Но на сложные задачи, которые ставила природа, были найдены правильные ответы – и Кубань с хлебом. Причем удалось получить зерно высочайшего качества. Это результат титанического труда наших хлеборобов и ученых-аграриев. И, конечно, очень важно, что АПК Кубани стоит на созданном за последние годы прочном фундаменте, гарантирующем стабильное развитие отрасли, а значит, и экономики нашего региона, в которой сельское хозяйство является одной из основ.
Еще пять-шесть лет назад мы мечтали об урожаях в 50 центнеров зерна с гектара. Стали получать. В самых смелых ожиданиях замахнулись на 60 центнеров пшеницы на круг. И вот, пожалуйста, свыше 61 центнера зерна с гектара по прошлому рекордному году. А в отдельных хозяйствах было и по 80, и даже по 90 центнеров пшеницы с каждого гектара. Да, нынешний год не принес рекорда – не позволило фатальное стечение природных факторов. Но тем ценнее и дороже каждая тонна, каждый килограмм зерна нового урожая, которого по-прежнему хватит, чтобы накормить не только пятимиллионную Кубань, но и миллионы гостей хлебом высокого качества, а также отправить его в регионы России, ближнее и дальнее зарубежье.
Вопреки погодным катаклизмам и неблагоприятным прогнозам, на Кубани собрали хороший урожай. Валовой сбор зерновых колосовых и зернобобовых культур составляет 9 448 790 тонн (средняя урожайность – 40,3 ц/га), включая 8 035 261 тонн пшеницы при средней урожайности 49,4 ц/га.
Из уже обследованных 5 млн. тонн продовольственное зерно 2, 3 и 4-го классов составляет 86 процентов. В частности, пшеница 2-го класса очень пригодится нашим хлебопекам. Она используется в перерабатывающей отрасли. А ведь Кубань нацелена не просто продавать зерно, а производить из него качественную муку и другие продукты с высокой добавленной стоимостью.
Кстати, житница России экспортирует зерно более чем в 80 стран мира, и каждый год рынки сбыта расширяются. Над этим постоянно работает министерство сельского хозяйства региона. Самыми крупными импортерами нашего зерна стали Турция, Египет, Бангладеш, Вьетнам, Йемен, Израиль, Индонезия, Камерун, Южная Корея. Конечно, сейчас в объемы экспорта придется внести определенные коррективы, но не настолько, чтобы отступать от намеченных планов.
В последние годы сельхозпроизводители Кубани все больше сеют оригинальные и элитные семена. За четыре года их доля увеличилась более чем на 10 процентов. Край поддерживает и в этом плане аграриев субсидиями. Результат уже сказался на качестве.
Важно также, что урожай этого года убран в кратчайшие сроки. На полях работала самая современная техника. В отдельные дни на поля выходило сразу до 7 тыс. современных комбайнов, что позволяло обмолачивать более 100 тыс. га хлебов в сутки. Это стало возможным в том числе и благодаря краевой программе по обновлению парка сельхозтехники. Аграрии края теперь приобретают сельхозтехнику кубанских производителей со скидкой 10 процентов.
Ближайшие приоритеты кубанских аграриев – переход от сырьевой экономики АПК к переработке и развитию экологизированного сельского хозяйства. Основа для этого за последние пять лет заложена мощная. Как и для получения в будущем высоких, снова рекордных урожаев озимых культур. Ведь кубанский хлеб – это достояние нашего региона, нашего АПК и тысяч трудолюбивых людей, которые создают его своими руками.
Районированные сорта краснодарского Национального центра зерна им. П. Лукьяненко возделываются более чем на 8 млн. га, в том числе и далеко за пределами нашего края. Урожайность кубанской озимой пшеницы соответствует европейским стандартам, не говоря уже о ее качестве – в этом наши селекционеры и аграрии давно вырвались вперед.
Каждая восьмая тонна российской пшеницы выращивается на кубанских полях. Краснодарский край дает зерна больше, чем многие зарубежные страны в целом.
О сортовой политике в крае, новинках селекции, сложном урожае-2020 рассказала заведующая отделом селекции и семеноводства пшеницы и тритикале Национального центра зерна им. П. Лукьяненко Герой труда Кубани Людмила Беспалова:
– Еще пять-семь лет назад многие утверждали, что собирать по 65–70 центнеров зерна с гектара в наших условиях нереально. Однако уже собираем. Исключением, конечно, стал нынешний страшный для озимых культур год. В начале весны мы просто восхищались посевами. Местами они были не только хорошими, но и просто отличными. Потом случились продолжительная и нарастающая засуха и жестокие апрельские морозы в период активного роста хлебов, когда они так беззащитны перед натиском природы.
За десятилетия селекционной работы я даже близко не припомню ничего подобного. Жизнестойкость наших сортов озимых культур очень высокая. Бывали годы, когда возвращались холода. Бывали засушливые весны. Но чтобы вот так слились воедино два страшных для хлебов фактора – не было такого. Конечно, мы не опускали руки, ученые Национального центра зерна отправились на поля и весь апрель работали с хлеборобами, разбирались на месте, как бороться с трудности. Агрономы привозили к нам в центр образцы растений. Мы их исследовали, давали рекомендации.
Хлеб убран. Да, не такой, на который мы рассчитывали еще в начале апреля. Три года подряд Кубань собирала рекордные урожаи озимых колосовых культур. На этот раз не случилось. Но Кубань все равно с хлебом, причем высокого качества. Уже есть первоклассные семена. Будет чем осенью проводить сев озимых культур. На этот счет волнений нет. Уверена, хлеборобы снова заложат основу будущих высоких урожаев и подобный год больше не повторится, как в одну и ту же воронку снаряд не попадает дважды.
Наши краснодарские сорта покоряют регионы России от Калининграда до Владивостока. Сорта тритикале допущены к производству за Уралом. Создано более 170 сортов, многие из которых внесены в Государственный реестр селекционных достижений Российской Федерации.
Я была в одном из хозяйств Курской области. Там наш сорт «юка» дал по 103 центнера зерна с гектара. Мы тоже на отдельных полях собираем такие урожаи. И мечтаем о том, чтобы это стало повсеместной практикой. Весь край следит за нашими новинками, за сортами, которые поступают в производство. И хлеборобы верят в нашу селекцию. Об этом говорят они сами и их достижения последних лет. Сортосмена и регулярное сортообновление приводят к росту урожайности. Наши хлеборобы хорошо усвоили эту аксиому, и я рада, что именно так и происходит у нас на Кубани.
В нашем Национальном центре зерна часто бывает губернатор Краснодарского края Вениамин Иванович Кондратьев. Он интересуется селекцией, семеноводством, перспективами производства новых сортов и развития центра. При таком подходе со стороны краевых властей, думаю, самые высокие урожаи хлебов в Краснодарском крае – житнице России – еще впереди.
Постоянная сортосмена последних лет позволяет хлеборобам получать дополнительный урожай. Например, ставка на последние достижения селекции Национального центра зерна им. П. Лукьяненко помогла хлеборобам компании «Кубань хлеб» Тихорецкого района в этом сложном году получить неплохой урожай озимых культур: с каждого гектара собрано по 50 центнеров пшеницы высокого качества. О том, как это было, рассказал Виктор Цыбульников, заслуженный агроном России, кандидат сельскохозяйственных наук, заместитель генерального директора по растениеводству:
– По своей сложности это был необыкновенный год. За полвека агрономической работы не могу припомнить, чтоб так воедино сплелись два губительных для озимых культур фактора: продолжительная засуха и апрельские – нет, не заморозки – морозы. Жуткие – а другого слова и не подберу – условия для развития хлебов. В середине месяца несколько дней подряд температура воздуха в нашей климатической зоне опускалась до 10 градусов мороза. Это в самый уязвимый для хлебов период, когда пшеница образовывала главный стебель – выходила в трубку, как говорят специалисты.
Конечно, много пищи для размышлений дадут итоги уборки. Особенно по применению сортов. Но и сейчас могу уверенно сказать, что сорта, выведенные в Национальном центре зерна, мощные и хорошо адаптированы к выживанию в экстремальных условиях. Хорошо развитые, а местами просто отличные посевы в ночные часы на глазах одевались в ледяной панцирь. И так было несколько дней подряд.
Следующий удар для хлебов этого года – небывалая засуха, которая началась еще осенью, задолго до озимого сева. Посевы на отдельных полях после всего произошедшего мы оценивали как безнадежные. Но новейшие сорта пшеницы, выведенные под руководством академика-селекционера Людмилы Андреевны Беспаловой, показали свои лучшие качества. Хлеба выжили и дали с гектара по 5 тонн зерна, урожай ячменя оказался еще выше.
В таких условиях не спасли бы ни дополнительные подкормки, ни другие агроприемы. Только высокий потенциал и необыкновенные возможности новых сортов позволили нам получить такой урожай. Причем урожай высокого качества. Это позволяет нам уже сейчас готовить первоклассные семена для будущего сева озимых культур. А наша компания как раз семеноводческая. У нас построен современный семенной завод и есть два семеноводческих хозяйства, где выращивается более двух десятков сортов озимой пшеницы.
В основе нашей постоянной работы над урожаем – рекомендации ученых. Есть основные направления: высокая культура земледелия, подготовка почвы, качественное применение удобрений и средств защиты растений. Но есть и еще одно направление последних лет – постоянное сортообновление. Это позволяет нам получать дополнительный урожай и открывает перспективы дальнейшего роста. Подтверждением тому служит факт, что ни один гектар мы не засеваем сортами озимой пшеницы ниже элиты. Мы производим их благодаря научному сопровождению наших селекционеров. Каждый год внедряем по два-три сорта пшеницы новейшей селекции и по научной схеме ведем их ускоренное размножение. Это позволяет нам в том числе в значительной степени сокращать нормы высева до 30–40 процентов. При посеве по 45–50 килограммов семян на гектар мы получаем до 70 центнеров зерна пшеницы с гектара. Новейшие сорта, которые уже включены в промышленное производство («алексеич», «тимирязевка 150», «стиль 18»), позволяют нам значительно экономить на семенах и средствах защиты растений. Более продуктивно используется растениями и почвенная влага.
Отмечу, что нам доверяют промышленное размножение самых современных сортов пшеницы. Сейчас мы взяли серьезное направление на производство твердых сортов пшеницы. Это яровые культуры, которые имеют хорошую перспективу дальнейшего производства.
Урожай-2020 – результат необыкновенных возможностей сортов кубанской пшеницы. Многоотраслевое хозяйство СПК (колхоз) «Знамя Ленина» Щербиновского района и в этом непростом году получило достойный урожай озимых культур. Это твердое мнение председателя колхоза Героя труда Кубани Юрия Харамана:
– Мы с хлебом! Урожай в закромах. И это главное. Убрали быстро, без потерь. С такой-то техникой обмолот озимых – дело нескольких дней. С каждого гектара получили по 50 центнеров зерна озимой пшеницы. В минувшие три-четыре года урожаи были выше, даже рекордные. Но знавали мы годы, когда получали и 30, и даже 20 центнеров зерна с гектара. Так, возможно, было бы и в этом во всех отношениях необычном году, если бы не огромные возможности наших сортов пшеницы, выведенных учеными-селекционерами Национального центра зерна.
Сейчас «считаем экономику». Она не пострадает и будет выше среднегодовых показателей. Так что катастрофы нет. Разобрались мы в апрельской ситуации, приняли правильное решение. Что-то скосили на корм, но основные массивы озимых не тронули и довели до логического конца.
Да, не все зависело от хлеборобов. Корми посевы, не корми – уже ничего не поможет, когда в почве нет влаги, а хлеба в самой уязвимой фазе своего развития подвергаются жестоким морозам. У нас есть базовые сорта «гром», «таня», «алексеич», «безостая 100», проверенные временем. Если раньше давали преимущество сорта озимых культур раннего срока созревания, то в этом году все получилось с точностью до наоборот. Сорта поздних сроков созревания меньше подверглись природным катаклизмам и дали приличный результат. Хотя делать поспешные выводы не стоит. Этот год не показательный.
Северная зона нашего края никогда не отличалась высокой влагообеспеченностью. А этот год вообще вышел за рамки. Из-за отсутствия влаги всходы появились поздно. В январе-феврале продолжалась вегетация растений, что тоже в целом не характерно. И, как говорится, удар под дых – очень низкий запас продуктивной влаги в марте, когда температурный режим уже позволяет активно развиваться хлебам, а в почве – засуха. В этот период идет активное кущение, формируется хлебостой, закладывается продуктивный колос. И, конечно, мы благодарны нашим ученым за их подвижнический труд, за сорта хлебов, которые выдержали такие катаклизмы. Даже сильно поврежденные хлебные поля, на которые можно было и рукой махнуть, дали по 40 центнеров зерна с гектара и больше.
Ну и потерь не было. Собрали все до зернышка. Комбайновый парк у нас современный. Это результат краевых и федеральных программ по обновлению парка техники. В нашем распоряжении – субсидированные кредиты на покупку техники в лизинг под 5 процентов и рассрочка на пять лет. Что еще нужно для земледельца? На Кубани теперь выпускаются производительные комбайны «КЛААС». Это же здорово! Да и наши, отечественные прибавили в качестве. Страхование посевов тоже субсидируется. Все это способствует оптимизации нашей работы.
Фермер Роман Ковалев из Красноармейского района за последние годы создал одно из лучших на Кубани хозяйств, занятых производством зерновых культур. По твердому убеждению главы КФХ, это стало возможным благодаря мощной государственной поддержке, которую получают фермеры края в последние годы.
– Сегодня наше хозяйство работает по 11 направлениям. Озимая пшеница занимает 750 гектаров, или 33 процента всех площадей, – рассказал Роман Ковалев. – Это научно обоснованный севооборот. В этом непростом году мы получили с каждого гектара по 62,4 центнера зерна. Хороший результат. Спасибо нашим ученым за сорта пшеницы, которые смогли выдержать такие природные катаклизмы. В лучшие годы мы собирали и по 75 центнеров пшеницы. Уверен, что в скором времени мы и эту урожайность превысим.
В последние годы мы получаем мощное сопровождение выращивания урожая со стороны наших ученых. Без этого, абсолютно уверен, так и топтались бы в районе 50 центнеров озимой пшеницы и риса с гектара. Не говоря уже о качестве зерна. Ежегодно после проведенного актуального анализа ученые предлагают нам различные схемы применения минеральных удобрений. Теперь мы точно знаем, какие удобрения и в каком количестве нужно применять. Гадания на кофейной гуще больше нет. Работаем только по науке и в содружестве с учеными.
Еще раз хочу вернуться к государственной поддержке села. В последние несколько лет государство и краевая власть выделяет миллиарды рублей на развитие АПК. Если взять мое фермерское хозяйство, то я получаю солидную компенсацию за приобретение высококачественных семян озимой пшеницы, техники. За последние несколько лет удалось почти полностью обновить и комбайны, и тракторный парк. Конечно, я не смог бы осилить без господдержки и строительство двух ангаров для хранения зерна. Но теперь урожай с колес не продаю. А это экономика хозяйства.