Кубань производит более 80 процентов российского риса. В крае есть предприятия, которые поставляют свою продукцию за рубеж. Сегодня экспортный потенциал региона составляет 200 тысяч тонн, и задача ближайших лет – удвоить его. Наш регион располагает и мощнейшей научной базой: в Краснодарском всероссийском научно-исследовательском институте риса получено более 150 современных сортов и гибридов этой культуры.
Сегодня об итогах работы кубанских рисоводов в уходящем году и задачах отрасли на ближайшую перспективу корреспонденту «КН» рассказывает заместитель министра сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Михаил Тимофеев.
– Михаил Николаевич, для аграриев уходящий год был на редкость сложным, в основном по погодным условиям. Каким он был для рисоводов? Что вы скажете об итогах минувшей уборочной кампании?
– Сработали достойно. Сделали все возможное и даже невозможное, в том числе и в рисовой отрасли. Получена 871 тысяча тонн риса. Это чуть выше прошлогоднего результата, хотя посевные площади были несколько сокращены. С каждого гектара получено по 74,3 центнера белого зерна, что также на 1,1 центнера выше урожайности прошлого года.
Стоит отметить, что во время напряженных работ на рисовых чеках сложилась сложная паводковая ситуация. Пик поступления воды в Краснодарское водохранилище пришелся на этот раз на первую декаду июня. В это же время рисоводы должны сбрасывать воду из чеков. А реки и каналы были полны, что крайне затрудняло эту технологическую операцию. Гидротехники сработали четко. Просчитали, образно говоря, до кубометра сброс воды и ее приток, что позволило успешно провести и вторичный полив рисовых чеков на всей площади. В прежние годы бывало и так, что воду сбросят – а там будь что будет. Сейчас от этого ушли, в основе – точные расчеты. Можно сказать, что и здесь мы набираемся мастерства, ведь, как известно, если воду вовремя не сбросишь, можно вытопить рис, но недостаточный полив тоже грозит снижением урожайности.
Если для зерновых и пропашно-технических культур порой все складывалось даже критично, то для возделывания риса год был идеальным. И тепла было достаточно, и воды тоже.
Хотя августовская жара чревата другой опасностью – заболеванием риса пилярикулезом. Но и здесь рисоводы сработали профессионально. В особенности земледельцы Красноармейского района, которые получили по 80 центнеров риса с гектара. Абсолютный результат по урожайности – в фермерском хозяйстве Романа Ковалева из этого же района: более 88 центнеров зерна. В Славянском районе отличилось ЗАО «Приазовское», получившее 77,6 центнера. У фермера Владислава Щербакова урожайность риса составила 87 центнеров с гектара. Так что есть впечатляющие результаты.
– Но речь о миллионе тонн кубанского риса пока не идет, хотя Кубань уже не раз брала этот олимп. Придет ли время, скажем так, стабильного миллиона?
– Конечно, миллион тонн – тот рубеж, к которому мы ежегодно стремимся. У нас 234 тысячи гектаров рисового и ирригированного фонда. Он как раз под миллион тонн подходит. Было бы больше земли– больше производили бы и риса. Хотя и на этих площадях мы можем стабильно получать заветный миллион. Вопрос напрашивается сам собой: что для этого надо сделать? Во-первых, еще больше поднять урожайность белого зерна. Здесь не надо заоблачных цифр. Ведь в этом году мы получили с гектара 74,3 центнера зерна. Надо как минимум 75 центнеров. Невелика разница. И еще одна особенность – добиться необходимого насыщения риса в рисовом севообороте.
К сожалению, в этом сезоне рисовые площади у нас уменьшились по сравнению с прошлым годом на 12 тысяч гектаров. Это приличная площадь, я вам скажу. На эту непопулярную меру пришлось пойти для обеспечения в последующие годы научно-обоснованного севооборота. В иные годы были хозяйства, где рис занимал до 80 процентов площадей в севообороте. Это очень плохо. В один-два года можно выиграть за счет экстенсивного производства, но расплата придет позже – снижение урожайности и качества зерна.
– А в этом году можно было говорить о соблюдении такого севооборота?
– Научно-обоснованный севооборот соблюдали 22 хозяйства. Это 58 тысяч гектаров из 117 тысяч, засеянных весной. Получается, что только на половине всех площадей насыщенность риса в севообороте достигала положенных 58 – 60 процентов. Если бы так поступали все, то и урожайность, и вал, несомненно, были бы выше. Собственно, к этому и стремимся. На будущий год засеем рисом 125 тысяч гектаров, может быть, еще на две-три тысячи больше. Коррективы будут. Прибавка составит примерно 10 тысяч гектаров, что в целом неплохо, но к нужной цифре надо еще стремиться, а это 135 – 140 тысяч гектаров. Тогда и севооборот будет соблюдаться. При урожайности в 75 центнеров зерна с гектара мы смело можем рассчитывать на миллион тонн риса. И это будет не разовый скачок, а постоянная, стабильная цифра. Как по зерну, где мы уже с завидным постоянством получаем 14 миллионов тонн.
– Так урожайность в 75 центнеров рисового зерна, надо полагать, тоже не предел?
– Да, можно и выше. Можно и 100 центнеров получать, только затраты на производство риса тоже будут значительно выше. И что тогда будет с рентабельностью отрасли? Будет ли она достойной – это еще вопрос. Поэтому надо все просчитывать и находить оптимальный вариант между высоким урожаем риса и затратами на его производство.
– Надо полагать, это еще не все слагаемые достижения максимальных валовых сборов зерна?
– Урожайность риса надо выравнивать по хозяйствам. Уж очень сильно она пестрит. Есть предприятия, где получают на круг по 66 – 68 центнеров зерна, а есть где по 80 и выше. Причем в тех же районах, на тех же землях. Вот в среднем мы и получили 74 центнера. Есть хозяйства, где специалисты недорабатывают. Поэтому будем учиться и учить. Как говорится, нет предела совершенству.
– Еще один резерв – внедрение в производство новых сортов риса. Они у нас есть, за что нашим ученым огромное спасибо. Особенно важно: среди них есть и скороспелый сорт «Азовский». В этом году он успешно прошел испытания. Это тоже продукт нашего ВНИИ риса. Профессор Григорий Зеленский обещал его создать и создал. На Кубани рис зреет 120 дней. Этот сорт поспевает за 103 дня, что дает огромное преимущество при уборке. На полях, засеянных этим сортом, ее можно будет начинать на 17 дней раньше. Уборка риса в августе! Раньше об этом и думать не смели. Причем при проведении госиспытаний в Красноармейском районе этот сорт показал и завидную урожайность – 97 центнеров зерна с гектара.
Высокую урожайность в этом году также показали новые сорта: Полевик – 97 центнеров с гектара, Патриот – 96 центнеров, Визит – 80, Виктория – 83 центнера.
– Как представлены новые сорта в сортовой структуре посевных площадей?
– В прошлом году монополистом по-прежнему был знаменитый сорт Рапан. Он занимал 45 процентов посевных площадей. Образно говоря, он «не сходит с экрана» вот уже 25 лет. Почти 10 процентов рисовых чеков занимает Хазар. По времени возделывания он тоже долгожитель. Поэтому надо энергичнее вести сортообновление. Мы будем выходить на сорта, о которых я уже сказал. В будущем году обязательно увеличим их посевы.
– Что мы можем сказать об экономической составляющей отрасли в уходящем году?
– Конечно, с зерновыми колосовыми, где цена подскочила в среднем на 25 процентов, не сравнить. Цены на рис сейчас на порядок ниже. Чтобы иметь хорошую рентабельность, надо снижать затраты на производство продукции. Это обязательно даст результат.
Есть, конечно, солидная господдержка, в том числе за пользование водой. Ее стоимость – это в основном цена электроэнергии за подачу в рисовые системы. В этом году хозяйствам, которые соблюдали научно-обоснованный севооборот, край значительно компенсировал затраты. Один кубометр обошелся в 1 рубль 40 копеек, вместо 5 рублей 20 копеек. Почти 4 рубля компенсации.
На поддержку рисовой отрасли в этом году было выделено 200 миллионов рублей. В будущем цифра еще несколько подрастет. Так что резервы есть. С учетом всех возможностей, которых мы сегодня коснулись, Кубань с успехом в ближайшее время достигнет стабильного миллиона тонн риса.