Коренному екатеринодарцу Федору Брюховецкому однажды пришла мысль создать уникальную атмосферу для учеников и их родителей. Федор Федорович был педагогом-новатором, директором школы, Заслуженным учителем РСФСР и кандидатом педагогических наук. Многие его эксперименты были встречены на ура министерскими чиновниками и с 1950-х годов начали внедряться во всех средних образовательных учреждениях СССР.
Эта традиция – не просто прощание с учебным годом, а особая душещипательная церемония, наполненная эмоциями и воспоминаниями. В день «Последнего звонка» выпускники в окружении всего коллектива школы собираются на школьном дворике и слушают звуки ручного колокольчика, символизирующего окончание их школьного пути.
Также принято старшеклассникам выходить в центр площадки, выпускать в небо белых голубей и воздушные шарики. После этого завуч включает запись вальса и получившие аттестат ученики кружатся в ритмах старинной музыки. Этот момент наполнен радостным волнением, ведь впереди – новые горизонты.
Праздник «Последнего звонка» впервые был проведен 25 мая 1948 года сразу в двух школах – № 12 в Краснодаре и № 182 в Москве. А в 1971 году прощальные торжества включили в список официальных мероприятий в средних общеобразовательных заведениях.
«Последний звонок» сегодня популярен не только в РФ, но и в странах бывшего СССР.
Еще один школьный ритуал придуман кубанским педагогом-новатором. Федор Брюховецкий предложил ежедневно перед началом занятий проводить утренние построения для повышения эффективности учебного процесса. По мнению Заслуженного учителя РСФСР, организационная форма школьных линеек позволяет дисциплинировать ребят и задавать единый ритм начала учебного дня. В ходе такого построения часто объявлялись важные новости, отмечались успехи учеников и ставились задачи перед коллективом.
Воспитательный эффект этой традиции был признан настолько высоким, что линейки быстро распространилась по всем учебным заведениям Кубани, а затем по регионам России и республикам СССР.
Доподлинно неизвестно, почему в СССР установилась традиция начинать новый учебный год 1 сентября. Возможно, сказалась древнерусская традиция с этого дня вести календарный отсчет. Обычай праздновать новый год много веков назад отменил Петр I.
Интересно, что до середины 1930-х годов в Советском Союзе не было точной даты начала учебного процесса в школах.
Проводить праздник «День знаний» 1 сентября предложил Федор Брюховецкий: он считал, что первый день занятий является важным торжественным событием, а не простыми буднями.
Праздничная программа включала в себя торжественную линейку, на которой присутствовали все ученики школы. Особенно важным было посвящение первоклассников в ученики.
Традиция передачи первого звонка от первоклассника, который встречает старших товарищей, также была заложена Брюховецким. Этот ритуал сохранился до наших дней и стал неотъемлемой частью школьной жизни.