Кубанские Новости
Общество
Денис Батов

Не запретом, а заботой: как в Краснодарском крае вдвое сократили число абортов

Не запретом, а заботой: как в Краснодарском крае вдвое сократили число абортов
Это счастье – зачать ребенка с человеком, которого любишь и с которым готова прожить всю жизнь.
Фото: freepik.com
На Кубани за последние десять лет количество абортов сократилось в два раза. О том, какие меры по поддержке беременных женщин и улучшению демографической ситуации принимаются в региональной медицине на местах, «Кубанским новостям» рассказал оперирующий врач акушер-гинеколог первой категории Валерий Хвостенко из медицинского центра города Усть-Лабинска.

Статистика жизни

– Валерий Александрович, по данным регионального министерства здравоохранения количество абортов в крае за последние десять лет снизилось вполовину. Всегда интересно сравнить официальные данные с положением дел на местах. Расскажите, стало ли меньше прерываний беременности в вашей медицинской практике?

– Спасибо, что не обходите стороной эту актуальную для современного общества тему. Я бы сказал, что в моей практике особенно заметно статистика абортов снизилась за последние три–четыре года.

Да, я вижу, что женщины стали реже обращаться за прерыванием беременности. Если раньше в районе, где я работал, ежедневно выполнялось по два–три аборта, то сейчас один–два за месяц. Как видим, снижение существенное.

Моя статистика опирается на опыт работы в медицинском госучреждении. Не стоит забывать, что на данный момент в нашей стране официально разрешено прерывание беременности сроком до 12 недель.

В своей работе доктор Валерий Хвостенко уделяет особое внимание профилактике абортов.
В своей работе доктор Валерий Хвостенко уделяет особое внимание профилактике абортов.
Фото: Архив Валерия Хвостенко

Важно напомнить, что существуют два вида прерывания беременности – медикаментозный и хирургический. Первый официально разрешен при сроке до девяти недель, но доктор не рекомендует применять его уже после шести недель, иначе возникают риски таких осложнений, как неполный или вовсе не свершившийся медикаментозный аборт.

Таблетки, которые используются для прерывания беременности, обладают тератогенным действием на плод (нарушение эмбрионального развития. – Прим. авт.), и даже после приема первой партии таблеток на плод оказывается губительное воздействие.

А вакуумная аспирация, то есть хирургическое прерывание, выполняется при сроке до 12 недель в условиях стационара, после клинико-лабораторного обследования и в большинстве случаев под общим наркозом.

Помочь, спасти и сохранить

– Также, по статистике, в женских консультациях Кубани в прошлом году доабортное консультирование прошли 3,8 тысячи женщин, и из них 1,4 тысячи решили сохранить беременность. А часто ли вам лично приходится отговорить женщину от аборта и какими методами пользуетесь?

– Я не только как медик, но и как неравнодушный к будущему нашего народа человек за сохранение беременности. Когда ко мне обращается женщина, я с ней обязательно провожу беседу, стараюсь объяснить, что аборт имеет не только физический, но и психологический фактор влияния на женщину, что может привести к тяжелым последствиям.

Перед прерыванием беременности женщина обязательно проходит обследование для выявления каких-либо состояний и противопоказаний, которые могут навредить во время процедуры. С ней в обязательном порядке проводится доабортное консультирование с психологом, дается 48 часов на то, чтобы поменять свое решение.

Когда ко мне обращается женщина, я с ней обязательно провожу беседу, стараюсь объяснить, что аборт имеет не только физический, но и психологический фактор влияния на женщину, что может привести к тяжелым последствиям.

– В крае работают центры медико-социальной поддержки, которые помогают беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, вплоть до материальной поддержки. Доступны ли эти услуги вашим пациенткам?

– Все верно. Для беременных женщин есть специальные сайты, где указано, какие меры социальной поддержки они могут получить как на краевом, так и на федеральном уровне. Помимо всего прочего, существуют центры, которые бесплатно оказывают психологическое содействие женщинам с детьми, оказавшимся в трудной ситуации.

Поддержка предоставляется всем мамам, вне зависимости от места проживания. Кто за ней может обратиться? Соло-мамы, мамы детей с инвалидностью и/или ОВЗ, потерявшие близкого человека или ребенка, беременные девушки и любые мамы, младшему ребенку которых нет 18 лет. Вне зависимости от места проживания.

Любовь должна быть с головой

– И все-таки в прошлом году, опять же по статистике, кубанские женщины сделали 10 тысяч прерываний беременности! Да, это на четыре процента меньше, чем годом ранее, но тем не мене цифра впечатляет. Какие меры профилактики абортов вы посоветуете?

– Здесь я не открою Америку. В первую очередь – это, конечно, контрацепция и исключение беспорядочных половых связей. Не менее важную роль играет формирование института семьи, соответствующее воспитание молодежи.

На государственном уровне должна закладываться в сознание модель порядочного поведения. Мы видим, что история циклична. Вспомните времена СССР, когда говорили, мол, «у нас секса нет, а есть любовь». Кому-то это тогда казалось смешным, но на самом деле показывало моральное здоровье общества.

Потом произошла так называемая перестройка, и страна, что называется, впала во все тяжкие. Стало модным вести разгульный образ жизни, алкоголь, наркотики многих погубили. Как пример, ситуация с ВИЧ, когда власти отрицали наличие этого опаснейшего заболевания.

В любом случае самой главной профилактикой прерывания беременности остается подбор контрацепции. Если партнер ненадежный, впервые встретились, надо включать голову, прежде чем отдаться страсти.

Хлынувшая через открытые границы западная вседозволенность, так называемая свобода, привела к тому, что на нас буквально обрушились инфекции, передающиеся половым путем, незапланированные беременности, всплеск смертности, в том числе детской, плоды чего мы до сих пор пожинаем.

В любом случае, самой главной профилактикой прерывания беременности остается подбор контрацепции. Если партнер ненадежный, впервые встретились, включать голову, прежде чем отдаться страсти. Не устаю повторять, что «костюм джентльмена» презерватив – это лучшая защита как от нежелательной беременности, так и от заболеваний, передающихся половым путем.

Кстати, недавно общался с коллегой-инфекционистом, и она привела статистику, что сейчас очень большой всплеск ВИЧ-заболеваний среди молодых людей. И главная причина – беспорядочные половые связи. Так что разгульный образ жизни приводит как к распространению инфекций, передающихся половым путем, так и к незапланированным беременностям со всеми вытекающим последствиями.

Детей много не бывает

– Как раз то, о чем мы говорили. За последние десять лет число родившихся в крае детей снизилось почти на 30 процентов. По вашему мнению, связано ли это с демографическими изменениями, ведь в репродуктивный возраст вступает поколение, рожденное в конце 1990-х –начале 2000-х годов, когда рождаемость в стране была минимальной?

– Лично мое мнение – история циклична. Да, был демографический спад 1990-х годов, когда произошел распад Союза и экономика была, скажем, нестабильная. Сейчас же в своей практике я все чаще наблюдаю современных женщин, которые рожали три, четыре раза.

И если раньше это вызывало почтительное удивление «о, ничего себе, так вы многодетные!», то сейчас многодетность для меня уже стала нормой. То есть появление в семьях по три-четыре ребенка уже считается нормальным.

Как бы там ни было, но сейчас мы наблюдаем тенденцию к росту демографии. И большую роль здесь играет социальная поддержка в виде материнского капитала и всевозможных выплат, выделения многодетным семьям земельных участков. И это существенная поддержка в пользу семей, которые сделали выбор в пользу больше, чем одного или двух детей.

На всех стадиях беременности российские женщины получают качественное медицинское обслуживание.
На всех стадиях беременности российские женщины получают качественное медицинское обслуживание.
Фото: freepik.com

– Не может не радовать, что многодетных семей становится больше. На этом фоне еще более дико выглядят аборты по немедицинским показаниям. По вашему мнению, нужно ли начинать профилактику нежелательной беременности еще со школьной скамьи?

– Боюсь, чтобы здесь не получился эффект от обратного. Все-таки мне кажется, что такие вопросы лучше обсуждать в семье, с человеком, которому доверяешь. И не надо ставить перед ребенком вопрос ребром, мол, аборты – это плохо, незащищенный секс – это плохо.

Для начала я бы посоветовал мамам провести беседу с девочками в осознанном возрасте о том, что такое менструальный цикл, для чего он нужен и почему с его началом девочка становится девушкой и может забеременеть. Позже поднимать вопросы половой жизни и контрацепции, говорить о том, что лучше зачать ребенка с тем человеком, которого любишь и с которым готова прожить всю жизнь.

Мне кажется, такие разговоры должны происходить в кругу семьи, а не на улице с друзьями или озвучиваться из интернета. И даже не в школе, ведь перед учителями стоят другие задачи и обязанности.

Семья начинается с примера

– Действительно, вопросы полового воспитания в большинстве российских семей как-то обходят стороной. Не каждый из родителей готов разговаривать с детьми на такие щекотливые темы. По вашему мнению, должна ли со стороны общества оказываться поддержка родителям, ведь часто дети их просто не слушают?

– Вы правы, и при этом надо понимать, что сейчас поколение совсем другое растет. Они смотрят на тех, кто успешный в их понимании, поэтому очень важен положительный пример.

Расскажите подросткам не о том, что условная тетка Любка сделала тысячу абортов и у нее все нормально, нет! Приведите пример, как девочка после прерывания беременности не может иметь детей, хотя очень этого хочет. Современное поколение смотрит не на опыт или мудрость, а на примеры, в том числе и в семейной жизни.

Поэтому надо активнее продвигать такие примеры, которые бы формировали в обществе образ здоровой, многодетной семьи. Радует, что особенно в последнее время государство уделяет этому внимание, в том числе через признание экстремистскими движений, пропагандирующих отказ от семейных ценностей.

Не проходит бесследно

– Раз мы заговорили о примерах, давайте вернемся к последствиям прерывания беременности. Расскажите подробнее, насколько опасны аборты для женского организма, возможно, узнав это, что называется, из первых уст, кто-то сделает для себя соответствующие выводы.

– Конечно, ведь роль средств массовой информации в профилактике нежелательной беременности сложно переоценить. Если мы говорим о медикаментозном прерывании беременности, то все равно остаются риски в формировании полипов в полости матки, которые могут потребовать в дальнейшем оперативного вмешательства.

А любая операция – это наркоз, вмешательство, травматизация, реабилитация. И хорошо, если это все происходит без осложнений, но медицина – это не математика, здесь никто не может дать стопроцентную гарантию, что все будет идеально.

Да, со своей стороны мы стараемся предупредить все возможные осложнения и подготовить пациента к вмешательству, но, как показывает статистика, не всегда это удается. И один случай на тысячу-две может закончиться не очень хорошо.

Те же самые риски и в плане хирургического аборта, вплоть до того, что в последующем может сформироваться спаечный процесс, или синдром Ашермана, который не позволит забеременеть. Или может возникнуть одно из таких осложнений, как перфорация, и последующее удаление матки.

Конечно, никто не говорит, вот, сделаешь один аборт и не сможешь иметь детей, тем более при современных возможностях медицины. Но, повторюсь, всегда есть риск возможных осложнений, который может привести к тяжелым последствиям, таким как бесплодие или полное удаление женских органов. Чем больше срок беременности, тем выше риски, в том числе и угроза смерти женщины при аборте.

– В завершение нашей беседы. Как вы относитесь к тому, что в последнее время часто говорят об ограничении права россиянок на аборт? Оправданы ли такие меры с медицинской точки зрения?

– На самом деле это очень сложный вопрос, бывают разные ситуации. Допустим, у женщины трое маленьких детей, она беременна четвертым и теряет мужа. Потянет ли она их всех сама? Честно, на этот вопрос ответить сложно.

Сейчас при сроке до 12 недель аборт проводится по настойчивому желанию женщины. И если она захочет прервать беременность, то сделает это тем или иным способом. Были случаи у моих коллег, когда, получив отказ в медучреждении, пациентка шла на так называемый криминальный аборт с жуткими последствиями, и полный запрет на прерывание беременности, по моему мнению, будет опрометчивым шагом.


Мы используем cookies для улучшения работы нашего сайта и большего удобства его использования. Продолжая использовать сайт, Вы выражаете своё согласие на обработку файлов cookies