Кубанские Новости
Людмила Малютина

Вячеслав Легкодух: «Государство заинтересовано в развитии фермерства»

Вячеслав Легкодух: «Государство заинтересовано в развитии фермерства»
Вячеслав Легкодух
Фото: Антон Приходько
Фермеры Кубани вносят немалую лепту в развитие региональной экономики. Они выращивают пшеницу, овощи и фрукты, занимаются животн

О том, какие меры господдержки помогают фермерам расти и какие задачи они ежедневно решают, рассказал полномочный представитель главы администрации Краснодарского края по взаимодействию с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами заслуженный фермер Кубани Вячеслав Легкодух.

Стиль жизни

– Кубань – это житница страны. Немалая заслуга в этом принадлежит нашим средним и малым предприятиям агропромышленного сектора экономики. Вы согласны с этим?

– Думаю, что доля правды в этом есть. Сегодня в Краснодарском крае зарегистрировано и работает порядка 13,5 тысячи фермерских хозяйств. Они обрабатывают треть всей земли сельскохозяйственного назначения, имеющейся в активе региона. Хочу также отметить, что фермерский «клин» постоянно растет. Если в 2015 году он составлял 1 миллион 50 гектаров, то сегодня – более 1 миллиона 200 гектаров.

Помимо этого, на Кубани зарегистрировано и работает почти 1 миллион личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Из них по крайней мере половина – товарные ЛПХ, то есть те, кто выращивает агрокультуры или производит продукты переработки, животных на продажу.

Я недавно смотрел статистику и с удивлением узнал, что 95 процентов малого рогатого скота (в основном коз и овец) выращивается именно в малых формах хозяйствования (МФХ). И более 60 процентов овощей производят также КФХ и ЛПХ края.

Фермерство – это подушка безопасности нашего региона. Фермеры и представители других малых форм хозяйствования всегда наиболее оперативно реагируют на всевозможные посылы, вызовы рынка.

Поэтому можно смело говорить, что Кубань – житница страны, а фермеры – неотъемлемая часть сельскохозяйственной отрасли края.

Фермерство – это подушка безопасности нашего региона. Фермеры и представители других малых форм хозяйствования всегда наиболее оперативно реагируют на всевозможные посылы, вызовы рынка. Им проще, чем крупным хозяйствам, переориентироваться на производство новой продукции. Если какая-то культура, например, не показала хорошей урожайности в нынешнем году, то на следующий они уже планируют посеять другую – более продуктивную. На крупных предприятиях этот процесс перенастройки происходит всегда дольше и тяжелее, потому что надо предварительно провести определенные согласования, закупки, расчеты и прочее.

По статистике, средний надел на фермерское хозяйство на Кубани составляет 85–90 гектаров. Но если мы уберем отсюда фермерские хозяйства, у которых больше 500 гектаров, и поделим оставшуюся землю, то получится порядка 45 гектаров на каждого.

– Если сравнивать количество малых хозяйств на Кубани и у ближайших соседей – в Ростовской области и Ставропольском крае, то где фермеров больше? И главное – почему, на ваш взгляд? Ведь климатическая зона одна, плодородных земель везде много.

– Однозначно, на Кубани больше всего фермеров – 13,5 тысячи. А вот у соседей на порядок меньше. В Ростовской области 8 тысяч фермеров, а в Ставропольском крае порядка 6,5 тысячи фермерских хозяйств.

Это обусловлено тем, что процент сельского населения на Кубани существенно отличается от такой же цифры в других регионах России. Там в среднем 23–26 процентов населения проживает в деревнях и хуторах, а у нас до недавнего времени – более 50 процентов. Сегодня чуть меньше – 43 процента.

– Как вы считаете, сегодня легко быть фермером?

– Давайте честно: это всегда был нелегкий труд. Но при этом благодарный. Если человек любит свое дело, радеет за него, прикладывает максимум усилий, то и результат будет соответствующий.

В чем заключается особенность этой работы? В том, что, несмотря ни на что – болезнь, экономические катаклизмы, пандемию и прочие факторы, фермер каждый день встает и идет работать. А если он занимается животноводством, то у него и вовсе не бывает полноценных выходных, праздников. Он не может позволить себе уехать куда-то, ведь надо дважды, а иногда и трижды в день идти на дойку, ухаживать за животными. Иначе нельзя.

Лучшая работа для молодежи

– И все-таки фермеров меньше не становится. Больше того, сюда активно идет молодежь?

– Вы правы. Их количество остается стабильным. Более того, в настоящий момент происходит активная смена поколений. Те фермеры, которые начинали свою деятельность в 90-х годах прошлого века, уже подошли к пенсионному возрасту. Они передают свои дела детям, внукам, партнерам или продают. Кто-то дробит бизнес, чтобы каждому ребенку (наследнику) досталось по доле.

Сегодня среднестатистический кубанский фермер стал моложе, чем, скажем, в конце XX века. Нынешним руководителям КФХ и ЛПХ примерно по 42–45 лет. И они очень активно занимаются развитием альтернативных направлений. Например, выращивают голубику – северную ягоду. Потому что уже наработана практика по ее выращиванию на юге, она рентабельная. В крае даже начали появляться питомники по голубике.

В животноводстве молодые фермеры все чаще выбирают выращивание кроликов, нутрий, гусей или уток. Это немного нестандартные для крупного бизнеса проекты, но они нравятся молодежи. И имеют неплохую рентабельность.

На Кубани больше всего фермеров – 13,5 тысячи. А вот у соседей значительно меньше. В Ростовской области 8 тысяч фермеров, а в Ставропольском крае порядка 6,5 тысячи фермерских хозяйств.

– В каких муниципалитетах Кубани фермеров больше? Какими видами сельхозпроизводства они занимаются?

– У нас есть несколько районов, в которых работает много фермерских хозяйств. Например, Новопокровский – 1200 КФХ, Усть-Лабинский – почти 700 КФХ, Крыловский – 600. Для сравнения: в других районах эта цифра в среднем колеблется от 90 до 300.

По количеству обрабатываемой фермерами земли лидируют Новопокровский район – 106 тысяч гектаров, Белоглинский – 350 фермеров обрабатывают 52 тысячи гектаров, Крыловский район – 49 тысяч гектаров. Кстати, чтобы вы понимали: в Новопокровском районе всего 130 тысяч гектаров сельхозземель. И больше 80 процентов из них обрабатывают именно фермерские хозяйства.

Кубанские фермеры традиционно занимаются растениеводством. В последнее время все больше занимаются овощеводством – как в открытом, так и в закрытом грунте. Программы господдержки дали стимул развитию садоводства. Например, в 2017 году на съезде фермеров губернатором было принято судьбоносное решение об открытии новой программы «Малый сад» для поддержки хозяйств, закладывающих сады на площади от 4 гектаров. Край компенсирует им 80 процентов затрат. А ведь это немалые суммы (закладка сада – процесс небыстрый и очень финансово затратный). Притом что первую прибыль от своих трудов можно получить не раньше чем спустя три-четыре года.

Этой мерой поддержки воспользовались многие начинающие садоводы и сегодня, получив первую прибыль (прошло больше трех лет), признаются, что помощь региона была очень своевременной. Стоит отметить, что во многом и благодаря этому решению край стал собирать более весомый урожай яблок. Нам есть куда расти, и для этого имеются комфортные условия.

Выращивают наши фермеры и культуры, которые для Краснодарского края экзотика. Например, голубику.

– Что придает сил и терпения людям, которые работают на земле?

– Особого секрета здесь нет. С одной стороны, человек может искренне любить свое дело, ферму, поле и не представлять своей жизни без всех этих хлопот. А с другой – развитие и открытие крестьянско-фермерских хозяйств стимулируют меры господдержки. Они предусмотрены и на региональном, и на федеральному уровне. Они идут по многим направлениям и весьма востребованы. Мы каждый год закрываем практически с нулевым бюджетом мер господдержки. Это говорит о том, что деньги востребованы.

Более того, мы регулярно получаем много жалоб на то, что не всем хватает этих мер господдержки. Желающих намного больше, чем мы можем дать.

Помощь, которую ждали

– На какие формы господдержки могут рассчитывать кубанские фермеры?

– Их очень много, и рассчитаны они на широкий круг хозяйств. В частности, государство на условиях софинансирования предоставляет фермерам средства на приобретение участков и техники, строительство и модернизацию объектов сельхозпроизводства и другие цели. На гранты до 30 миллионов рублей сегодня могут претендовать семейные фермы. При этом государство берет на себя до 60 процентов расходов (а иногда и более).

В крае работает отличная программа «Агростартап» для начинающих фермеров, которые ведут свою деятельность не более двух лет. Молодые ребята, которые хотят работать на земле, могут бесплатно обучаться новым полезным навыкам и рассчитывать на грант до 6 миллионов рублей в зависимости от вида деятельности. При этом государство финансирует до 90 процентов затрат. По этой программе помощь в развитии хозяйства на начальном этапе уже получили 73 кубанских фермера. Конкурс на эту меру поддержки в 2021 году составил восемь человек на место и в этом – примерно так же.

Развитию фермерства в нашем крае способствуют также программы Росагролизинга. Многие небольшие хозяйства благодаря им вышли на более высокий технический и технологический уровни. Например, есть программа, по которой можно приобрести необходимую вам технику (комбайн, сеялку, трактор и прочее), не заплатив ни копейки. Первый платеж будет лишь спустя несколько месяцев, когда машина отработает какую-то часть стоимости. Дополнительным бонусом в этом деле (обновлении техники) выступает и госпрограмма, по которой можно получить скидку 10 процентов на приобретение любой сельхозтехники. Благодаря таким программам технический парк фермеров края кардинально улучшается.

– Многие фермеры жалуются, что им вырастить урожай гораздо проще, чем реализовать его по выгодным ценам. Почему так? Насколько эта проблема вообще актуальна для кубанских аграриев?

– Я бы не сказал, что эта проблема общая, что с ней сталкивается каждое хозяйство. Вовсе нет. В настоящий момент попасть в торговые сети не так уж и сложно. Многие аграрии напрямую заключают сделки о регулярных поставках качественной продукции. Главные условия ретейлеров – ритмичные поставки, стабильное качество, выполнение требований по сортировке и упаковке. Да, скажем прямо: их может выполнить только сельхозкооператив либо очень крупный фермер. Но такая возможность есть.

Кроме того, сейчас развивается движение, когда производители сельхозпродукции заключают напрямую договоры о поставках с учреждениями образования (детскими садами, школами) или санаториями и пансионатами. В крае проводятся специальные инфотуры, организованные силами двух региональных ведомств: министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности и министерства курортов, туризма и олимпийского наследия.

Недавно такое мероприятие состоялось в Туапсинском районе. В ходе него фермеры демонстрировали свою продукцию представителям курортных учреждений, а те, в свою очередь, интересовались, насколько плотным и длительным может быть сотрудничество. Например, смогут ли аграрии регулярно в течение долгого времени привозить в санатории или пансионаты свежую продукцию. Руководители здравниц объясняли, что сегодня есть запрос клиентов на то, чтобы, отдыхая на Кубани, они питались только блюдами, приготовленными из местных продуктов. Это современный тренд, которому надо соответствовать. Инфотуры помогут в этом.

И, возвращаясь к вашему вопросу, хочу отметить, что пока одни КФХ жалуются, что не могут сбыть продукцию по выгодным им ценам, другие переживают о том, что для заключения выгодных контрактов с торговыми сетями или здравницами на побережье им не хватает объема продукции. В такой ситуации выход может быть только один: объединяться с другими фермерами, создавать кооперативы и вместе уже выходить с предложениями к потенциальным партнерам. Главное – иметь желание развиваться, а не стагнировать.

Вместе выгоднее

– Сегодня идет мощное движение по образованию новых сельхозкооперативов и укрупнению уже имеющихся. Как вы оцениваете этот процесс – поможет ли он развитию фермерства?

– Безусловно. Сегодня в Краснодарском крае уже действует порядка 170 кооперативов. Они объединяют около 2300 фермеров. Но мы планируем провести ревизию и подсчитать точное количество. Не исключено, что по факту окажется меньше. Но это не страшно. У государства и минсельхоза региона нет глобальной цели, чтобы кооперативов было много.

Гораздо важнее сделать так, чтобы они прирастали новыми членами (хозяйствами), наращивали объемы производства и партнерскую сеть. Ведь чем крупнее кооператив, тем проще ему работать с ретейлерами, дешевле обновлять технику, закупать семена. За рубежом – в Финляндии и Австралии – есть сельхозкооперативы, в которых несколько сотен и даже тысяч членов. И они прекрасно работают. Я уверен, что у нас также можно организовать работу. И все будут довольны и в плюсе.

– Как государство стимулирует создание и развитие сельхозкооперации?

– Мер господдержки уже есть немало. Например, на Кубани действует программа для молодых кооперативов, которые образовались менее года назад. Они могут получить грант на развитие до 30 миллионов рублей. При этом за счет бюджета может быть профинансировано до 90 процентов затрат.

Также действует программа для членов кооперативов, по которой фермерам могут компенсировать до 50 процентов затрат на приобретение техники.

Хочу отметить, что сегодня в крае есть огромный потенциал для развития сельхозкооперации. И государству надо не прекращать поддерживать их.