Среди других тем традиционной ежегодной встречи с журналистами городских, региональных и федеральных средств массовой информации – реализация в Краснодаре федеральных и региональных проектов и программ, исполнение городского бюджета, проекты по развитию транспортной инфраструктуры, строительство школ и детских садов, благоустройство зеленых зон и придомовых территорий.
– Подводя итоги 2018 года и двух лет с тех пор, как я возглавляю администрацию Краснодара, могу сказать: это время не просто прошло, а пролетело, – начал свое выступление Евгений Первышов. – Время было достаточно тяжелое, но вместе с тем интересное, результативное. Мы завершили работы по сложным объектам. Это капитальный ремонт ул. Новороссийской и им. Тургенева. Объем работ выполнен колоссальный. Хотя много было скептиков, мы работы не затянули, выполнили их качественно.
Дальнейшая судьба кинотеатра «Аврора» – одного из символов города – уже много лет занимает горожан. Если говорить о подготовке концессионного соглашения по этому объекту, то этот документ, по словам мэра, находится в завершающей стадии. Проблемы были связаны с подрядной организацией, которая не выполнила своих обязательств. Потребовалось под самим объектом недвижимости – кинотеатром «Аврора», памятником культурного наследия, – сформировать земельный участок, который тоже войдет в договор концессии.
– Пришлось внести изменения в правила землепользования и застройки, Генеральный план города, что тоже заняло достаточно много времени, – пояснил Евгений Первышов. – В ближайшее время объект будет выставлен на конкурс. Определим победителя, который и организует реконструкцию кинотеатра «Аврора». Реконструкция может начаться уже в 2019 году. Еще сложность в том, что это объект культурного наследия. Здесь необходимо соблюдать определенные требования и пройти ряд согласований в профильных подразделениях администрации Краснодарского края, в том числе в управлении государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, анализ, обсуждение. Я думаю, будут обсуждения с общественностью, с жителями города.
Предмет концессии включит в себя и консервацию объекта. После того как договор заключается, непосредственно концессионер, организация или физическое лицо, которое начнет его реализовывать, будет отвечать за сохранность и работы, связанные с консервацией.
Для того чтобы реализовать проект строительства медицинского кластера в районе поселка Новознаменского и развития городской территории в 1,5 тысячи гектаров, необходим «якорный центр», считает глава кубанской столицы.
Сегодня медицинское обслуживание – и поликлиническое звено, и крупные учреждения – это полномочия субъекта федерации. Но, тем не менее, Краснодар является активным участником этого проекта. Ну и, конечно же, ведутся работы по разработке проекта планировки и межевания близлежащей территории. В том числе речь идет и о проектировании крупного транспортного узла.
В последующем медицинский кластер будет включать в себя, как предполагается, не только онкологический центр. Туда вынесут одно из крупных городских медицинских учреждений. Возможно, это будет первая городская больница или больница скорой медицинской помощи.
– Со строительной отраслью мы продолжаем работу по созданию социальных учреждений, в том числе – медицинских, – подчеркнул Евгений Первышов. – Обсуждаем проекты планировки и межевания. Это касается и развития поликлинического звена. Так, один из проектов – по ул. Старокубанской компания «ЮгСтройИмпериал» предоставит более тысячи квадратных метров для поликлиники – уже с ремонтом и оборудованием, которую мы в последующем передадим в краевое подчинение.
Городские власти думают, как ускорить решение транспортных проблем Краснодара. Мэр кубанской столицы сообщил, что в настоящее время рассматривается два предложения. Во-первых, возможно, предстоит в дневное время ограничить движение большегрузного транспорта. Во-вторых, планируется создать сеть так называемых «перехватывающих парковок». Но работа по их организации связана с темой развития общественного транспорта. Для жителей соседних муниципалитетов, которые приезжают в наш город на работу, надо создать условия для парковки – логичной, удобной, недорогой. И трансфер к месту работы в Краснодаре.
По информации ГИБДД, каждое утро в Краснодар въезжает до 150 тысяч автомобилей. И каждый вечер такое же количество автомобилей выезжает.
Еще один вариант избавления от пробок – развитие сети платных парковок. Вступающие в силу поправки, которые прошли через российский парламент, дают возможность муниципалитету получать персональные данные и штрафовать автомобилистов за неоплату парковки в тех местах, где она предусмотрена.
Не секрет, что на парковках без шлагбаумов (а таких в городе большинство) лишь 10 процентов автомобилистов оплачивают место стоянки.
Особый разговор – развитие и строительство в краевом центре многоуровневых платных парковок. Сейчас городские власти анализируют земельно-правовую документацию, ищут подходящие участки. В частности – предлагается сносить целые массивы металлических гаражей, которые установлены незаконно.
Окончательно комплекс мер по санации транспортной системы будет основываться на тех выводах, которые сделает Высшая школа экономики – один из ведущих институтов, который, в том числе, делал проектные работы для Москвы.
Евгений Первышов рассказал о возможном повышении стоимости проезда в общественном транспорте.
– Это будет происходить, так как связано с инфляцией, соответствующим подорожанием сопутствующих услуг, – говорит мэр Краснодара. – Растет и стоимость электроэнергии, горюче-смазочных материалов. Необходимо индексировать заработную плату работникам, ремонтировать как трамвайные пути, инженерную инфраструктуру, так и сам подвижной состав. С учетом существующей инфляции тариф на проезд будет расти. Мы не можем здесь отставать. Идти на какие-то политические решения, как, например, было раньше, когда тариф не повышался и предприятие работало в убыток, накапливало долги... Но ведь это создавало угрозу его полной остановки, так как к 2017 году долги скопились колоссальные – под 900 миллионов рублей.
Повторю, по этому пути мы больше не пойдем. Это результат неправильной хозяйственной деятельности, в том числе непринятия вовремя таких решений, как индексация в разумных пределах стоимости проезда. Поэтому будем идти на увеличение. У нас нет в бюджете возможности дотировать, субсидировать транспортное предприятие. При этом будет сохранен льготный проезд для всех категорий граждан, которые им сегодня пользуются.
Кроме того, из краевого бюджета Краснодар с нового года в течение трех лет будет получать по миллиарду рублей на приобретение новых трамвайных вагонов. Предстоит большая работа, считают местные власти: из 260 вагонов, курсирующих по городу, примерно 150 находятся в неудовлетворительном состоянии.
Приоритетом развития общественного транспорта Краснодара, по мнению Евгения Первышова, является трамвай – самый быстрый транспорт из общественного. Он комфортный, ходит по выделенной полосе. Городские власти рассчитывают закупить около 100 вагонов односекционных и трехсекционных, которые выйдут в течение трех ближайших лет на линию.
Новые направления, которые могут скоро появиться, – это микрорайон Гидростроителей, ул. Восточно-Кругликовская, Московская (до ул. им. Петра Метальникова).
Однако неожиданные сложности создали новые федеральные нормы. Теперь, по техническим требованиям, при строительстве новых трамвайных путей необходимо создавать полосу отчуждения вокруг полотна не 20, а 40 метров. В кубанской столице таких коридоров практически не осталось.
Кстати, с этой же проблемой столкнулась и Москва. Краснодарские власти уже направили совместные обращения в федеральные структуры – Минтранс, Министерство строительства и ЖКХ. Вопрос один – сократить эти «полосы отчуждения» для строительства новых веток.
Говоря о Стратегии социально-экономического развития Краснодара до 2030 года, Евгений Первышов подчеркнул, что Краснодар должен быть, в первую очередь, современным городом, комфортным и, конечно, умным.
Кубанская столица уже вошла в Клуб умных городов. Напомним «умный город» – это концепция интеграции нескольких информационных и коммуникационных технологий для управления городским имуществом – от школ и библиотек до систем водоснабжения и правоохранительных структур. Цель – улучшение качества жизни с помощью технологии городской информатики.
– Краснодар не станет каким-то крупнейшим промышленным центром со своим металлургическим заводом. Нам этого и не надо. Нам необходимы прорывные, инновационные решения, которые дадут стимул развитию города, – убежден мэр. – В этом плане мы, конечно, рассчитываем на бизнес с его идеями и проектами. Стратегия-2030 поможет нам определить задачи, решив которые, мы сможем привлечь инвестиции в наиболее емкие и перспективные отрасли экономики. Работа над Стратегией ведется, причем достаточно интересная. Если раньше некоторые скептически относились к этой теме, то сегодня видим, как много на стратегические сессии приходит людей. Причем специалистов в разных областях. Каждый – со своими предложениями.
Сегодня обсуждается уже больше 40 идей и предложений, которые возможны к реализации и которые горожане хотели бы увидеть в Стратегии-2030.
Например, создание в Краснодаре транспортного хаба. Для этого есть все условия. В частности, проект предполагает строительство нового аэровокзального комплекса с грузовым терминалом. То есть это возможности перевозок воздушным транспортом. Кроме того, к транспортному хабу будут подведены железнодорожные пути и автомобильные дороги.
Краснодар – крупный железнодорожный узел. Автомобильная сеть в городе тоже достаточно развита. Большое количество компаний в области логистики обращаются к властям города и подают заявки, чтобы реализовать здесь свои проекты.
В Стратегии-2030 это также будет отражено.
Собственных доходов в бюджет муниципалитета Краснодар собрал на 1,4 миллиарда больше прошлогодних показателей.
– В бюджет по итогам 11 месяцев поступило 13,6 миллиарда рублей собственных доходов, – сообщил Евгений Первышов. – К концу года бюджет будет исполнен. Мы не ожидаем кредиторской задолженности.
В следующем году власти рассчитывают значительно – до 16 миллиардов – увеличить поступления в местную казну. Краснодар продолжает оставаться городом-донором и большую часть налогов отдает в бюджет края. Порядка 38 процентов – вклад кубанской столицы в общем объеме регионального бюджета.
Существенный прирост достигнут в результате того, что на 20 процентов увеличился объем поступлений от сбора налога на доходы физических лиц.
– Это, в первую очередь, заслуга бизнеса, крупных предприятий, малого и среднего бизнеса, – сказал мэр Краснодара. – Они идут по пути легализации зарплат, увеличивают фонд заработной платы. Плюс малый и средний бизнес, люди, занятые своими небольшими предприятиями. Таких в городе зарегистрировано порядка 90 тысяч. Вообще, в малом и среднем бизнесе у нас работает больше 250 тысяч человек – четверть населения.
Также увеличились поступления налога на имущество, земельного налога. В этом году сборы выросли в целом более чем на 30 процентов – в совокупности это порядка 600 миллионов рублей. Произошло это за счет того, что местные власти проводят с Росреестром и налоговой службой сверку всех объектов недвижимости и земельных участков. Только благодаря корректировке адресов в реестр внесено более 600 тысяч объектов недвижимости – это огромный массив.
Проект исключительно коммерческий. Его инициаторы продолжают им заниматься. В любом случае администрации города и края в финансировании канатного метро принимать участия не будут. Город предоставляет информацию инвесторам по земельным участкам и возможности создавать на них инфраструктуру. Пока источник финансирования проекта не найден.
Создание единой пешеходной набережной от Юбилейного микрорайона до Гидростроя – проект будущего. Сегодня определен приоритет: открыть единую пешеходную зону от Парка им. 30-летия Победы через мост Поцелуев до Юбилейного микрорайона. Там часть набережной уже сделана – до Тургеневского моста. И дальше уже запроектировано 4 км от Тургеневского моста до Рождественского парка. Стоимость строительно-монтажных работ – около 2,5 миллиарда рублей.
Окончательно Славянское кладбище в Краснодаре пока не закрывается, потому что там еще остаются территории, на которых возможны захоронения. Крематорий здесь строиться не будет.
В районе хутора Копанского определен большой массив, который предназначен для нового городского кладбища. Первая очередь проекта уже завершена. Здесь будет возможность организации семейных захоронений. Планируется реализовать проект по строительству крематория-колумбария. Будет полностью запрещена установка каких-либо ограждений.