На вопрос: «Как вы стали учителем?» – Лина Эдуардовна (так сокращенно ее все зовут) отвечает: «Чисто случайно». Но… все случилось так, как хотела мама.
– Я из педагогической династии. В моем роду и по линии мужа было много учителей, общий преподавательский стаж составляет почти 500 лет. Так, например, мама моя, бабушка, тетя по папиной линии были учителями начальных классов. Младшая мамина сестра, химик-биолог, много лет была завучем и директором, – рассказывает наша героиня. – Мама меня убеждала, что учитель – это женская профессия: до обеда отработала, так было раньше, пришла домой, и ты с семьей… Но я же видела, как потом начиналась вторая смена дома: тетрадки, планы... И думала, нет, я так не хочу, буду юристом.
После успешного окончания школы Лину отправили на отдых. Пока девушка набиралась сил перед вступительными экзаменами в юридический вуз, как она мечтала, родители, посидев и подумав, сдали документы в пединститут. В день возвращения из маминых уст прозвучало безапелляционно: «Завтра экзамен в пединститут! У тебя получится». «Как? – недоумевала дочь. – Ну ладно, давай попробуем». Пошла, сдала, поступила!
Фото: Диана Смирнова
– И я благодарна своей маме, – признается Лина Галстян, – потому что уже через год, когда нас отправили на практику, я увидела детей, обстановку и подумала: это мое!
К окончанию института девушка успела выйти замуж и родить ребенка, но практически не сидела в декрете. Мама устроила ее в свою школу, и у них была одна классная комната на двоих. Дочка в одну смену, мама – в другую, так по очереди работали и сидели с малышкой.
– Мама была моим наставником, на всех уроках присутствовала – такое напряжение. Ученики уходят домой, и начинается разбор: не так сказала, не то сделала… Но кто как не мама даст совет и направит, – делится Лина Эдуардовна. – Так прошел год, а потом она отпустила меня в свободное плавание.
Фото: Диана Смирнова
Да, они отличались. Мама строгая, степенная, выдержанная. За всю жизнь дочь ни разу не слышала, чтобы она повысила тон на них с братом и уж тем более на учеников. Достаточно было ее взгляда. Сегодня все эти черты присущи самой Лине Галстян. А ведь в детстве все называли ее колокольчик, такой шебутной была.
– Я воспитала в себе степенность. Конечно, у меня есть что-то от мамы. Я могу быть очень строгой, но и очень доброй. Я страшно люблю детей! – улыбается педагог, и в глазах появляются озорные огоньки.
Лина Галстян с мужем и двумя дочками много лет назад приехала на Кубань из Магадана, где она получила образование, а потом под присмотром мамы делала первые педагогические шаги. В станице Каневской начинала во второй школе, потом долго работала в прогимназии и последние восемь лет в начальной школе «Чудо-Чадо».
– Для Лины Эдуардовны выпуск-2025 оказался последний, а как хочется сказать, как говорят летчики, крайний! Не передать, как болит душа, как она плачет, потому что на заслуженный отдых уходит Глыба, Мастер человеческих душ, ума и сердца! Лина Эдуардовна, вы навсегда войдете в историю «Чудо-Чадо», потому что наша школьная история начиналась с вас и Светланы Владимировны Неженец, – сказала директор школы Людмила Артамонова.
– Я нашла себя. Я люблю свою профессию. И ни разу не пожалела и выбрала бы ее снова! Спасибо, Людмила Анатольевна, что в конце моей карьеры вы взяли меня к себе и создали для нас такие условия. И я ухожу не пенсионеркой, нет, а счастливым человеком: меня любят, уважают, ценят и ждут, – с благодарностью говорит педагог-юбиляр. – Школа в моей жизни – это не просто работа. Это было все! Спасибо моему мужу за терпение, моим девочкам за понимание, потому что ни на Последний звонок, ни на Первое сентября к ним я, естественно, не попадала никогда. Потому что всегда была со своими учениками. Вся моя семья, моя мама, которой 89 лет, были в курсе всех событий в моем классе, будь то контрольные, экзамены или поездки. Школа – это наша жизнь!