Группа аквалангистов - членов Русского географического общества изУсть-Лабинска и поселка Мостовского при поддержке дайвцентра «Deep wreck совершила выход в море к месту гибели буксира «Петраш» и погружение к останкам корабля.
- Наша задача была провести визуальный осмотр состояния корабля и памятной таблички на месте его гибели, а также сделать фото и видео-фиксацию фрагментов судна и общий мониторинг места, где оно затонуло. Максимальная глубина погружения группы составила 14,5 метров, общее время погружения- 41минуту, - рассказал участник экспедиции Эрнст Антонов.
Во время погружения дайверы отметили, что корпус корабля частично оброс мидиями. Оба якоря типа Холла находятся в якорных клюзах. Оторванный во время торпедирования нос буксира, в перевернутом состоянии, лежит с небольшим дифферентом на правый борт.
- Во время осмотра мы помогли очистить буксир от рыболоветских блесен и крючков. Кстати, то, что мы увидели мидий, а также рыб-бабочек и зеленух, рядом с останками буксира, говорит о хорошей экологической обстановке подводной акватории на этом участке. Несомненно, что при бережном отношении дайверского сообщества, буксир послужит еще долгое время в качестве интересного объекта для подводного туризма, - уверен Эрнст Антонов.
СПРАВКА «КН»
Стальной винтовой ледокольный буксир среднего тоннажа «Петраш» начали строить по заказу военного ведомства России в феврале 1914 году на верфи «АО Сандвикский корабельный док» в Гельсингфорсе. Изначально он получил название «Добрыня». 12 декабря 1914 года буксир был подготовлен к проведению ходовых испытаний. В качестве портового ледокола в этом же году вошел в состав судов морской крепости императора Петра Великого в Ревеле.
Во время Первой мировой войны «Добрыню» переименовали в «Руслан». Буксир вооружили одним 75 мм и одним 37 мм орудиями и двумя 7,62 мм пулеметами, переклассифицировали сначала в посыльное, а затем сторожевое судно.
Весной 1918 года в ходе Ледового похода Балтийского флота судно успешно использовалось в качестве ледокола. «Руслан» совместно с другим ледоколом «Ястреб» обеспечил переход в Кронштадт восьми больших подводных лодок и транспорта. С лета 1918 года по 1 июня 1922 года «Руслан» использовался как посыльное судно, участвуя в операциях Красного Балтийского флота. С 26 мая 1922 года он находился в распоряжении Морской пограничной охраны ОГПУ. 7 апреля 1924 года «Руслан» был исключен из списков РККФ, разоружен и передан Главному управлению рыбной промышленности. Там судно переименовали, назвав «КАШАЛОТ». Пароход перешел в порт приписки Архангельск и как ледокольный буксир был включен в состав судов Управления государственного тралового и звериного промысла.
С 1926 года он в качестве буксирного парохода входил в состав Северного государственного морского пароходства «Совторгфлота». В период с 17 июля по 22 ноября 1926 года «Кашалот» совершил переход из Архангельска в Черное море и вошел в состав плавучих средств Одесского морского торгового порта. В 1935 году судно получило новое наименование «ПЕТРАШ». С 1938 года он в составе местного транспортного флота Одесского портоуправления числился как пассажирский буксир.
В начале Великой Отечественной войны 13 июля 1941 года «Петраш» был мобилизован, вооружен двумя 45 мм орудиями и двумя пулеметами. 15 июля этого же года под бортовым № 102 «Петраш» в качестве сторожевого корабля был включен в состав Черноморского флота. Он осуществлял воинские перевозки в Одессу, Севастополь, Камыш-Бурун и порты Кавказа, нес конвойную службу. Так с 9 августа 1941 года он сопровождал из Очакова большой караван речных судов, следовавших в Севастополь и далее в Керчь и Ростов. Сторожевой корабль участвовал в эвакуации бойцов и командиров, последних защитников Одессы 16 октября 1941 года.
11 ноября 1942 года «Петраш» был выведен из боевого состава флота и переформирован в буксирный пароход плавучих средств Туапсинской ВМБ. В 1943 году буксир вооружили двумя 45 мм и одним 20 мм орудиями, а также двумя 12,7 мм и двумя 7,62 мм пулеметами.
7 августа 1943 года «Петраш» с двумя баржами на буксире в охранении сторожевого корабля № 105 следовал из Туапсе в Геленджик. В 23 часа 20 минут в районе мыса Чуговокопас были обнаружены силуэты катеров, на которые был сделан запрос. В ответ караван был атакован двумя торпедными катерами противника, входившими в состав 1-й флотилии врага. Две из выпущенных торпед взорвались на берегу; а одна попала в «Петраш». Судно затонуло. Погибли 25 человек.
В 2003 году судно было обнаружено и обследовано тольяттинским клубом «Нептун-Про» во время экспедиции «Небуг-2003». Попавшая в судно торпеда буквально переломила буксир на две части.