Хотя банкротство в спортивной сфере, по сути дела, уже не воспринимается общественностью как нечто необычное. Только за последние 10 лет более 60 профессиональных клубов России по игровым видам спорта пропали из турнирных таблиц. И справедливости ради стоит отметить, что проблема эта не только отечественного спорта. Другие страны сегодня тоже переживают не лучшие времена.
Даже там, где спорт находится на высоком уровне, а профессиональные клубы имеют большие армии поклонников и спонсоров. Почему так происходит? На первый взгляд, все просто: нерациональная трата денег, покупка дорогих зарубежных игроков, которым приходится платить высокие зарплаты, неоправданные риски, надежда на авось. Ведь, если смотреть правде в глаза, даже самые талантливые и титулованные спортсмены не могут гарантировать стопроцентный спортивный и финансовый результат клубу, а тем более – прибыль от матчей в течение длительного периода времени.
Сегодня экономическая обстановка осложнилась еще из-за пандемии. Многие инвесторы урезали свое участие в спортивной жизни. И если доля выплат на зарплаты игроков в команде составляет 60–70 процентов, то уменьшение спонсорской помощи делает положение команды просто уязвимой. А если доходы продолжают падать, а долги расти, выходов немного: принять неотложные меры по преодолению кризиса, продать бизнес или объединиться с конкурентами или поднять руки вверх и заявить о своей неплатежеспособности, то бишь банкротстве.
И таких примеров в истории нашего спорта масса: сочинская «Жемчужина», тольяттинская «Лада», «Уралан» из Элисты, «Локомотив» из Нижнего Новгорода, волгоградский «Ротор».
Подобные проблемы испытывают и европейские страны. В 2012 году банкротом объявил себя 54-кратный (!) чемпион Шотландии и самый титулованный по этому показателю в мире клуб «Рейнджерс» из Глазго. Только налоги клуба на момент принятия решения о банкротстве превысили 9 млн фунтов стерлингов, а общая задолженность составляла более 100 млн евро.
Да что далеко ходить, даже на туманном Альбионе бывают банкроты: победитель кубка Англии-2008 «Портсмут», чемпион Англии 2016 года «Лестер», «Ипсвич», «Дерби» и другие. Дортмундской «Боруссии», чтобы выйти из долговой ямы, однажды даже пришлось продать стадион, а игрокам – уменьшить зарплату на 20 процентов. А все потому, что клуб влез в кредиты на оплату новых трансферов, рассчитывая заработать на успешном выступлении в Лиге чемпионов. Но футбольная фортуна оказалась не на их стороне и все надежды рухнули.
В этом году в подобной ситуации оказался краснодарский гандбольный СКИФ. Из-за финансовых трудностей клуб отменил выезд на матч с московским ЦСКА. Игра должна была состояться 24 октября в рамках девятого тура мужского чемпионата России по гандболу. Проблемы у клуба начались в июле этого года, когда СКИФ потерял основного спонсора в лице владельца группы компаний «Европея» Ризвана Исаева. До этого команду поддерживала администрация Краснодарского края.
Однако с 2015 года поддержка профессиональных команд осуществляется не из государственного бюджета, а за счет инвесторов или партнеров. Эта практика распространена по всей стране в соответствии с поручением президента России.
– Профессиональный спорт, прежде всего, зарабатывает с телевидения, – говорит экс-чемпион мира по версии WBO, депутат Государственной Думы РФ Дмитрий Пирог. – Спонсоры здесь тоже не могут постоянно помогать финансово. Должна быть отдача. Откуда она должна приходить? Как правило, от гонораров за телетрансляции. У нас этой системы пока нет. Поэтому все и держится на дотациях и субсидиях. Например, на Западе есть один из видов сервиса – Pay-per-View, когда зритель может платно посмотреть прямую трансляцию спортивного события в хорошем качестве, без рекламы, с хорошей аналитикой и освещением событий закулисья. Мы рано или поздно пришли бы к этому. Ведь рынок медиауслуг во всем мире устроен одинаково. Но появился сильный конкурент телевидению – интернет. Сейчас такая переходная ситуация, когда телевидение выпадает из системы. Неслучайно североамериканская кабельная и спутниковая телевизионная сеть HBO, которая на протяжении многих лет была первой по трансляциям тех же боксерских поединков, приносила этому виду спорта большие деньги, сейчас отказалась от трансляций боев, осознав сложность конкуренции с интернет-вещанием, и сконцентрировалась на показе и производстве сериалов.
СКИФ ведет свою историю с 1963 года, в разные годы клуб назывался «Буревестник», «Университет», СКИФ, «Аркадия-СКИФ», «СКИФ-Роснефть», «СКИФ-Кубань». В составе команды выступали олимпийские чемпионы Андрей Лавров, Эдуард Кокшаров, Игорь Чумак, Дмитрий Филиппов.
Еще один путь решения – активная работа с болельщиками клуба, которые в трудную минуту готовы финансово помочь своими любимцам. Примеры можно встретить во многих странах, в том числе и в Краснодаре. В 2018 году было объявлено о создании общественной организации на базе футбольного клуба «Кубань». Болельщики посчитали это единственным продолжением истории любимой команды. Среди учредителей организации, помимо представителей фанатских объединений, присутствовали и бывшие игроки «Кубани». Уже в августе созданная болельщиками и бывшими игроками команда провела свой первый официальный матч. Действия по спасению профессиональных футбольных клубов проводились во многих странах мира. Например, в Испании для спасения клуба «Овьедо» болельщикам потребовалось всего две недели, чтобы собрать 2 млн евро. Акции клуба приобрели более 25 тыс. любителей футбола из разных стран, в том числе и из России.
– Экономические трудности сейчас испытывают многие профессиональные клубы,– говорит председатель краснодарского отделения Федерации спортивных журналистов России Максим Осадник. – Некоторые оптимизируют бюджет, даже Федерация футбола Англии сократила штат сотрудников из-за коронавируса. А все потому, что инвесторы и спонсоры стали скромнее участвовать в спортивной жизни. Но вместе с этим надо понимать, что финансирование у клубов заканчивается не в одночасье и менеджменту нужно быстро предпринять какие-то шаги – антикризисные меры никто не отменял. Важную роль должна играть и федерация. Ведь в их интересах, чтобы у команд, которые участвуют в чемпионате России, снабжает своими воспитанниками взрослую, молодежную, юношескую сборные страны, было финансовое благополучие.
– Мы озабочены финансовыми проблемами, возникшими у профессиональной команды СКИФ, неоднократно встречались с руководством клуба. С большим уважением относимся к традициям и достижениям этого клуба. Рассматриваем возможные варианты решения ситуации, привлечения новых инвесторов. Краснодарский край всегда выступает за развитие спорта, многие кубанские команды известны по всей стране и являются гордостью региона.
Со своей стороны, мы создаем материальную базу и спортивный резерв для профессионального спорта. За счет средств краевого бюджета финансируем детско-юношеский спорт, массовый спорт, содержим центры олимпийской подготовки. Это то, на что край имеет право выделять средства из регионального бюджета.