Основной причиной станет то, что компании начнут заранее закладывать в стоимость товаров и услуг планируемое повышение ставки налога на добавленную стоимость (НДС).
По его словам, НДС является косвенным налогом, который в итоге оплачивает потребитель. Несмотря на то, что ожидается повышение ставки на 2 процентных пункта, реальное подорожание для конечных покупателей может достичь 4%.
Эксперт пояснил, что это связано с мультипликативным эффектом: налог включается на каждом этапе производственной и логистической цепочки, а компании будут дополнительно округлять цены в большую сторону, страхуя свои риски. Пик подорожания придётся именно на первый квартал следующего года.
Это приведёт к умеренному, но заметному росту стоимости широкого спектра товаров и услуг: от бытовой техники и одежды до автомобилей, связи и ЖКХ. Смягчить влияние на социально незащищённые слои населения поможет сохранение льготной ставки НДС в 10% для основных продуктов питания и медикаментов.
Повышение налога станет одним из ключевых факторов инфляции в начале 2026 года, что потребует от домохозяйств более внимательного планирования семейного бюджета, подытожил эксперт.