Интродайвинг для детей и взрослых
– Эрнст, почему, на ваш взгляд, подводный туризм с каждым годом набирает популярность во всем мире?
– Подводный туризм – это прежде всего необычный вид отдыха. Люди, которые приезжают на море, традиционно загорают, едят в прибрежных кафе и ресторанах, пробуют водные развлечения и виды спорта: «бананы», «таблетки», полеты с парашютом над морем, кайтинг и виндсерфинг. Но последние подходят не всем. К примеру, не каждый взрослый будет кататься на «таблетке». А чтобы заняться тем же виндсерфингом, необходимы длительные тренировки и навыки.
Другое дело – дайвинг. Еще в XX веке знаменитый французский исследователь и фотограф Жак-Ив Кусто открыл для всех людей подводный мир, показал его красоту и уникальность. С тех пор погрузиться с аквалангом хотя бы раз мечтают многие. И сегодня это вполне доступно. Кусто благодаря подводному туризму может почувствовать себя любой желающий. Даже человек, который ни разу не нырял, легко способен в процессе интродайвинга – пробного погружения с аквалангом – совершить подводную экскурсию.
– Насколько для подводного туризма подходят курорты Краснодарского края?
– Фактически в Краснодарском крае подводный туризм находится только в стадии развития. На Кубани в отличие от Турции, Египта, Греции дайвинг-сезон не круглогодичный. У нас в основном он длится с мая по сентябрь. Кроме того, Черное море беднее по флоре и фауне, чем Красное, Эгейское или Средиземное.
Ну а самое главное – для подводного туризма необходимы сертифицированные дайвинг-центры, где обучение пробному погружению должны проводить опытные профессиональные инструктора. У нас пока таких прошедших аттестацию центров и специалистов немного. Я знаю всего три такие организации, которые находятся на Большом Утрише, в Анапе и Сочи.
– Каким туристам сегодня наиболее интересен дайвинг в Краснодарском крае?
– Если взять статистику, скажем, за последние два года, то отмечу, что дайвингом стали активно заниматься не только мужчины, но и представительницы прекрасного пола. Более того, становится больше подростков в возрасте 12–14 лет, которые совершают пробные погружения. С этой категорией туристов хорошо работают в дайвинг-центре на Большом Утрише, который имеет сертификат, позволяющий проводить детские экскурсии с аквалангом. В таких погружениях для страховки с ребенком обязательно ныряет не один, а два инструктора.
– Погружаться сегодня хотят не только обычные туристы, но и люди с ограниченными возможностями здоровья. Могут ли они побывать на подводных экскурсиях в Краснодарском крае? Создаются ли в регионе условия для парадайверов?
– Три дайвинг-центра сегодня работают с инвалидами-колясочниками под водой. Это «Аква-Глобус» в Анапе, «Утриш» на Большом Утрише и «Черноморское сообщество Новороссийска». За последние полтора года их инструктора помогли совершить подводные путешествия не только колясочникам из России. В Анапе, насколько я знаю, даже погружался парадайвер из Хорватии. Работать с такой категорией туристов сложно и ответственно, но необходимо. Ведь для инвалидов подобные экскурсии не просто развлечение – это возможность поверить в себя и свои возможности.
Не могу не вспомнить и парадайверов, которые когда-то начинали с пробных погружений, а сегодня своим примером вдохновляют таких же колясочников.
В Анапе это известный спортсмен Никита Ванков. Также хочу отметить российского путешественника с ограниченными возможностями здоровья Игоря Скикевича, который создал двигательный подводный аппарат для инвалидов. Он его активно продвигает и хочет, чтобы этим изобретением пользовались дайвинг-центры, которые будут погружать инвалидов. Испытания подводной коляски, кстати, Игорь Скикевич в прошлом году проводил в Краснодарском крае, на Большом Утрише.
В гости к Ленину и Посейдону
– Есть такое направление подводного туризма, как погружение к затонувшим объектам. Практикуется ли оно в Краснодарском крае?
– Затонувших объектов, расположенных на доступной глубине, у нас не так много, но они есть. К примеру, на глубине до 18 метров можно посмотреть затонувшие корабли. Один из них – танкер «Валериан Куйбышев», покоящийся вблизи Бугазской косы под Анапой. Он трагически затонул во время Великой Отечественной войны в апреле 1942 года. Судно, груженное тоннами горючего, было атаковано торпедоносцами противника. Танкер взорвался, переломившись пополам, и опустился на морское дно. Погибли 24 моряка. Кстати, в память о команде этого судна кубанские дайверы в 2020 году установили мемориальную табличку на одном из сохранившихся под водой трапов «Валериана Куйбышева».
Кроме того, в последние 10–15 лет на дне Черного моря появляются интересные локации из бетона и скульптуры. Их устанавливают на небольшой глубине представители дайвинг-центров. Такие рукотворные объекты не нарушают экологии моря. В то же время они обрастают со временем водорослями и служат искусственным рифом, или «банкой». В таких местах селятся крабы, стайки рыб. То есть, с одной стороны, они повышают интерес к подводному туризму, с другой – помогают сохранять морскую фауну.
– Я знаю, что в Краснодарском крае есть целые подводные экспозиции, созданные из таких объектов.
– Да. Группы таких объектов можно увидеть в Анапе, Южной Озереевке, Широкой Балке. Но основательнее всего к созданию подводного музея подошли в дайвинг-центре, который находится на Большом Утрише. Здесь выбрали правильное место для установки экспонатов. Не секрет, что на Черном море есть период сильных осенних и зимних штормов, когда скульптуры могут быть снесены или поломаны. Но правильное расположение минимизирует подобные риски. Часть объектов во время штормов, к примеру, поднимают на сушу, реставрируют до следующего дайвинг-сезона. А какие-то экспонаты спокойно пережидают непогоду на дне.
Какие самые запоминающиеся скульптуры я бы выделил в этом музее? Это, к примеру, бюст Владимира Ленина. Он сделан из гранита. В течение последних трех лет наблюдаю за его состоянием. С каждым годом эта локация становится все более интересной для дайвинга. Бюст основательно оброс водорослями, поэтому около него практически всегда можно увидеть рыб, рачков и других обитателей Черного моря.
Также отмечу старинные якоря. А еще в свое время дайвинг-центр вложил деньги и установил в одной из ложбин на дне Черного моря огромную фигуру Посейдона с трезубцем. Фигура защищена от штормов. Сегодня она находится в идеальном состоянии и на ее фоне любят фотографироваться туристы, для которых в дайвинг-центре проводят подводные экскурсии.
– Кстати, целый ряд подводных экспонатов в этом музее был установлен непосредственно при вашем содействии?
– Я, как член РГО, поспособствовал тому, что в подводном музее появились бюсты Ленина и Сталина, стойка от старой швейной машинки, которая очень интересно смотрится под водой.
Также в этом году был реализован совместный проект с дайвинг-центром, во время которого мы установили к 9 Мая под водой Вечный огонь. В нижней части композиции в виде пятиконечной звезды закреплена специальная система с баллоном, откуда по трубке подается воздух. С его помощью на глубине трепещут пластиковые красные лепестки, прикрепленные к звезде и имитирующие огненные языки пламени. Такой подводный Вечный огонь до этого не устанавливал никто в России. Чтобы подчеркнуть связь объекта с историей, в нем были использованы артефакты времен Великой Отечественной войны: гильзы, фрагмент штыка винтовки Мосина, пламегаситель винтовки Токарева, солдатская каска. Также частью композиции стал небольшой корабельный колокол – рында. Любой желающий, подплыв к Вечному огню, может позвонить в колокол и отдать дань уважения морякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Что дорого лично для меня – это то, что эти экспонаты смогли увидеть не только туристы, но и дети из кубанских многодетных и малообеспеченных семей. Эти ребята – юные музыканты. И перед погружением они выступили на Большом Утрише, сыграли военные композиции для местных жителей и гостей поселка.
Кроме того, хочу отметить хорошую тенденцию: в последнее время в Краснодарском крае начали привлекать отдыхающих на подводные экскурсии «фишками». Например, для туристов делают красивую подводную фото- и видеосъемку на фоне экспонатов подводных музеев. А в некоторых дайвинг-центрах принята такая практика: после погружения они выдают туристам сертификаты на русском и английском языках о том, что они ныряли в Черном море, или небольшие памятные сувениры. Все это только способствует продвижению подводного туризма.
Сначала смотри, потом погружайся!
– Безопасность погружений – одно из главных условий развития подводного туризма. Вы уже упомянули в начале беседы о сертификации дайвинг-центров. На что еще следует обратить внимание тому, кто решит нырнуть с аквалангом?
– Есть такая пословица: «Спасение утопающего – дело рук самого утопающего». И она справедлива по отношению к подводным туристам. То есть человек должен очень внимательно подходить к своему первому погружению. Тот, кто желает заняться дайвингом, должен иметь нормальную физическую форму. Часто люди приходят на дайвинг после того, как накануне принимали алкоголь. Это очень опасно и категорически не приветствуется. Решили нырнуть – минимум за день перед этим воздержитесь от употребления спиртного.
Также я бы посоветовал обращать внимание на погоду, которая влияет на качество погружения. На Черном море лучше нырять, когда дует северный ветер или наблюдается полный штиль. При таких условиях идет откатная волна и видимость намного лучше.
И, конечно, перед погружением, какой бы заманчивой ни казалась вам цена подводной экскурсии, необходимо посетить дайвинг-центр и попросить показать сертификат о том, что это учреждение прошло аккредитацию и местным инструкторам разрешено погружать людей с аквалангом. К сожалению, отдыхающие пренебрегают этим правилом. Отсюда и несчастные случаи, и сложности, которые происходят при погружении. Поэтому настоятельно советую потратить время на знакомство с дайвинг-центром. Можно перед посещением почитать отзывы в интернете, когда придете, изучить сертификат, а также понаблюдать со стороны, как инструктора проводят погружения, общаются с клиентами, поговорить с теми, кто уже погрузился. Только после этого решайте, готовы вы погружаться или нет.
Из новичка в профессионалы
– Кубанские дайверы проводят акции и устанавливают рекорды, которые привлекают внимание к курортам Краснодарского края и помогают продвижению подводного туризма. Можно об этом подробнее?
– Такие акции проводились и проводятся, причем не только на море. Команда дайверов-волонтеров погружалась в озеро Абрау под Новороссийском. Мы обнаружили, что водоем нуждается в чистке. Кроме того, попутно буквально за одно погружение мы нашли на дне много интересных артефактов, среди которых старинные бутылки шампанского. Часть из них теперь выставлены в музее, посвященном развитию производства игристых вин в Абрау-Дюрсо. Надеюсь, что такие погружения будут продолжены.
Была еще одна экологическая акция в Мостовском районе, на озере Круглом. Дайверы почистили его дно, а местные школьники – прибрежную полосу. Если бы нашелся спонсор, я бы продолжил проводить такие акции дальше.
Что касается рекордов, то наиболее значимые были установлены не в Краснодарском крае. Так, в этом году во время горно-подводной экспедиции в Карачаево-Черкесии было установлено сразу четыре мировых рекорда. Кроме того, мы вместе с новороссийской девушкой-дайвером Серафимой Дьяконовой установили рекорд по самому глубокому погружению в горную реку в Адыгее. Замечу, что рекорды делаются попутно. На первом месте лично для меня все-таки стоит исследование водоемов, обнаружение интересных артефактов. В Краснодарском крае много таких мест, которые можно изучать и в том числе устанавливать рекорды. Например, можно нырнуть в верховья реки Лабы, в озера под Новороссийском. И это будет, в свою очередь, способствовать привлечению внимания к дайвингу. Надеюсь, что у меня появится такая возможность.
– Если посмотреть, каждый опытный дайвер был когда-то новичком. Поэтому подводный туризм можно назвать первым шагом к большим погружениям, исследованиям и рекордам?
– Безусловно. Если погрузившись раз, два вы поймете, что это ваш досуг, то загоритесь и всем остальным, чем по-хорошему болеют профессиональные
дайверы, – это экспедиции, погружения в экстремальных условиях, научные исследования, подводные музеи и рекорды. У меня так все и случилось.
Что важно сделать перед пробным погружением:
Справка «КН»
Эрнст Антонов – профессиональный подводный фотограф, член Русского географического общества, обладатель национальной премии РГО «Хрустальный компас» и премии Конфедерации подводной деятельности России. Он изучает историю России и Краснодарского края. Кроме того, Эрнст – дайвер с 13-летним стажем, совершивший более тысячи погружений. Он инициатор уникальных экспедиций, в которых были установлены рекорды мира и России.