Кубанские Новости
Борис Золотов

Андрей Коробка: «Думаю, Краснодарский край сохранит статус главного региона-экспортера зерна в стране»

В эксклюзивном интервью «КН» вице-губернатор Кубани, курирующий сельское хозяйство, рассказал о достижениях и перспективах разви

Прогноз греет

– Андрей Николаевич, посевная кампания в Краснодарском крае в разгаре. Как вы оцениваете ситуацию в полях?

– Ситуация складывается вполне благоприятно. По севу взяли хороший темп. Сев ранних яровых уже закончен, к завершению подходит и сев пропашно-технических культур.

Площадь ярового клина в этом году составляет 1,9 миллиона гектаров – это на уровне прошлых лет. Незначительно меняются объемы сева отдельных культур: увеличены посевные площади кукурузы на зерно, риса, сои, кормовых культур.

Работы ведутся и на озимом поле. По оценкам специалистов, все посевы находятся в хорошем состоянии, перезимовали без потерь. Надеюсь, что эта положительная тенденция сохранится.

– Можно ли уже давать прогнозы по урожаю?

– При благоприятных погодных условиях гарантированно соберем не ниже уровня прошлого года. Пшеницы – не менее 9 миллионов тонн, в целом зерновых колосовых и зернобобовых культур – не менее 10 миллионов тонн.

По яровой группе делать какие-либо прогнозы не то чтобы преждевременно, а даже нецелесообразно. Вспомните события прошлого года – в конце весны были все предпосылки к новым рекордам, но июньский град, а позже и засуха внесли свои серьезные коррективы.

И целого мира мало

– Какой объем зерна планируется экспортировать?

– Думаю, статус главного региона-экспортера зерна в стране и одного из ведущих в мире Краснодарский край сохранит. В прошлом году мы экспортировали 10,3 миллиона тонн зерна в более чем 80 стран мира. Увеличение к 2017 году – 18 процентов. Наши главные покупатели – Турция, Египет, Бангладеш, Вьетнам, Израиль, Индонезия, Камерун, Южная Корея. В прошлом году добавилось еще 15 стран, в числе которых – Франция, Испания, Норвегия, Швеция, Иордания, Мавритания, Намибия.

Сейчас ориентируемся на экспорт порядка 10 миллионов тонн зерна, в дальнейшем все будет зависеть от ситуации на мировом зерновом рынке.

– Какие еще планы по экспорту сельхозпродукции?

– В части экспорта наши планы идут параллельно с задачами в рамках профильного нацпроекта. К 2024 году краю необходимо нарастить экспортные поставки до 3,8 миллиарда долларов в денежном выражении. Есть конкретные целевые показатели по доле экспорта сырьевой сельхозпродукции и по продукции переработки.

По экспорту сырья у нас работа налажена: есть хорошие объемы продажи и гарантированные рынки сбыта.

По экспорту готовых продуктов результаты тоже неплохие, но потенциал использован далеко не полностью. В прошлом году доля продуктов пищевой и перерабатывающей отрасли в общем объеме экспорта сельхозпродукции края составила 21,5 процента, или 561,9 миллиона долларов. В основном это масложировая продукция. До 2024 года объем экспорта несырьевых продуктов агропромышленного комплекса должен вырасти в сравнении с 2018 годом в 3,6 раза.

Приоритетные направления, за счет которых планируется наращивать объем несырьевого экспорта, – масложировая, мукомольно-крупяная и крахмалопаточная продукция. Также есть резервы по экспорту птицы, винодельческой, консервированной и кондитерской продукции.

С теми ресурсами, которые есть у нашего АПК, и существующими механизмами господдержки в выполнении этих задач нет сомнений. Мы пришли к тому, что отрасль получает ежегодно не менее 8 миллиардов рублей субсидий по различным направлениям. Также с этого года дополнительные средства выделяются конкретно под реализацию экспортных возможностей. К тому же высокое качество кубанской продукции обеспечило себе востребованность на внешних рынках.

О будущем янтарной лозы

– Как вы оцениваете ситуацию в отрасли виноградарства на сегодняшний день? Нуждается ли она в какой-либо корректировке или государственной поддержке? Какой урожай планируется собрать в текущем году? Какие прогнозы по производству вина?

– На отрасль виноградарства, как на одно из приоритетных направлений в АПК, в последние три года выделяются достаточно крупные суммы господдержки. В этом году – 714 миллионов рублей из федерального и краевого бюджетов.

Увеличение господдержки всех видов работ на виноградниках, рост погектарных ставок в 4–5 раз способствуют развитию отрасли виноградарства. Так, в 2018 году в планах было заложить виноградники на площади 2100 гектаров, но по факту заложили свыше 2152 га, или на 41 процент больше уровня 2017 года.

На сегодняшний день в крае почти полностью проведена реновация виноградников, раскорчеваны непродуктивные насаждения и заложены новые, высокоэффективные и востребованные сорта. Они обеспечивают стабильную, самую высокую урожайность в стране – порядка 100 центнеров с гектара.

В 2019 году рассчитываем собрать более 200 тысяч тонн винограда, точнее прогнозировать валовой сбор винограда можно будет в первой – второй декаде июня, после цветения. В планах по производству вина ориентируемся на показатель 14,2 миллиона декалитров, по шампанскому – 3,7 миллиона декалитров.

Развитие как стратегия

– Какие планы на этот год по мероприятиям, направленным на развитие сельских территорий?

– На реализацию мероприятий по подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий» в текущем году выделено более 350 миллионов рублей из федерального и краевого бюджетов. Они позволят реализовать локальные проекты по газификации сельских поселений, строительству спортивных площадок и офисов врачей общей практики, а также запустить реализацию первого проекта комплексного обустройства площадки под компактную жилищную застройку. Он будет реализовываться в одном из поселений Белореченского района в ближайшие два года.

Общая стоимость проекта – 176 миллионов рублей. За счет этих средств будут строиться детский сад, спортивный комплекс и объекты инженерной инфраструктуры. В этом году проектом предусмотрено строительство детского сада на 80 мест.

Кстати, планируется, что с 2020 года подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий» будет действовать в статусе самостоятельной государственной программы. Одно из приоритетных направлений этой программы как раз мероприятия комплексного развития села. Т

о есть субсидии будут предоставляться с учетом наличия в населенном пункте реализуемых инвестпроектов и уже действующих крупных производств, причем не только в сфере АПК. Вокруг таких объектов благодаря этой программе будет создаваться инженерная и социальная инфраструктура. Это должно способствовать созданию новых рабочих мест на селе, обеспечению занятости, комфортных условий для проживания, повышению уровня жизни. Для нашего аграрного региона этот формат актуален. АПК – на третьем месте по объему инвестиций, именно в этой отрасли развиваются передовые технологии.

Высокому качеству – зеленый свет

– Сегодня в числе актуальных вопросов в АПК – создание защищенного бренда отечественной «зеленой» продукции, развитие рынка органической продукции. Насколько развито это направление на Кубани?

– На Кубани закон об органическом земледелии приняли еще шесть лет назад, мы в этом вопросе были, можно сказать, первопроходцами. Но назвать его действенным сложно, так как на федеральном уровне соответствующих законодательных требований не было.

Сейчас, когда закон принят, уверен, что конкретно в нашем регионе производство органической сельхозпродукции выйдет на новый уровень. Во-первых, под это есть прочная основа. Сегодня кубанские аграрии производят достаточно широкий ассортимент «зеленой» продукции для внутреннего рынка – это овощи, бахчевые, соки, рис. Да, ее стоимость на порядок выше массовой продукции, но у нее есть свой потребитель. Наличие ее на полках торговых сетей нашего края это доказывает.

Во-вторых, на Кубани идеальные аграрно-климатические и логистические условия для ведения органического сельского хозяйства.

В развитии данного направления ключевую роль будет играть экономическая поддержка государства, так как агротехнологии производства «зеленой» продукции достаточно затратные. Требуются биоудобрения, специальная техника, селекционно-генетическая база. Все это есть у нас в регионе, но доступно далеко не всем производителям.

И, конечно, нам всем необходимы федеральные стандарты оценки степени экологичности продукта на полке. Я думаю, что при поддержке отраслевых союзов, энтузиастов экологизированного производства и науки мы к этому придем.