В минувшем году курорты Краснодарского края посетило почти 16 миллионов отдыхающих, а в нынешнем, по прогнозам экспертов, поток туристов может достичь цифры в 16,3 миллиона. Естественно, такой рост – не только дополнительный драйвер для развития экономики региона. Это еще и колоссальная нагрузка на инфраструктуру, в первую очередь дорожную.
Анатолий Вороновский в своем вступительном слове напомнил собравшимся, что в начале этого года российское правительство приняло «Стратегию безопасности дорожного движения», рассчитанную до 2024 года.
Ситуация на дорогах остается сложной и напряженной во многих регионах. В первую очередь из-за растущего количества легковых и грузовых автомобилей. И эта тенденция будет продолжаться.
Один из главных рисков разработанной стратегии – неконтролируемое увеличение автопарка. При этом процесс идет значительно быстрее, чем успевают модернизировать дорожную сеть. Более 85 процентов аварий происходит из-за нарушения правил водителями. На долю таких происшествий приходится около 80 процентов погибших и 90 процентов раненых.
В 2018 году на дорогах Кубани удалось сократить количество погибших на 4,4 процента, однако количество дорожно-транспортных происшествий не снижается.
Как отмечают аналитики, пока еще оставляет желать лучшего поведение водителей на дорогах.
2,4 миллиона транспортных средств зарегистрировано сегодня в Краснодарском крае, 1,8 миллиона из них – легковые автомобили. Кубань по уровню автомобилизации занимает третье место в России, уступая лишь Москве и Московской области.
– Мы обязаны принять все меры для того, чтобы развернуть эту линию поведения в цивилизованное русло, – отметил вице-губернатор.
Анатолий Вороновский призвал обратить особое внимание глав Староминского, Курганинского, Красноармейского, Мостовского, Новопокровского, Тимашевского, Темрюкского районов и города Новороссийска. В этих муниципалитетах отмечен рост аварийности по количеству ДТП, числу погибших и получивших ранения.
– Руководителям территорий следует незамедлительно провести внеочередное заседание муниципальных комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения, рассмотреть причины роста ДТП и принять меры по их предотвращению, – распорядился вице-губернатор.
По словам Анатолия Вороновского, для снижения аварийности необходимо одновременно следить за состоянием дорог, внедрять интеллектуальные системы управления дорожным движением, совершенствовать механизмы фиксации нарушения правил дорожного движения.
Кроме того, замглавы региона обратился к дорожным службам и призвал их при формировании плана работ по ремонту, строительству и реконструкции трасс уделять повышенное внимание тем участкам дорог, на которых чаше всего происходят транспортные происшествия.
По статистике, самая большая аварийность в Краснодарском крае – на железнодорожных переездах. При этом водителей автомобилей, выезжающих на переезды, не останавливают ни шлагбаумы, ни светофоры, ни специальные заграждения.
Рост таких ДТП зафиксировали и представители Северо-Кавказской железной дороги.
По итогам семи месяцев этого года в зоне ведения СКЖД произошло 22 ДТП. В результате аварий четыре человека погибли, 32 пострадали. Всего зафиксировано более 1,2 тысячи нарушений правил дорожного движения.
Напомним, в Сочи 12 июля произошел серьезный инцидент на двухпутном участке перегона Хоста – Мацеста. КамАЗ пробил ограждение, скатился по склону и рухнул на железнодорожное полотно. Только по счастливой случайности удалось избежать катастрофы. Хорошо, что в этот момент по железной дороге не проходили локомотивы с составами. В результате аварии движение поездов было остановлено более чем на пять часов.
Было установлено, что водитель фуры Scania с государственными номерами Республики Абхазия, груженной стеклянными бутылками, не справился с управлением и попал в больницу с травмой руки.
Это ЧП было обстоятельно рассмотрено на заседании межведомственной комиссии. Тем более что, по словам Анатолия Вороновского, это уже далеко не первый случай, который происходит на этом злополучном участке. Похожие инциденты были в 2009 и 2013 годах. Поэтому меры нужно принимать системного характера.
– Сейчас на этом месте повышенной аварийности установлено барьерное перекрытие повышенной прочности – выше и больше, – сообщил заместитель начальника Управления федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства Денис Сушко. – До конца этого года там появится подпорное железобетонное ограждение-стенка. Кроме того, потенциально опасное место будет дополнительно оборудовано приборами фото- и видеофиксации.
Заместитель начальника – начальник отдела дорожного надзора УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю Александр Матвеев считает, что подпорную стену нужно делать еще мощнее и выше. Ограждение, которое есть сейчас, может выдержать только удар легковушки, но не большегруза.
– Мы должны понимать, что масштабы трагедии, случившейся на перегона Хоста – Мацеста могли быть колоссальные, – добавил Анатолий Вороновский. – Со взрывами и разрушениями. Надо как можно быстрее сделать все, чтобы не допустить повторения ЧП.
Отдельно участники совещания рассмотрели еще одно резонансное происшествие.
Смертельная авария произошла 13 июля на пути к Крымскому мосту. На трассе со стороны Темрюка 39-летняя женщина сдавала задним ходом с придорожной парковки и врезалась в автомобиль Toyota, которым управлял 47-летний москвич. Автомобилистка и находившаяся в салоне девочка-подросток погибли на месте происшествия, а еще один несовершеннолетний в той же машине был доставлен в больницу. Все трое – жители Саратовской области.
Как оказалось, причина аварии в том, что придорожный сервис недавно открытого Крымского моста развивается плохо. Заправок с качественным бензином крайне мало. Вот к той трагедии и привела неразвитость инфраструктуры. В частности, речь идет об АЗС «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт», где не были оборудованы выезды и съезды.
– Этот вопрос, чтобы все понимали, находится на личном контроле у полпреда президента по ЮФО, – обратился к собравшимся Анатолий Вороновский. – На подъезде к Крымскому мосту мало заправочных комплексов. Доходит до того, что на дорогах остаются без бензина автомобили, и их приходится эвакуировать спецтехникой. Затягивать с устранением недостатков нельзя. Есть уже человеческие жертвы из-за такой нерасторопности. Туристы должны быть уверены, что, если они едут в Крым через Кубань, значит – им предоставляют качественные услуги.
Свою озабоченность выражают и власти Темрюкского района. Открытия новых заправочных комплексов ждут не только приезжие, но и местные жители. Даже в 2 – 3 часа ночи на немногочисленных АЗС образовываются очереди.
Актуальная сейчас тема – джипинг, или, как говорят специалисты, офф-роуд. Это вид активного отдыха и спорта, подразумевающий преодоление бездорожья на полноприводных автомобилях (джипах и вездеходах).
В России данный вид развлечения для туристов получил распространение в основном в горных местностях, активно посещаемых туристами: в Адыгее, Алтае, а также на Черноморском побережье Краснодарского края и Крыма.
Кстати, еще в 2009 году власти Кубани выходили с предложением на законодательном уровне урегулировать развитие джипинга.
– Сегодня мы ведем Реестр субъектов и объектов туриндустрии и туристских ресурсов Кубани, – рассказала первый заместитель министра курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Светлана Балаева. – В том числе речь идет о туристско-экскурсионных маршрутах, предусматривающих перевозку пассажиров на транспортных средствах повышенной проходимости. Пока в Реестр внесены сведения о двух паспортизированных маршрутах джипинга – «Грозовые ворота» и «Гора Острая» в Геленджике. Остальные маршруты – вне закона.
В рамках комплексной работы по обеспечению безопасности туристов на курортах Краснодарского края перед началом нынешнего летнего сезона в части джипинга муниципалитетами утверждены схемы дислокации нестационарных объектов. Речь идет о реализации билетов по перевозке пассажиров на автомобилях повышенной проходимости. В течение всего сезона минкурортов края совместно с отделами МВД проводят рейды по выявлению незаконных организаторов автотуризма.
Мало того, перед началом курортного сезона в этом году по поручению губернатора Кубани Вениамина Кондратьева создан оперативный штаб по мониторингу ситуации на курортах региона. В рамках его работы образованы «мобильные группы» по проведению анализа обеспечения безопасности отдыхающих на воде и водных объектах, туристических и экскурсионных маршрутах, в гостиницах, отелях и других средствах размещения, которые в ежедневном режиме проводят мониторинг ситуации на курортах. Специалисты регионального минкурортов выезжали на объекты курортной инфраструктуры уже свыше 40 раз.
В состав «мобильной группы» по проведению анализа состояния объектов туристского показа, туристских маршрутов и экскурсионных бюро, помимо представителей минкурортов, входят специалисты краевых министерства природных ресурсов, Роспотребнадзора, полиции, ГИБДД и налоговой инспекции. В ходе мониторингов рабочей группы в течение этого летнего сезона инспекторами ГИБДД составлено 27 административных материалов по фактам управления транспортными средствами повышенной проходимости с различными нарушениями.
Специалисты будут инспектировать курорты края до конца летнего курортного сезона.
3 августа во второй половине дня в поселке Лазаревском 7-летний мальчик упал в ливневую канаву. Его бабушка прыгнула за ним, но течением внука унесло в море. Ребенок погиб.
4 июля в поселке Дагомыс водитель уснул за рулем, иномарка выехала на тротуар и стала давить прохожих. Один человек погиб, трое ранены.
12 июля на перегоне Хоста – Мацеста КамАЗ пробил ограждение, скатился по склону и рухнул на рельсы. Только по счастливой случайности никто не пострадал.
13 июля на пути к Крымскому мосту 39-летняя женщина выезжала с заправки и врезалась в автомобиль. Автомобилистка и находившаяся в салоне девочка-подросток погибли.
14 августа прогулочный «УАЗ» с шестью туристами (двое из которых – дети) упал с обрыва у села Возрождение под Геленджиком. У двух пассажиров – перелом позвоночника, в тяжелом состоянии находится 13-летний ребенок.