– Роман Сергеевич, вы пришли в инфраструктуру поддержки экспорта в 2011 году – практически одновременно с созданием краевого центра. Как тогда строилась работа по поддержке экспорта?
– Работа структуры начиналась в формате бизнес-ассоциации – это возможность в моменте понимать температуру и запросы бизнеса, изнутри видеть сложности, с которыми сталкиваются предприниматели.
Хочу, чтобы вы понимали: в то время не существовало четкой культуры пользования мерами поддержки экспорта. Программа была новой, и бизнес, который привык считать деньги и не привык получать что-то «просто так», относился к ней с опаской. Первое время приходилось практически уговаривать предпринимателей принять участие и попробовать, убеждать в том, что мы профессионалы и действительно умеем работать с внешними рынками. Первые выставки, первые весомые контракты – и о нас все громче начали говорить в бизнес-среде. Мы постарались создать максимально интересные услуги и проекты, предложить реально полезные и работающие продукты.
Все это создало естественный приток клиентов и сложило репутацию. В этом году Центр поддержки экспорта Краснодарского края получил высший балл в национальном рейтинге инвестиционного климата, который составляет Агентство стратегических инициатив, – это профессиональная, очень важная оценка нашей деятельности. Но, конечно, мы ориентированы в первую очередь на мнение бизнеса.
В прошлом году услугами нашего центра смогли воспользоваться на 25 процентов больше предпринимателей, чем в предыдущем, в этом мы также планируем увидеть рост – я считаю, это очень показательный результат эффективности нашей деятельности.
– Что изменилось в услугах центра за 10 лет?
– Здесь необходимо четко понимать, что первичны не наши услуги, а потребности бизнеса. И они, конечно, изменились за прошедшие 10 лет. И законодательство тоже. Исходя из этого, мы вносим корректировки в свои программы.
Большим шагом стало определение президентом России национальных проектов. Наша деятельность попадает сразу под два из них: «Малое и среднее предпринимательство» и «Международная кооперация и экспорт». Это позволило нам четко и структурно выстроить систему работы и открыло новые возможности.
К примеру, теперь мы предлагаем каждому экспортеру, который обращается в центр, коробочные решения, адаптированные к любой стадии экспортной зрелости: от новичка, который только смотрит в сторону заграничной торговли, до опытного поставщика, который хочет расширить рынки сбыта. Это не только максимально удобно для бизнеса, но и эффективно для нас: такой подход предотвращает расходование средств на бесперспективные проекты, ведь предприниматели получают только те услуги, к которым они готовы. В итоге для компаний это минимизирует риски, ну а для нас – увеличивает ответственность.
Мы все эти 10 лет стремимся к клиентоориентированности. Компаниям должно быть максимально просто получить поддержку – без «воды», лишней нагрузки и административных барьеров. Говоря глобально, мы можем сократить бизнесу путь от принятия решения о выходе на экспорт до первой отгрузки продукции.
– Какие самые распространенные опасения и сложности у кубанских экспортеров? Помогает ли центр в этих вопросах?
– Долгое время в сознании бизнеса, особенно того, который формировался в начале нулевых, бытовало мнение, что выйти на экспорт – это как полететь в космос – мало кому вообще дано. Этот стереотип нам понемногу удалось изжить. Сейчас мы живем в цифровую эпоху, которая практически стирает границы для предпринимателей. Сбыт уже не ограничивается пределами одного населенного пункта, региона или даже государства. Самый короткий путь на иностранные рынки сегодня – это маркетплейсы. У нас есть система продвижения кубанских товаров на этих площадках, и она уже дает отличные результаты.
Конечно, есть ряд вопросов, которые до сих пор остаются острыми для бизнеса. Мы недавно проводили опрос среди клиентов центра и предлагали им поделиться мнением, какие нюансы экспорта для них наиболее проблемные. Я уже говорил: чтобы успешно функционировать как проводник мер господдержки, мы должны знать, какие трудности существуют у компаний. По ответам самих экспортеров, в числе сложных моментов – нехватка знаний, трудности в оформлении документов, уплата различных сборов и налогов, поиск партнеров, оформление таможенной документации, прохождение таможенных или сертификационных процедур. Это, безусловно, непросто, к тому же сложностей добавляет языковой барьер. Именно для помощи в решении этих вопросов работает наш центр. Кроме того, мы помогаем и в поиске клиентов – для этого проводим прямые линии с торговыми представительствами России за рубежом, организовываем участие нашего бизнеса в крупных международных форумах и выставках. Подчеркну: абсолютно бесплатно.
– Давайте поговорим об этом подробнее: какие самые значимые мероприятия проведены при поддержке центра?
– В этом году мы организовали бизнес-миссии в Беларусь, Азербайджан, Узбекистан, Казахстан, Киргизию, отправили свои делегации на семь международных выставок. И ряд компаний вернулся с них с контрактами на поставки – это главный результат нашей работы.
Всегда стараемся предложить нашим экспортерам максимально интересные профильные события. Даже сейчас шесть компаний из Краснодарского края принимают участие в Международной специализированной выставке «UZPRODEXPO. Пищевая промышленность. Упаковка» в Узбекистане, параллельно принимаем закупочную делегацию из этой перспективной для экспорта страны.
Для комфорта бизнеса мы организуем участие в выставочных мероприятиях в формате единого краевого стенда, на котором представлен ряд наших компаний. Центр полностью оплачивает организационные расходы и застройку стенда, переводчика, организовывает пространство для переговоров. Бизнесмену остается оплатить только свой перелет и проживание.
– Если говорить о самой продукции, какие необычные товары идут из края на экспорт? Есть ли яркие истории успеха?
– Продукты действительно самые разные. Все мы привыкли, что Краснодарский край – традиционный регион – экспортер зерна, молочных и мясных продуктов, масла, сахара, вина… По этим направлениям у нас есть предприятия-локомотивы из числа крупного бизнеса. Но малое и среднее предпринимательство не остается в стороне и довольно эффективно сейчас начинает свои поставки за рубеж, в том числе и по этим видам продукции.
Благодаря маркетплейсам нам уже удалось наладить поставки и уникальных товаров, непривычных для краевого экспорта в широком смысле. К примеру, одно наше предприятие наладило поставки натуральных банановых чипсов в Китай. Есть примеры поставок в разные страны деревянных пазлов, посуды из дерева, декоративных монет, модификаций для автомобилей, мужской косметики… Например, есть у нас индивидуальный предприниматель, который производит маскарадные костюмы для детей. Товар штучный, авторский, произведенный в собственной мастерской вручную, с уникальным и узнаваемым дизайном. С нашей помощью предприниматель открывает магазин на знаменитой на весь мир торговой площадке и меньше чем за год совершает 450 продаж! Его костюмы покупают в США, Канаде, ОАЭ, Нидерландах, Германии... Что это, если не прорыв?
Я считаю, что каждый новый выход на экспорт – это уже успех. Это показатель конкурентоспособности товара на глобальном рынке. К примеру, одна из наших компаний, которая занимается производством профессионального кухонного оборудования, благодаря сотрудничеству с центром не только увеличила объемы экспортных поставок, но и расширила географию продаж. Более того, при нашей поддержке компания открыла три зарубежных филиала – в Казахстане, Киргизии и Узбекистане.
Но при всех сегодняшних достижениях я верю, что самые яркие экспортные прорывы еще ждут компании Краснодарского края впереди.
– Есть ли какие-то проекты нашего региона, которые оказались насколько успешными, что были внедрены в других субъектах Российской Федерации?
– Сразу скажу, что все центры поддержки экспорта в стране работают в соответствии с приказом Минэкономразвития и перечень услуг у них одинаков.
Конечно, есть ряд инициативных проектов, которые мы стараемся поддерживать на плаву в соответствии с требованием времени. Иногда «сверяем часы» с бизнесом и понимаем, что проекты необходимы и актуальны. Это в основном дистанционные проекты, такие как «Прямая линия с торгпредом», отработка заявок иностранного покупателя по поиску поставщика, выезды в муниципалитеты и встречи с бизнесом для популяризации экспортной деятельности.
Из последних достижений на межрегиональном уровне: у Агентства стратегических инициатив есть сервис «Смартека», который тиражирует передовой российский опыт в регионы. И этот сервис в прошлом году признал наш фирменный стиль лучшей региональной практикой. Наш логотип объединяет в себе всю кубанскую специфику – карту Краснодарского края – и гармоничные цвета. Он узнаваем, адаптивен, современен, и мы, конечно, рады, что стали примером и вдохновением для коллег.
– Какие советы вы лично можете дать всем будущим экспортерам нашего региона?
– Во-первых, не бояться экспортировать. Я вообще считаю, что страх чего-то нового – это кандалы для бизнеса.
Во-вторых, конечно, любить свое дело и вкладывать в него все силы. Я и сам живу по этому принципу. В свое время я получал профильное образование за рубежом, жил и даже работал в Канаде – я экономист-международник, и хотелось в том числе наработать практику, с пользой применить полученные знания и навыки. Вернувшись в Россию, понял, что хочу, чтобы о наших классных продуктах, товарах и разработках знали в мире. И готов прикладывать для этого все силы.
Ну и, в-третьих, безусловно, советую всем бизнесменам, нацеленным на развитие, обращаться в наш Центр поддержки экспорта за помощью, идеями или новыми знаниями. Внешние рынки – это высококонкурентный бизнес, и здесь важно быть в тренде, обучаться, продвигаться и использовать все доступные инструменты поддержки. Как говорится, дорогу осилит идущий. Я бы добавил: идущий на экспорт вместе с нами.
На все вопросы по выводу бизнеса на иностранные рынки вам готовы ответить в Центре поддержки экспорта:
Краснодар, улица Трамвайная, 2/6, ТЦ «Меркурий», офис 407
Телефон +7 (861) 231-10-60 / e-mail: info@kubanexport.ruinfo