– Наталья Васильевна, как родилась идея проведения в Краснодаре форума, посвященного проблемам городов?
– Предложение системно обсудить давно назревшие проблемы городов Кубани впервые прозвучало на встрече вице-губернатора Кубани Алексея Копайгородского с активом регионального отделения Общероссийского народного фронта. В своем последнем Послании Федеральному Собранию и майском указе президент Владимир Путин озвучил основные задачи на ближайшие шесть лет. Многие из них напрямую касаются жизни городов, где проживает большинство граждан нашей страны и которые, безусловно, также являются драйверами социально-экономического развития села. Однако задача обеспечить именно комплексное развитие городов как приоритет на ближайшие годы прозвучала из уст Владимира Путина впервые.
Такой шанс мы не можем упустить. В городах много проблем, связанных не только с ЖКХ, но и с экономикой, экологией, благоустройством, информатизацией управления, социальной сферой, занятостью. Но на сегодня у местного самоуправления масса обязанностей, но нет ни подходящих инструментов для их эффективной реализации, ни средств для выполнения задач, поставленных главой государства. Надо перейти от «затыкания дыр» к стабильному развитию, необходимы системные решения. И именно регионы и сами муниципалитеты могут предложить такие решения, поэтому они должны активно участвовать в формировании госполитики в этой сфере.
Вместе мы должны добиться, чтобы реализация нынешнего «майского указа» придала стимул развитию, в первую очередь, небольших городов, где, проживает большинство граждан нашей страны. Я очень рада, что губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев и полпред президента в Южном федеральном округе Владимир Устинов активно поддержали эту идею, и сейчас она реализуется в жизнь. Надеюсь, что другие регионы вслед за Краснодарским краем активно включатся в обсуждение задач президента. Страна от этого точно выиграет.
– Какие цели у форума «Комплексное развитие городов современной России: проблемы и пути решения»?
– Глобальная цель, безусловно, – качественное и корректное исполнение поручений лидера страны. Активисты ОНФ проанализировали во всех регионах реализацию майских указов президента 2012 года. В итоге выяснилась главная проблема, которая привела к неполному их исполнению и определенным смысловым перекосам в их понимании. Дело в том, что на старте федеральные органы власти не обсудили с региональными и муниципальными органами власти, как наилучшим образом выполнить задачи, поставленные президентом, и как решить проблемы, возникающие в процессе реализации. Регионы решали свои проблемы, исходя из собственного понимания и ресурсных возможностей. Не были установлены контроль за тем, что происходило на территориях, и достаточное нормативно-правовое сопровождение.
ОНФ смог реально подключиться к анализу происходящего лишь спустя два года с запуска исполнения «майских указов». Поэтому получили то, что получили. Сейчас важно не наступить на те же грабли. Мы хотим, чтобы в самом начале на федеральном уровне регионы услышали, тогда многих ошибок можно избежать.
– Расскажите об основных направлениях работы форума, его площадках.
– Форум пройдет в два этапа. Пленарное заседание будет посвящено реализации главного для муниципального уровня власти Национального проекта «Жилье и городская среда», разработанного во исполнение майского указа президента. К нему у регионов есть вопросы.
Например, согласно Паспорту Нацпроекта, в России предполагается с каждым годом увеличивать объем вводимого жилья. К 2024 году ежегодно должно вводиться не менее 120 млн. кв. м нового жилья. Это почти вдвое больше, чем строится сейчас. Предполагается, что это позволит улучшить жилищные условия 5 млн. семей. Но нам кажется, что некоторые моменты в нем не продуманы. Например, на чьи средства строить инфраструктуру (канализации, водопроводы, дороги, электро- и теплосети) к этим микрорайонам? Если платят строители, то стоимость квадратного метра сильно взлетит, а у муниципалитетов на это просто нет денег.
– Еще вопрос: где взять деньги на социальные объекты? Как будет происходить расселение аварийного жилья, и почему Минстрой пытается исключить из программ многоквартирные дома блочной застройки, которые у нас на юге составляют более половины всего аварийного фонда? Эти и многие другие вопросы главы городов смогут задать напрямую разработчикам Нацпроекта. Надеемся, что те смогут ответить.
Во второй части форума участники будут обсуждать барьеры, которые мешают сегодня развитию городов. Их мы объединили в несколько направлений – проблемы ЖКХ, экономики, экологии, компетенций руководящих команд городов, внедрения новых технологий, а также проблемы эффективного взаимодействия с жителями городов. Решения этих проблем нет сегодня в федеральной повестке, и мы намерены это исправить.
– Какие вы видите самые кричащие проблемы развития городов?
– Главная проблема – устаревшая инфраструктура ЖКХ. Она сопряжена с тем, что доходы населения в последние годы падают, и решить проблему модернизации теплосетей, электросетей, водоводов и канализаций за счет повышения тарифов для потребителей невозможно. Правительство должно предложить иные пути решения, особенно в малых городах, не очень интересных для инвесторов. Важно помочь городам максимально активизировать свою экономику, чтобы они находили деньги для решения этой глобальной проблемы. Безусловно, непосредственные исполнители должны четко понимать, чего ждет от них руководство страны, и иметь необходимые для этого компетенции. Надо организовать постоянно действующие информационно-образовательные программы, позволяющие осуществлять системные коммуникации по обсуждению актуальных проблем по ключевым направлениям развития страны. Как видите, все взаимосвязано. И все эти проблемы мы будем поднимать и предлагать пути их решения на форуме.
– Один из проектов, который будет представлен на форуме, – «Умный город». Как эта концепция может изменить жизнь каждого из нас?
– Развитие интернета и цифровых технологий способно оптимизировать расходы муниципалитетов на свои полномочия и серьезно изменить качество жизни горожан. К сожалению, пока у нас в стране эти технологии слабо развиты. Самый известный проект в этой части – «активный гражданин», реализуемый в Москве и позволяющий аккумулировать на сайте все жалобы граждан к коммунальным службам, следить за сроками решения проблем. В большинстве же случаев «умный город» воспринимается чиновниками, даже федерального уровня, как установка везде камер слежения. Но это не так. «Умный город» – это совокупность решений, позволяющая органам власти в онлайн-режиме мониторить ситуацию в разных сферах и оперативно решать проблемы, с другой стороны – выстраивать алгоримы своей работы так, чтобы учитывать запросы граждан. Например, в программах благоустройства города предусмотреть удовлетворение потребностей горожан с точки зрения не общих подходов, а с учетом активности тех или иных социальных групп граждан или возрастного состава жителей конкретного города.
– Кто участвует в форуме?
– В первую очередь – это представители городов Краснодарского края и регионов Южного федерального округа. Поскольку это позволит более качественно проработать проблематику, которую планируем поднять на федеральный уровень. Предполагается, что в форуме примут участие порядка 50 городов ЮФО и около 500 участников. В дискуссии также будут задействованы представители более 15 федеральных министерств и ведомств. Это позитивный для нас знак о заинтересованности федерального уровня власти в честном, открытом диалоге в решении поставленных проблем.
– Что станет итогом форума?
– На самом деле после форума работа только начнется. Предложения, которые выработают пять дискуссионных площадок, мы направим главному исполнителю майского указа и Нацпроектов – правительству России, в администрацию президента РФ, которая контролирует исполнение поручений Владимира Путина, а также в Госдуму и Совет Федерации, поскольку многие проблемы требуют законодательного разрешения. Можно подумать о ежегодном проведении этого форума, чтобы отслеживать исполнение задач президента в динамике и вносить новые предложения.