На каком уровне находятся профилактика и оказание медицинской помощи пациентам, которые столкнулись с сердечным ударом? На эти и другие вопросы в интервью «Кубанским новостям» ответил врач-кардиолог Кропоткинской городской больницы Владимир Митяшин.
– Владимир Владимирович, по статистике, в Краснодарском крае смертность от болезней систем кровообращения ниже, чем по стране. Только за пять лет смертность среди кубанцев от инфаркта миокарда и инсультов снизилась на 15 процентов. По вашему мнению, с чем связана положительная динамика?
– Я бы хотел отметить, что в последние десять лет в крае стали уделять больше внимание здоровому образу жизни. Эффект дают и государственные инициативы по борьбе с хроническими неинфекционными заболеваниями, в частности с болезнями сердца.
Посмотрите, сколько у нас появляется новых спортивных комплексов, площадок! Здоровый образ жизни становится модным, и это радует. Современные люди стали активнее отказываться от вредных привычек, а это, как известно, лучшая профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
По сравнению с тем, как было еще 20 лет назад, по улицам ходит намного меньше людей с пивом и сигаретами. Возьмите тот же запрет курения в общественных местах, сколько было недовольных! Зато многие отказались от этой вредной привычки, и пример другим не подается.
Главное, теперь курение рассматривается как вред не только со стороны медицины, но и со стороны общества, что дает результат. Конечно, какой-то более масштабный эффект от этого мы увидим позже, но уже, без сомнения, есть положительные сдвиги, в том числе в снижении смертности от сердечно-сосудистых заболеваний.
– Радует, что популяризации здорового образа жизни уделяется большое внимание. Но, как вы сами сказали, эффект этот отложенный и будет заметен позже. А с какими болезнями сердца вы, как медик, сталкиваетесь здесь и сейчас?
– Если говорить о кардиологии, то обращаются достаточно молодые мужчины – в возрасте до 40 лет. При этом большинство из них вообще впервые столкнулось с этой проблемой, то есть человек никогда раньше не обследовался, никуда не обращался за медицинской помощью.
Как правило, такие люди плохо осведомлены о том, что такое диспансеризация, зачем хотя бы раз в три – пять лет сдавать липидограмму (сахар крови). То есть люди не уделяли внимания своему здоровью в принципе. Вот это основная категория наших пациентов.
И также хронические пациенты – это люди уже старшего возраста – от 70 и до 100 лет. Да, у нас есть и такие! Вот буквально завтра пациент 89 лет меняет кардиостимулятор, с которым прожил уже десять лет. При этом он ведет достаточно активный образ жизни и намерен дальше продолжать в том же духе.
– Вы так запросто сказали о том, что жителю Кавказского района уже десять лет продлевает жизнь кардиостимулятор. Получается, это не такая уж диковинка. Расскажите, доступна ли установка этого медицинского прибора простым кубанцам? В целом, на каком уровне находится кардиология в крае?
– Знаете, я горжусь тем, что в современной кубанской и российской кардиологии нет разницы, где получать медицинскую помощь. Лекарства, какие-то инструментальные методики, те же кардиостимуляторы, хирургическое лечение, искусственные клапаны сердца – все это доступно бесплатно каждому по полису обязательного медицинского страхования.
Могу с уверенностью сказать, что в данный момент отечественная кардиология вообще ни от кого в мире не отстает. Если говорить о Краснодарском крае, то в плане кардиологии – это один из эталонных регионов России по показателям, по научной деятельности и хирургической активности.
И в этом направлении за последние 20 лет мы очень далеко шагнули вперед. Да, нет смысла делать по всему краю операционные с дорогущим оборудованием. Когда у нас на месте есть возможность поставить тот же временный кардиостимулятор, с которым пациент может ходить до двух недель запросто.
Параллельно мы контактируем с краевой больницей № 1, докладываем о пациенте и согласовываем дату и время, когда мы привезем пациента для установки кардиостимулятора под кожу, который уже позволит человеку на протяжении восьми – десяти лет жить без потери качества жизни.
– По вашим словам, высокотехнологичная медицинская помощь доступна как пациенту с сердечным заболеванием из отдаленного хутора, так и жителю районного центра. Благодаря чему это стало возможным?
– Большое значение имеет созданная в крае кардиологическая служба. Она включает в себя сеть медицинских центров по всему региону, которые могут оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь в лечении инфарктов.
В результате от первого контакта со скорой помощью до хирургического малоинвазивного вмешательства в среднем проходит около 30 минут. Благодаря отработанной маршрутизации, круглосуточным контактам с головным учреждением есть возможность на местах максимально эффективно спасать жизни пациентов. И показатели в этом направлении постоянно растут.
Кроме того, работает целый ряд программ льготного лекарственного обеспечения. Человек, перенесший инфаркт, в течение года получает лекарства бесплатно. При этом расширяется список медикаментов, в том числе для новых пациентов, с нарушением ритма сердца, с хронической сердечной недостаточностью.
Как результат – препараты становятся доступнее, человек их принимает, соответственно, меньше случаев госпитализации. Иначе не все имеют возможность потратить, грубо говоря, несколько тысяч рублей в месяц на лекарства. Так что все это у нас в крае реально работает.
– В начале беседы вы говорили о том, что среди пациентов кардиологического отделения много мужчин в возрасте до 40 лет. Известно, среди женщин в этом возрасте, наоборот, очень мало инфарктов. Что надо знать женщинам и мужчинам, чтобы сохранить здоровое сердце?
– Действительно, женские и мужские сердца разные. Самое заметное отличие – это размер и масса. У женщин сердце меньше и легче, в то время как у мужчин этот орган больше как по размеру, так и по весу.
Почему у мужчин чаще происходит инфаркт? Если вкратце, то тромб перекрывает сосуд, прекращается поток крови в большой зоне – и следует удар. А у женщин разветвленная система более мелких по диаметру сосудов, проще говоря, один из них временно перекрылся – снабжение кровью сердца поступает через другой.
Кроме того, болезнь сердца у женщин развивается более медленно, начинается со стенокардии. А значит, они чаще обращаются к кардиологу до возникновения инфаркта, что позволяет назначить своевременное лечение. К тому же у мужчин больше вредных привычек, не следует сбрасывать со счетов и тяжелую физическую работу, стрессы.
В детородном периоде у женщин вырабатывается гормон эстроген, который предохраняет организм от развития атеросклероза. Даже считалось, что у женщин до менопаузы вообще инфарктов быть не может. Хотя сейчас такие диагнозы встречается все чаще, и тому виной увлечение всевозможными БАДами, неправильное питание, наследственность.
– Получается, если у кого-то из родных были случаи инфаркта, то ты уже автоматически в группе риска? Неужели все так серьезно?
– Конечно. Наследственность играет огромную роль, и мы наблюдаем целые семьи. Кстати, сейчас в крае проводится одно из профилактических мероприятий в этом направлении. Если мужчина в молодом возрасте перенес инфаркт, то настоятельно рекомендуется обследование и его детей в возрасте 11–12 лет на предмет наследственного атеросклероза.
Например, один из наших пациентов перенес шунтирование, а после инсульт – а это одно их проявлений атеросклероза. Так вот, учитывая вышеназванные проблемы отца, его сына пригласили на обследование (сам бы он не пришел), когда риск подтвердился, не дожидаясь инфаркта, провели стентирование сердца, благодаря чему парень жив и здоров.
Между лечебными учреждениями края налажена информационная работа. Если пациент с высокими рисками и сердечно-сосудистой патологией в анамнезе, то его данные заносятся в общую базу, доступную на любом уровне всем, кто принимается за его лечение.
Выявление на ранних стадиях позволяет медикам отслеживать группу высокого риска сердечных заболеваний. Соответственно, приглашать людей на консультации врача выборочно, чтобы их мотивировать на обследование. Некоторые ведь ходят и терпят, мол «болит и болит – наверное, остеохондроз», а на самом деле все намного опаснее.
– Современная кубанская кардиология работает на предупреждение. И такой подход дает результаты, что подтверждает, в том числе, статистика спасенных жизней. Подскажите, а существуют ли какие-то признаки приближающегося инфаркта? Может, чувство паники, страха?
– Если это не молниеносная форма инфаркта (которая встречается уже реже), то таким тревожным звоночком может стать снижение толерантности к физической нагрузке. То есть одышка при ходьбе или подъеме по лестнице, учащенное сердцебиение либо несмолкающая боль за грудиной.
Это первые сигналы того, что хватит тянуть с визитом к кардиологу. Как правило, вышеназванные симптомы появляются за недели, месяцы, а бывает – и за несколько дней до сердечного удара. То есть, повторюсь, это уже повод посетить терапевта, сделать кардиограмму сердца.
Причем даже ЭКГ за несколько минут до инфаркта никаких изменений не покажет. Диагноз ставится только после личного общения с доктором, и дальше уже начинаются исследования, та же липидограмма или биохимический анализ крови на наличие холестерина, чтобы оценить вероятность ишемического события.
Опять же сахар крови, потому что при диабете в разы возрастает риск развития сердечно-сосудистых патологий. Дальше беседа с кардиологом, если позволяют возможности, то в дело вступают инструментальные обследования – это велоэргометрия, то есть ЭКГ под нагрузкой как информативный метод и ряд других.
– Напомните нашим читателям, какие меры профилактики инфаркта существуют, и назовите самые эффективные.
– Здесь ничего не изменилось. В первую очередь, конечно, физическая активность, отказ от вредных привычек, таких как алкоголь и курение.
Повторюсь, самая важная, а главное, доступная всем и каждому профилактика – это плановая диспансеризация. По результатам которой доктор увидит факторы риска и примет решение о дальнейших шагах.
Есть рекомендации Всемирной организации здравоохранения после 40 лет раз в три года сдавать анализ на гликирование гемоглобина и раз в пять лет липидограмму. По-моему, хотя бы раз в год эти показатели крови или подобные им все-таки надо сдавать.
– Многие не обращаются в больницу, ссылаясь на занятость. Мол, некогда, а врачам и так работы хватает. В лучшем случае ждут, когда их пригласят пройти диспансеризацию. Как считаете, стоит ли быть более настойчивым в этом вопросе?
– Конечно! Причем тот же терапевт будет только рад, если пациент придет сам и скажет, что хочет пройти обследование. Все это сейчас доступно, тем более сами врачи заинтересованы в более тщательном обследовании пациента.
Все это позволяет избежать поверхностного подхода. Можете быть уверенными, если во время лечения условной вирусной инфекции у врача появится подозрение на другое заболевание, он обязательно будет мотивировать пациента продолжить более глубокое обследование, что называется, от и до.
Важно понимать, что повышение уровня холестерина или глюкозы в крови никак себя не проявляют, человек ничего не чувствует. А между тем это важные факторы риска развития болезней сердца и сосудов.
Из первоочередных методов профилактики проще всего самостоятельно контролировать артериальное давление. Тонометр должен быть в каждой домашней аптечке. Особенно если присутствуют такие факторы риска, как возраст, те же наследственные заболевания.
Мониторинг рекомендую вести лет с 30, хотя бы раз в неделю измерять давление в спокойном состоянии и записывать в дневник результаты. Если артериальное давление более 120 на 80, это повод проконсультироваться с врачом, пройти дополнительное лабораторное и инструментальное обследование. Возможно, терапевт направит на консультацию к кардиологу.
И помните, заболевания сердечно-сосудистой системы встречаются у всех - и у женщин, и у мужчин. Нарушение жирового обмена, повышение артериального давления, избыточная масса тела и, конечно, такие привычки, как курение и чрезмерное употребление алкоголя, вредны представителям обоих полов.