Напомним, «Кубанские новости» провели собственное расследование подвига казаков 4-го эскадрона 50-й кавалерийской дивизии (3-я гвардейская) в битве под Москвой («КН» от 29 января 2025 года) и опубликовали 16 карандашных портретов наших земляков, которые воевали в составе дивизии, сделанных фронтовым художником Геннадием Бабиковым в 1943 году.
Одними из первых на публикацию откликнулась семья Грицуковых. В материале они узнали о том, что в редакции есть портрет их отца и деда Александра Ивановича Грицукова, который прошел всю войну. Мы пригласили их в редакцию, чтобы вручить рисунок из 1943-го.
– Спасибо огромное! Благодаря вам мы увидели, каким был наш дедушка во время войны. Он ушел из жизни в 1977 году, до моего рождения. Знаю, что он не любил фотографироваться, как и вспоминать о войне, – рассказал внук фронтовика Антон Грицуков из Краснодара.
По его словам, для всех родственников память о дедушке – священна. Его награды и документы хранятся в родном селе Успенском как дорогая реликвия, передаются «от младшего сына к младшему». Каждый год семья участвует в шествии «Бессмертного полка», и на 80-ю годовщину Победы фронтовой портрет обязательно встанет в памятный строй.
Уже несколько поколений Грицуковых защищают Отечество. Сын героя Великой Отечественной войны Анатолий Александрович – военный пенсионер, старший внук Сергей – подполковник, участник боевых действий, младший внук Антон – майор запаса, также участник боевых действий, правнук Вячеслав – курсант Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков.
На опубликованный в «КН» материал о подвиге кавалеристов 4-го эскадрона обратил внимание старший Грицуков. Среди списков, чьи фронтовые портреты есть в редакции, нашел имя своего отца.
– О том, как воевал мой дед, говорит то, что он был награжден тремя медалями «За отвагу», орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Москвы». Держу в руках его портрет, и у меня руки дрожат от волнения и гордости, – сказал Антон Грицуков.
Как пример трепетного отношения к памяти Александра Ивановича – работа его младшей внучки Светланы. Она собрала и систематизировала имеющиеся сведения о его боевом пути, оформила их в небольшую книгу.
На основе сведений, сохранившихся в семейном архиве, орденской книжки, журнала боевых действий 9-го гвардейского кавалерийского полка (до 8 декабря 1941 года 37-го полка 50-й дивизии), исторических фактов мы узнали потрясающие подробности героического боевого пути героя портрета и его однополчан.
Известно, что уже через две недели после того как гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз, 30-летнего тракториста колхоза из села Успенского Александра Грицукова вместе с другими станичниками непризывного возраста мобилизовали в Рабоче-крестьянскую Красную армию.
Его зачислили рядовым в 37-й полк 50-й кавалерийской дивизии, которая формировалась под Армавиром. Всего за два месяца Кубань отправила на фронт девять кавалерийских соединений. Первые из них – 50-я Кубанская под командованием Иссы Плиева и 53-я Ставропольская, командир Кондрат Мельник.
Дивизии эшелонами перебрасываются на Западный фронт, где к тому времени сложилась сложная ситуация. Фашистские армии группы «Центр» прорвали западную границу СССР и рвались к Смоленску.
Полк Александра Грицукова прибывает на станцию Старая Торопа в Тверской области. Форсировав реки Западная Двина и Межа, казаки занимают оборону южнее деревни Михайловское. Из журнала боевых действий 9-го гвардейского кавалерийского полка:
«22 июля 1941 года. 3-й и 2-й эскадрон занимают оборону, 4-й ведет разведку боем деревень Васильево и Булатово, в результате которой захвачены важные документы…»
Ночью красные кавалеристы взяли первого «языка» и разгромили немецкий гарнизон. Здесь же понесли первые потери. Местные жители вспоминали, что после конной атаки на поле лежало много погибших бойцов и убитых лошадей, из засады по ним вел огонь фашистский танк.
В начале августа 50-ю Кубанскую и 53-ю Ставропольскую объединили в Оперативную кавалерийскую группу под командованием полковника, впоследствии генерала, Героя Советского Союза Льва Доватора, которая прославилась стремительными рейдами по тылам противника. На борьбу с «доваторцами» враг был вынужден отвлечь с фронта две дивизии. В том числе благодаря этому были сорваны сроки операции «Барбаросса» по быстрому захвату столицы.
Красноармеец, минометчик Александр Грицуков награжден медалью «За оборону Москвы». Эта награда может многое рассказать об участии кубанцев в битве, изменившей ход Великой Отечественной войны, где они покрыли себя неувядаемой славой.
Кавалерийская группа Льва Доватора, в составе которой действовал и минометный расчет Александра Грицукова, 13 октября 1941 года с боями вырвалась из окружения в район Волоколамска под Москву. Как вспоминал командующий 16-й армией генерал-полковник Константин Рокоссовский, 3-й кавкорпус, сильно поредевший, был в то время внушительной силой, за четыре месяца боев личный состав закалился в сражениях.
На кавалеристов возложили сложную задачу – организовать оборону на широком фронте севернее Волоколамска вплоть до Волжского водохранилища. Ставка делалась на маневренность конницы.
Утром 16 октября началось наступление на Москву. Противник нанес удар танковыми и моторизованными клиньями, сражение разгоралось на всем фронте 16-й армии. На следующий день был атакован кавкорпус Льва Доватора севернее Волоколамска, но танковым соединениям не удалось продвинуться на занимаемых конниками рубежах.
С 11 по 14 ноября 50-й кавалерийской дивизией, во взаимодействии с другими частями, была успешно проведена так называемая Скирмановская операция. Кубанцы под командованием генерала Плиева героически действовали почти в тылу противника, сами оказались в окружении, из которого с боем вырвались.
Через два дня новый приказ – нанести удар по волоколамской обороне врага, и конница мчится в атаку. А уже 19 ноября 4-й эскадрон 37-го кавполка принял бой с фашистскими танками у деревни Федюково и повторил подвиг панфиловцев.
В наступлении на Солнечногорск (в нем участвовали три дивизии группы Доватора) 50-я дивизия своими силами разгромила 240-й пехотный полк немцев, о чем упоминает в книге «Солдатский долг» Константин Рокоссовский. Конница понесла большие потери от ударов авиации, но своими действиями не дала врагу развить успех в сторону столицы.
Принимая Гвардейское знамя из рук Рокоссовского 8 декабря 1941 года, генерал Лев Доватор от имени личного состава поклялся безжалостно уничтожать немецко-фашистских захватчиков. За проявленный героизм 50-я кавдивизия была переименована в 3-ю гвардейскую, а 53-я – в 4-ю гвардейскую.
…Через десять дней в очередном рейде по тылам врага под пулеметным огнем погиб Лев Доватор. Казаки сполна воздали за смерть командира, разгромив важный узел обороны врага в деревне Палашкино на реке Руза.
Впереди у 3-й гвардейской Кубанской кавалерийской дивизии в составе 2-го гвардейского кавалерийского корпуса под командованием генерала Владимира Крюкова лежал славный боевой путь, который от начала до конца прошел простой кубанский колхозник, рядовой красноармеец Александр Грицуков.
Первой медалью «За отвагу» минометчик Грицуков награжден 12 февраля 1943 года. До сих пор архив Минобороны с тем приказом засекречен. Но известно, что в этот период 2-й гвардейский кавалерийский корпус в составе 3-й Кубанской и 4-й Ставропольской гвардейских дивизий был брошен на окружение крупной Орловской группировки немцев.
«Шли 400–500 километров в январские морозы, в пургу и февральские метели по дорогам, сшибая во встречных боях подходившие немецкие дивизии, освобождая города и села Курской, Орловской областей. Колесный транспорт застрял в снегах. Тащили все на себе: патроны и снаряды, пушки и продовольствие» – так описывает поход историк-поисковик из Брянской области Виктор Горняков, который и передал «КН» копии портретов кубанских казаков.
Кавалеристами и приданными им лыжными бригадами 1 марта был освобожден город Севск. Две недели, отражая атаки танковых немецких и венгерских дивизий, они неимоверными усилиями связывали на этом участке превосходящие силы врага, чем способствовали развертыванию наших войск севернее Курска и надежно прикрывали Севский выступ Центрального фронта.
Командир 3-й гвардейской кавалерийской дивизии Михали Ягодин (после войны жил и работал в Краснодаре) в отчете о боях за город Севск писал: «В полках уцелело по 25–30 человек. И то в основном расчеты минометов…»
Наш герой был среди тех немногих красноармейцев, которые 27 марта вырвались из охваченного огнем города. Вот что говорит о том периоде приказ ко второй медали «За отвагу» разведчика минометной батареи 9-го гвардейского полка Александра Грицукова:
«10 мая 1943 года, Центральный фронт. В период боя за хутор Марицкий (Севский район) тов. Грицуков из своего оружия уничтожил до 20 гитлеровцев, при этом проявил смелость и хладнокровие».
В приказе к третьей медали «За отвагу» от 13 сентября 1943 года сказано: «Товарищ Грицуков участник неоднократных боев с немецко-фашистскими оккупантами, в боях за деревню Пырятино Хотынецкого района Орловской области проявил себя как храбрый, стойкий воин Красной Армии. Он вел непрерывную разведку над полем боя, засекал огневые точки противника, корректировал огонь своих минометов, чем помог командованию в выполнении боевых задач».
Из рассекреченных Минбороны документов узнаем, что бои за деревню Пырятино велись в ходе Орловской наступательной операции «Кутузов», которая была проведена с 12 по 18 августа 1943 года в ходе Курской битвы для окончательного разгрома группировки противника под Орлом.
Из приказа от 13 марта 1945 года о награждении уже наводчика орудия 9-го гвардейского кавалерийского Краснознаменного Седлецкого полка Александра Грицукова орденом Красной Звезды: «В боях за город Польцин тов. Грицуков подвез боеприпасы в трудный момент боя и пошел с личным оружием отражать контратаки противника. В бою уничтожил четырех немецких солдат и трех взял в плен».
Благодаря таким подвигам красноармейцев польский Польцин был взят 5 марта 1945 года в ходе Восточно-Померанской операции. Войскам, участвовавшим в боях за овладение этим и другими городами, объявлена благодарность, в их честь дан салют из 224 орудий в Москве.
К весне 1945 года 3-я гвардейская, а в начале войны – 50-я, кавалерийская дивизия уже носила почетные наименования «Краснознаменная» и «Мозырская», а 26 апреля 1945 года за доблесть и мужество, проявленные в ходе Берлинской наступательной операции, была награждена орденом Суворова 2-й степени.
Спешенные эскадроны 2-го гвардейского кавалерийского корпуса 1 мая ворвались в пылающий пригород Берлина, чем завершили операцию по окружению вражеской столицы. На следующий день было объявлено о капитуляции фашистской Германии. Окрыленные победой кавалеристы получили приказ двигаться к Эльбе, где 3 мая 1945 года передовой отряд корпуса встретился с частями американской армии.
Среди наших земляков, которые поили коней в Эльбе, был и Александр Иванович Грицуков, портрет которого «из 43-го» так много рассказал о героическом боевом пути одной из прославленных кубанских кавалерийских дивизий.