В приазовских степях сев заканчивают раньше, чем в других частях края. В центральных районах, к примеру, он еще идет, а у индивидуального предпринимателя из Ейского района Валентины Бобликовой озимые поля уже покрываются ровными всходами
– И как хлебушек, Валентина Владимировна? – интересуюсь у предпринимателя.
– Так радоваться надо! – улыбается она. – Дожди еще впереди, а у меня на полях уже дружные всходы. И хочу заметить – в нашей зоне не всегда так. Я еще с дрожью вспоминаю 2013 год, страшно неурожайный. Осень без всходов была. Пшеничка взошла лишь в марте. Урожай – что плач Ярославны. Скоро снова сеять, а чем? Семена нужны, горючее, удобрения. На все деньги надо. Где взять средства – это был вопрос жизни и смерти.
– А банки на что? Почему не взять кредит под будущий урожай?
– Легко сказать. Времени на это много надо, и не факт, что получишь то, что хочешь. А тут ложка дорога к обеду. Мне помог наш сельскохозяйственный кооператив «Крестьянский союз». Выделил средства в счет будущего урожая. Благодаря этой своевременной помощи отсеялась вовремя.
Фермерством Валентина Бобликова начала заниматься еще в самом начале становления этого движения. Вернее, зачинателем был ее муж. Написал заявление в администрацию с просьбой выделить землю. Получил в собственность 20 гектаров. Затем еще 70 в аренду. Сейчас у Бобликовой около 200 гектаров земли, том числе и паевой. Когда ушел из жизни супруг, все легло на ее плечи. Не только фермерские хлопоты, но и воспитание четырех детей. Она рассказала, как страшно волновалась, чтобы ее сыновья с пути-дороги не сбились, людьми стали, чтобы работа у них была, – а это на селе часто проблематично.
Теперь у нее трое сыновей-трактористов, трое замечательных помощников, взваливших на свои крепкие плечи работу с землей. Задумали расширяться. В ближайшей перспективе – строительство семейной фермы. Недавно один из сыновей три бычка продал и купил своей жене машину, чтобы ей на работу ездить. Теперь так, но бывало и по-другому.
– Мужа не стало, дети маленькие, неурожай – все одно к одному свалилось. Хоть в петлю лезь, – продолжает рассказ глава хозяйства. – Скотина почти голодная стоит, надо думать, чем кормить ее зимой. Бегу по улице, к руководству нашего кооператива. Мне как воздух нужен пресс-подборщик. Стоит немалых денег, а у меня их только третья часть. Банк мне в кредите отказал. Объяснила в кооперативе, что к чему. Через несколько дней у меня на руках уже была полная сумма для покупки необходимой техники. И успела-таки заготовить на зиму корма. Да что там, член нашего кооператива фермер Роман Синчило всегда с семенами поможет, ребята минеральных удобрений подкинут и всегда спросят, чем тебе, Владимировна, еще помочь. Конечно, по году рассчитываюсь, как положено, но ведь, когда мне срочно для дела миллион рублей потребовался, дали без разговора, тут же, без залога. Разве что заявление написала. Прямо скажу: не было бы нашего кооператива, членом которого я уже давно являюсь, не было бы и моего хозяйства. Не выжила бы без их помощи.
Если фермерство в Ейском районе стало развиваться еще в начале 90-х годов, то о кооперативе главы КФХ стали говорить только в 2006-м.
– Что послужило стимулом? – спрашиваю председателя кооператива Александра Синчило.
– Время заставило. Работать с банками фермерам всегда было сложно в силу многих обстоятельств. Например, надо много времени. А когда фермеру по банкам мотаться, искать залоговую базу? Да много тут разного рода причин. Все эти трудности, так сказать, фермерского бытия и меня коснулись. Через себя все пропустил и вышел с предложением к таким же, как и я: давайте объединяться. Понимание нашел почти сразу. Вот так в середине 2000-х и был создан сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Новатор».
Время позволяло с толком воспользоваться открывающимися горизонтами. Используя возможности федерального бюджета, взаимодействуя с «Россельхозбанком», кооператив начал динамично развиваться. Фермерские хозяйства пошли на объединение с главной целью – упростить получение потребительских кредитов. В результате создания удобных условий для сотрудничества и соблюдения основных принципов кооперации численность членов кооператива стала быстро расти. И сейчас в нем насчитывается около 130 членов. В их распоряжении почти 13 тысяч гектаров пашни.
Большая часть членов кооператива занята в сельскохозяйственном производстве. Это – выращивание зерновых и пропашно-технических культур. И по мере развития системы кооперации назрела необходимость в дальнейшем объединении сельхозпроизводителей, чтобы было легче и на более выгодных условиях решать проблемы сбыта выращенной продукции, а также обеспечения КФХ горюче-смазочными материалами, минеральными удобрениями, средствами защиты растений, сельхозтехникой и запасными частями к ним. И как итог – увеличение доходов фермеров, сокращение издержек производства. Так, в марте 2011 года появился еще один, теперь уже сельскохозяйственный снабженческо-сбытовой потребительский кооператив «Крестьянский союз».
«Крестьянский союз» также возглавил Александр Синчило. На то время он уже почти 20 лет проработал в фермерском хозяйстве, которое в начале 90-х годов организовал его отец. За плечами – институт экономики по специальности «финансы и кредит». Владеет английским языком, два года участвовал в программе по обмену опытом работы в сельском хозяйстве, которая проходила в США. В общем-то и идея создания потребительских кооперативов в районе принадлежит ему.
– Да ведь все так живут, – говорит Александр Синчило. – И в Европе, и в США. В Америке вообще я видел не кооператив, а целый конгломерат. Одного обслуживающего персонала 400 человек, пятиэтажное здание, огромная столовая. Это то, что сразу бросилось в глаза. А задачи решают те же, что и мы. Только, сами понимаете, на гораздо более высоком организационном уровне. Надеюсь, и мы к этому придем.
Его правая рука – исполнительный директор Андрей Исаев. Работал в управлении сельского хозяйства Ейского района, в управлении экономики администрации муниципалитета. А затем его пригласили на работу в кооператив. Согласился.
– Почему, Андрей Анатольевич? – задаю ему вопрос. – Районная администрация – и вдруг…
– Не вдруг, а вполне осознанно. Дело-то новое, неизведанное. Да и как, говорю без всякого кокетства, таким ребятам отказать? У них-то свое производство, они постоянно в поле. Кому заниматься кооперативными делами? Выбор, стало быть, выпал на меня. Если первый кооператив «Новатор», созданный Александром Синчило, дал возможность крестьянско-фермерским и личным подсобным хозяйствам Ейского и Щербиновского районов пользоваться более доступными кредитами, то следующий кооператив – «Крестьянский союз» открыл фермерам новые услуги по снабжению и сбыту, благодаря чему увеличивается финансовая стабильность и растет благосостояние сельского населения.
Работать надо было много в ежедневном режиме, а не от случая к случаю. Вот тут и я, как видно, пригодился. Со временем мы пришли к тому, что фермеры стали возвращать займы не деньгами, а продукцией. Это и есть первопричина того, что был создан второй кооператив. Мы стали принимать продукцию у фермеров и искать более выгодные пути для ее реализации.
В свое время из края, как говорят кооператоры, шла весомая поддержка по линии кооперативов. Льготные условия кредитования под поручительство региональных бюджетных средств позволяли привлекать финансы для получения минеральных удобрений, ГСМ, закупки продукции. Было время для хорошего продвижения. Кооператив собирал заявки, и фермерам не надо было отрываться от основного производства в их поисках.
– Это на первый взгляд кажется, что все просто, – говорит председатель кооператива Александр Синчило. – Поехал фермер, заказал удобрения для своего хозяйства. Так ведь никто не хочет заниматься мелкими партиями, скажем, 5 – 7 тонн. Кто станет с этим возиться? А мы работаем, потому что у нас десятки таких фермеров.
Еще пример. Кооператив принимает зерно от своих членов. Формирует крупные партии зерна, с которым уже можно выходить и на зерновую биржу. Ведь сами посудите, как фермер повезет свои тонны зерна в тот же Новороссийск? Ну, сотня-другая тонн, в лучшем случае. Транспортный рычаг – 450 километров. Да еще договориться надо.
– Так у вас свой порт рядом. Почему туда не возить? – интересуюсь у председателя.
– Да, километров 40, и ты в порту. Только цены на зерно здесь на порядок ниже. Опять же фермеру нужен свой транспорт для перевозки зерна. Кроме этого, договориться о цене надо, а работать когда?
– Так приезжают покупатели и со склада забирают зерно. Разве не так?
– Да и так можно. И было так. Только лапшу нашим ребятам навешают, обещаниями накормят. Кое-кто до сих пор оплаты ждет, – продолжает Александр Синчило. – А мы формируем крупные партии зерна, продвигаем их на рынке. Цены в любом случае лучше, чем у перекупщиков. В прошлом году все зерно наших фермеров в Новороссийск отправили по приемлемой цене, которая в то время не такой уж и высокой была. Наша тактическая цель – выйти на экспорт.
– А с полученной прибылью что делаете?
– Распределяем пропорционально среди наших членов. Часть пускаем на развитие кооператива. Мы единственные в крае, кто начисляет членам кооператива дивиденды. Не каждый год, конечно, но все же. Тут все зависит от конъюнктуры рынка.
– В последние годы мы плотно занялись переработкой своей продукции, – вступает в разговор фермер Роман Синчило. – Перерабатываем зерно на муку, делаем подсолнечное масло, приобрели установку для производства пластиковых бутылок, мельницу, оборудование для розлива масла.
Одна из главных задач кооператива – обеспечить всем постоянную работу. В сезон, понятно. Посеял, убрал, вспахал, опять посеял. Зимой бывает простой, а людям надо платить стабильную заработную плату. Поэтому здесь планируется расширение производства – например, за счет переработки. Для этого надо, в частности, провести к центральной базе газ. Тогда будет легче решать вопросы запуска нового современного оборудования.
Фермеры рассказали о сложностях с кредитованием. Некоторые по полгода ждали желанных денежных средств. Только поле не ждет. Пришло время – возьми и посей, хоть в лепешку расшибись. Когда кооператив работал с «Россельхозбанком», вопросы решались проще: в пик полевых работ действовала программа поддержки фермеров.
– И мы рассчитывались с банком, хоть часы сверяй, – говорит исполнительный директор кооператива Андрей Исаев. – А сейчас банк поставил наш кооператив на общие условия, и мы прекратили сотрудничество. Сейчас другое время.
Не так давно руководство кооператива два раза подавало документы для участи в грантах. Один раз им выделили средства по краевой программе – 10 миллионов рублей. Деньги пришли в декабре, а в условиях предоставления гранта было сказано освоить выделенные средства до конца текущего года. А как это было сделать? Пришлось деньги вернуть, ведь за них надо отвечать.
А может быть, пора рейтинги действующих на Кубани кооперативов составлять? Оценить их деятельность, чтобы четко понимать, кто есть кто, на каком уровне находятся, перенимать опыт у сильных. И помогать реально работающим. Это даст хороший стимул развитию всего кооперативного движения в крае. Да и конкуренцию еще никто не отменял.
«Крестьянский союз» работает на доверии, прозрачно для всех членов. По итогам года – полный подробный отчет по всем направлениям. Здесь чтут основной принцип кооперации – объединение фермеров на основе интересов.
В отчете об исполнении закона «О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации Краснодарского края» сказано, что одной из наиболее острых проблем развития кооперации в Краснодарском крае является крайне низкая обеспеченность снабженческо-сбытовых кооперативов современной материально-технической базой. До сих пор в кооперативах не уделяют должного внимания переработке сельскохозяйственной продукции и производству пищевой продукции.
Ейские кооперативы делом доказали свое право на существование. И на дальнейшее развитие. Услугами кооператива «Новатор» пользуются более 130 участников, «Крестьянского союза» – более 80. Имеется опыт, есть неплохие показатели развития, и своевременная помощь здесь лишней не будет. Ведь кубанский фермер добром ответит: и долг вернет, и рабочие места землякам обеспечит, и, конечно, налоги в казну заплатит.