейные награды, памятные знаки, монеты, книги, армейские артефакты - любители истории России найдут в экспозиции, подготовленной Василием Вирченко, все, что душе угодно. Он начал собирать свою коллекцию девять лет назад, и за эти годы ширились не только полки с экспонатами, но и тематика.
– Все начиналось с Великой Отечественной войны, потом к ней добавилась Гражданская с историей создания различного оружия, значимыми историческими личностями этого периода, – рассказал Василий. – Есть, например, гранаты времен войны – без взрывателей, разумеется. Есть сабли, какие были у казаков в начале прошлого века. Есть юбилейные тематические монеты. Появляется экспонат – и сразу хочется, чтобы он был подкреплен соответствующей книгой, а еще лучше – видеороликом, хотя это и добавит технических сложностей в демонстрации выставки.
Василий с детства очень увлечен историей. Его, неунывающего и веселого хулигана, с начальной школы педагоги приучали читать книги. Герои великих сражений разных эпох, которые были главными действующими лицами большинства программных произведений и выходили победителями даже в самых сложных сражениях, сразу покорили мальчишечье сердце. А любимыми игрушками всегда были выструганные из дерева автоматы и пистолеты.
– А когда в зрелом возрасте я вступил в казачье общество, познакомился там с очень увлеченным человеком – Юрием Александровичем Юрченко. – рассказал Василий. – Он коллекционер со стажем, и коллекция у него в разы больше и интереснее моей. Одних наград разных эпох больше 6,5 тысячи. Начали с ним общаться, и вот тут-то что-то и щелкнуло в моей душе! Понял, что хочу так же, как он, собирать свидетельства мужества и героизма русских людей и, быть может, заинтересовывать ими подрастающее поколение.
Дети и подростки, а именно они чаще всего становятся посетителями выставки, реагируют на исторические экспонаты по-разному. Малыши еще не все понимают, непоседливые шестиклашки проносятся ураганом вдоль стендов и норовят стащить со стола гранаты, а старшеклассники часто скучают.
– Да, мы порой не получаем от них той реакции, которую ждем. Но необходимы терпение и время. Ведь сейчас такой период – идет борьба за души человеческие! Надо показывать, объяснять, говорить, несмотря ни на что. Ничто не проходит даром! А если ничего вообще не делать, так и результата не будет, – уверен Василий Вирченко.
Всю жизнь, сколько себя помнит Василий, он хотел стать офицером. Мечтал поступить в Рязанское воздушно-десантное училище и готовился к этому очень серьезно – все свободное время пропадал в спортзале, вступил в военно-спортивный клуб. Но судьба распорядилась иначе: травма руки, полученная в 16 лет, не позволила не только стать профессиональным военным, но и закрыла дорогу даже на срочную службу.
Однако чуть ближе к мечте позволило стать казачество. Хоть и не говорили об этом в семье в советские годы, но берет свое начало род Вирченко от настоящих кубанских казаков, которые десятилетиями стояли на защите рубежей Государства российского. Поэтому с 2016 года Василий состоит в казачьем обществе родной станицы Павловской.
А еще казачество позволило осуществиться второй заветной мечте: побывать на параде Победы в Москве, к которому с детства он относился с огромным трепетом и восхищением. Причем даже не в качестве зрителя, а поучаствовать в нем. В этом году казак Вирченко будет шагать в составе коробки кубанского казачьего войска в четвертый раз – справа от знамени, с шашкой в руках.
– Безусловно, парад на Красной площади вызывает восторг и небывалый подъем духа, – рассказал Василий. – Но не могу не сказать, что это еще и огромная ответственность, большая физическая нагрузка. Тренировки проходят несколько месяцев – сначала дома, в Краснодарском крае, потом в Подмосковье. И до того, как мы прошагаем 9 Мая, по сути, проходит около 50 тренировочных парадов на площадке полигона в Алабино, в точности повторяющего размеры главной площади страны. Что бы ни случилось, а все помнят, что бывают разные накладки – и сапоги слетают во время чеканного шага, и высоко выступающие люки мешают идти, надо не сбиться с ноги и не нарушить строй.
Выдерживать такой темп тренировок Василию Вирченко помогает спорт – он много лет занимается пауэрлифтингом, теннисом и бегом на роликовых коньках на длинные дистанции.
Во время подготовки ко второму в жизни Василия Вирченко парада Победы пришло сообщение о начале специальной военной операции. Представители казачьего руководства приехали в казарму: «Будут ли добровольцы для участия в военных действиях?»
– Мои деды, когда понадобилось, пошли на защиту своей Родины. Дед по отцовской линии Яков Гаврилович прошел почти всю Великую Отечественную войну в пластунском полку и погиб в 1945 году, освобождая Польшу. Дед по материнской линии Роман Семенович получил 17 пуль в 1941-м в боях под Бобруйском и был комиссован. Могло ли мое решение быть другим? Конечно, 9 Мая я шагал по Красной площади и уже знал, что совсем скоро тоже отправлюсь на фронт, – вспоминает Василий.
После парада он прошел подготовку в казачьем учебном центре, а затем стал бойцом отряда специального назначения «Кубань» (БАРС-16). Отработал два контракта, второй – в составе добровольческого отряда спортсменов Российского союза боевых искусств «Союз». Видел Мариуполь в руинах, где совсем недалеко от места дислокации казаков из подвалов «Азовстали» все еще выползали по ночам недобитые фашисты и пытались устраивать диверсии. Сражался под Угледаром, держал оборону Красного Лимана, за которую был награжден медалью «За отвагу». Был удостоен медалей «Атаман Антон Головатый», «Атаман Захарий Чепега», наградного креста «За заслуги перед кубанским казачеством».
Недавно Василию Вирченко было присвоено звание подхорунжего – конечно, не совсем корректно его приравнивать к офицерским званиям Российской армии, но это все равно что младший лейтенант. Именно такие погоны получают выпускники военных училищ, в которое когда-то так и не смог попасть Василий. Так что, можно сказать, что и еще одна его мечта осуществилась. Ну а после парада Победы 9 Мая казак Вирченко вновь окажется там, где в нем больше всего будет нуждаться огромная непобедимая страна, которую не раз защищали его деды и прадеды.