Кубанские Новости
Экономика
Иван Карасев

Роман Воротников: «Наш приоритет – разрушить миф о том, что экспорт – это сложно»

Роман Воротников: «Наш приоритет – разрушить миф о том, что экспорт – это сложно»
Роман Воротников
Фото: Центра поддержки экспорта Краснодарского края

Переквалифицироваться из локальной компании в международную просто – было бы желание воспользоваться господдержкой, уверяют эксперты. Система мер в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», реализация которого началась в 2018 году, постоянно совершенствуется. Есть и механизмы, которые уже отлично себя зарекомендовали.

Об этом, а также о том, какие перспективы завоевания рынков ближнего и дальнего зарубежья есть у кубанских малых и средних предприятий, корреспонденту «КН» рассказал руководитель Центра поддержки экспорта Краснодарского края Роман Воротников.

За границей возможного

– Роман Сергеевич, расскажите, когда был создан центр? Какие задачи у организации?

– Центр поддержки экспорта Краснодарского края создан в 2011 году как элемент государственной поддержки малого и среднего бизнеса, желающего осуществлять поставки продукции в зарубежные страны.

Наш приоритет – разрушить миф о том, что экспорт – это сложно или невозможно, если вы небольшое предприятие. Для этого мы сопровождаем бизнес от этапа теоретической подготовки вплоть до заключения экспортного контракта.

Центр предоставляет широкий комплекс услуг. Для начинающих экспортеров – обучение и семинары, прямые линии с торговыми представителями России в зарубежных странах… Для более опытных – переговоры за рубежом, международные выставки, прием закупочных делегаций и размещение на международных электронных торговых площадках.

– Сколько малых, средних и крупных предприятий вы обслуживаете?

– Мы всегда открыты и готовы к контактам, наши специалисты консультируют предпринимателей по телефону, на мероприятиях и даже в социальных сетях, здесь мы выбираем персонализированный подход.

Это приносит свои плоды. Например, за 2020 год поддержкой центра воспользовались 459 предприятий – почти на 25 процентов больше, чем годом ранее. Даже несмотря на пандемию.

Диаграмма_спецвыпуск.jpg

– Какова специфика этих предприятий? Какие это отрасли, на чем специализируются?

– Среди них компании, производящие и поставляющие муку, крупы, растительные масла, зерно, фрукты, овощи, удобрения, химикаты, продукцию машиностроения, медицинские товары, бытовую химию, а также одежду и обувь. Есть также компании, оказывающие услуги.

На самом деле, экспортировать можно практически любой продукт. Главное – выбрать подходящий рынок сбыта и адаптироваться к нему.

– Какая конкретно поддержка оказывается малому и среднему бизнесу?

– При обращении в центр компания-экспортер получает первичную консультацию, в рамках которой наши сотрудники вместе с компанией определяют комплекс мер, необходимых для реализации экспортной сделки.

У Центра поддержки экспорта Краснодарского края обширный перечень комплексных услуг. Среди них сопровождение экспортного контракта, поиск иностранного покупателя, участие в международных выставках, организация деловых переговоров за рубежом, прием иностранных закупочных делегаций, участие в обучающих и акселерационных программах, а также размещение на международных торговых площадках.

Бизнес на вывоз

– Каковы предварительные итоги работы Центра поддержки экспорта за последний отчетный период?

– В начале июня, как вы знаете, прошел Петербургский международный экономический форум, в ходе которого были объявлены результаты Национального рейтинга по состоянию инвестиционного климата в субъектах России. Обнародованный рейтинг показывает в том числе и результативность работы центров поддержки экспорта.

По направлению инфраструктуры поддержки экспорта Центру поддержки экспорта Краснодарского края удалось войти в группу «А», являющуюся наивысшей. Подобная оценка доказывает эффективность нашей работы.

Если говорить о конкретных цифрах, то в рамках профильного нацпроекта за 2018–2020 годы центр вывел на экспорт 171 субъект малого и среднего предпринимательства.

Ежегодно наблюдается неуклонный рост (в среднем примерно на 30 процентов) числа экспортеров, представляющих малый и средний бизнес. Количество получателей поддержки центра также растет. За годы нашей работы поддержкой воспользовались более 2 тысяч экспортеров – субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края.

Благодаря нашим услугам по организации участия в международных выставочных проектах субъектами малого и среднего бизнеса в 2019 и 2020 годах заключены экспортные контракты на сумму более 1,2 миллиона долларов. География контрактов, помимо стран СНГ, охватывает также Австрию, Вьетнам, Египет, Монголию, Китай и США.

– Давайте приведем три примера, которые наглядно показывают успешное развитие проекта экспортной поддержки кубанских предприятий.

– Региональный экспортер-производитель по итогам работы на крупнейшей платформе продажи товаров Epinduo заключил экспортный контракт на поставку натуральных банановых чипсов в Китай на сумму 25 миллионов рублей. На сегодня это первый и единственный в России и СНГ производитель такого рода продуктов питания.

Есть много и совсем небольших предприятий, добившихся успеха. Например, предприниматель из Краснодара воспользовался нашей поддержкой и с момента размещения на электронной торговой площадке Etsy совершил более 450 продаж детских маскарадных костюмов. Продукция этого краснодарца авторская, производится вручную, в собственной мастерской. Успех продавца доказывает, что на Кубани немало бизнесменов с интересными, самобытными и уникальными продуктами, которые востребованы и далеко за пределами России.

Также благодаря совместной работе с центром в рамках акселерационной программы «Экспортный форсаж» еще одному кубанскому предприятию удалось достичь хороших результатов и заключить контракты с партнерами из Армении на общую сумму 400 миллионов рублей.

– Есть ли уже узнаваемые бренды кубанских предприятий, которые удалось с вашей помощью продвинуть за границу?

– Один из таких примеров – тимашевский ликеро-водочный завод «Фортуна». Он вышел на германский рынок с крупным контрактом благодаря господдержке экспорта. Речь идет о помощи в размещении на международных торговых площадках.

Амбиции через край

– Если составить портрет среднестатистического предпринимателя, который к вам обращается за поддержкой, то кто он?

– Это в первую очередь амбициозный бизнесмен с качественным товаром, желающий выйти на рынок экспорта. Мы консультируем, помогаем сориентироваться в сложных на первый взгляд темах. Если есть желание расти и развиваться, а также регистрация на территории Краснодарского края в качестве субъекта малого или среднего предпринимательства, то этого вполне достаточно. Услуги мы оказываем на безвозмездной основе.

– Какие в этом году были наиболее значимые события, связанные с развитием экспортной поддержки?

– В апреле прошла Конференция экспортеров Юга. Мероприятие объединило на одной площадке экспертов в области внешнеэкономической деятельности, представителей бизнеса зарубежных стран и предпринимателей Кубани. Конференция, которая за несколько лет успела стать традиционным событием для экспортеров края, в этом году прошла в интерактивном онлайн-формате, нарастив аудиторию. Эксперты-практики рассказали о глобальных изменениях в области внешнеэкономической деятельности, трендах трансграничной торговли, о том, как построить экспортный отдел начинающим предпринимателям, как избежать ошибок и как вести переговоры с деловыми кругами зарубежья.

Консультации можно получить по телефону 8 (861) 231-10-60 и в нашем офисе по адресу: Краснодар, улица Трамвайная, 2/6, ТЦ «Меркурий», офис 407.

А в начале июня состоялась бизнес-миссия в Республику Беларусь. Уже в ходе поездки кубанское предприятие заключило экспортный контракт с компанией братской республики на сумму 2 миллиона рублей.

Прошли и две международные выставки в Казахстане, на которых наш центр организовывал участие кубанских компаний в формате коллективного стенда Краснодарского края.

Весьма успешным оказался проект «Экспортный форсаж». Старт ему в Краснодаре был дал в сентябре прошлого года. Участие в первом «форсаже» приняли 34 представителя из 11 ориентированных на экспорт компаний нашего региона. Это в основном пищевики, пивовары, представители кабельной промышленности, производители упаковки и оборудования для выпуска продуктов питания. По результатам этого мероприятия 30 процентов участников заключили шесть экспортных контрактов на общую сумму более 500 миллионов рублей. В 2021 году запланировано сразу два потока образовательного акселератора «Экспортный форсаж». Первый уже завершился 4 июня и принес компаниям-участницам четыре контракта.

Жажда переговоров

– Какие важные события ожидаете в ближайшее время, к чему готовитесь?

– В этом году у нас планируется большое количество мероприятий, поскольку границы понемногу открываются, начинают свою работу выставки, все больше предпринимателей жаждут поучаствовать в деловых переговорах.

До конца года пройдут прямые линии с торгпредами России в Китае, Индонезии, ЮАР, Армении, Польше, Алжире, Вьетнаме и Индии.

Также мы планируем организовать поездки делегаций кубанских предприятий на деловые переговоры в Азербайджан, Киргизию, Узбекистан и Казахстан.

Не обойдется и без выставок. Центр традиционно организует коллективные стенды экспортеров Краснодарского края на крупнейших отраслевых международных экспозициях, таких как Armenia Expo, «Агропродмаш», International Commodity Fair, Food&Hotel China, Expo-Russia Vietnam, Uzprodexpo, IMTM, «Продэкспо», Central Asia Fashion.

– Что делается в рамках просвещения, обучения предпринимателей, повышения их квалификации?

– Существует обучающая программа, операторами которой мы являемся с 2018 года. Это Школа экспорта Российского экспортного центра. Она позволяет предпринимателям обучаться у экспертов в области внешнеэкономической деятельности. Программа включает в себя 11 обучающих модулей, охватывающих тематику от общих вопросов экспорта до узкоспециализированных, таких как таможня, налогообложение и документооборот в экспорте. О том, как записаться на бесплатное участие, можно узнать нашем сайте kubanexport.ru.

– «Экспортный форсаж» – это тоже обучение?

– Конечно. Акселерационная программа «Экспортный форсаж» играет и обучающую, просветительскую роль. Она предназначена для предприятий малого и среднего бизнеса, заинтересованных в развитии экспортной деятельности. Программа разработана Школой экспорта Российского экспортного центра и реализуется в крае совместно с нашим центром. Программа всегда приносит результаты – новые экспортные контракты участники заключают уже в процессе обучения.

Время меняться с пользой

– Расскажите подробнее о форматах мероприятий вашего центра для экспортеров. Все ли из них проходят в вашем офисе в Краснодаре? Можно ли присоединиться к ним удаленно?

– Все зависит от типа мероприятия. Например, прямые линии с торгпредами России в зарубежных странах, некоторые семинары проходят в онлайн-формате.

Выставки, конференции, круглые столы, деловые переговоры за рубежом и совместные мероприятия на территории муниципалитетов края обычно требуют личного присутствия при соблюдении всех необходимых противовирусных мер.

Также предприятия могут присоединиться к дистанционному обучению в Школе экспорта Российского экспортного центра. Курсы проходят на сайте наших коллег из РЭЦ exportedu.ru. А расписание мероприятий публикуется на нашем сайте kubanexport.ru.

– Какова роль цифровых технологий и интернета в развитии и пропаганде ориентированного на экспорт предпринимательства?

– Цифровизация и интернет открывают совершенно новые горизонты как для бизнеса, так и для нас – инфраструктуры поддержки, представляющей его интересы.

Пандемия и локдаун привели к резкому росту электронной коммерции и ограниченности ресурсов. Это стало дополнительным стимулом для международного взаимодействия, будь то оказание услуг, доставка товаров или ведение переговоров. За короткий промежуток времени немалая часть бизнеса из локального переквалифицировалась в международный.

Учитывая сложившуюся ситуацию, в 2020 году наш центр сделал акцент на дистанционных услугах. Действенными инструментами стали поиск зарубежного покупателя для местного производителя, в том числе с использованием видео-конференц-связи, и размещение компаний на электронных торговых площадках. Такая практика показала способность государственной поддержки адаптироваться под существующие мировые реалии.

Показать еще