Как региональный Центр поддержки экспорта открывает бизнесу двери за границу.
За последние месяцы кубанские производители побывали сразу на трех международных выставках – в Турции, Казахстане и Беларуси. От муки, подсолнечного масла и рыбных деликатесов до строительных материалов и аппаратов по выдуву ПЭТ-тары – география и ассортимент экспорта стремительно расширяются.
О том, какие результаты уже принесла выставочная деятельность, почему личные встречи по-прежнему важнее онлайн-переговоров и кто поможет бизнесу наладить контакты за рубежом, рассказывает директор Центра поддержки экспорта Краснодарского края Роман Воротников.

– Роман Сергеевич, этим летом Центр поддержки экспорта организовал участие кубанских компаний в международной выставке в Минске. Расскажите, почему Беларусь остается значимым экспортным партнером Кубани?
– Верно, в июне Центр вместе с региональным департаментом развития бизнеса и ВЭД организовал масштабную экспозицию, участие в которой на коллективном и индивидуальных стендах приняли 17 кубанских компаний. «Белагро» – одна из крупнейших агропромышленных выставок в Юго-Восточной Европе и ведущая площадка для демонстрации достижений предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и отраслей, обслуживающих сельское хозяйство. В этом году ее посетили 545 компаний из 14 стран.
Беларусь – один из старейших стратегических партнеров Краснодарского края. Кубань на протяжении более 20 лет поддерживает высокий уровень дружеских отношений с республикой, нас связывают соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.
Кроме того, белорусский рынок отличается устойчивыми логистическими связями, понятной деловой и правовой средой, а также высоким доверием к российской продукции. Это один из значимых векторов расширения экспортной активности Краснодарского края в пространстве СНГ.
– Что представлял край на этой выставке? Какие товары привлекают внимание белорусских покупателей?
– Стенд получился масштабным, его общая площадь – 100 квадратных метров. На нем была представлена как продукция АПК, так и пищевая и перерабатывающая промышленность: от зерновых и масличных культур, круп, мясных деликатесов, пастилы до сельхозтехники и оборудования для пищевого производства и виноделия.
Помимо вышеперечисленных товаров, Беларусь импортирует из Краснодарского края овощи, фрукты, орехи и продукты их переработки. Также кубанские предприятия экспортируют в республику минеральные продукты, металлы и машиностроительную продукцию.

– Совсем недавно, в сентябре, также состоялась выставка в Стамбуле. Почему решили сделать ставку именно на этот рынок?
– Это не случайный выбор – как в плане страны, так и в плане конкретной выставки. Турция – крупный международный торговый хаб для Ближнего Востока, Африки и Юго-Восточной Азии с населением 84 миллиона человек и растущим спросом. При этом WorldFood Istanbul – одна из крупнейших в мире выставок продовольствия, пищевых добавок, ингредиентов и оборудования.
Организация коллективного стенда в рамках WorldFood Istanbul становится для нас доброй традицией. В 2024 году мы представили на коллективном стенде 17 компаний и еще двум оформили индивидуальные стенды. Тогда же подписали соглашение о сотрудничестве с турецкой консалтинговой компанией, специализирующейся на поиске контрагентов в республике и адаптации продукции к требованиям рынка.
В этом году мы постарались диверсифицировать выставочные товары по отраслевому признаку и с учетом их востребованности на турецком рынке. Поэтому со стендами выступили компании края, производящие и сельхозпродукцию, и кондитерские изделия, и БАДы, и спортивное питание.
– Каких успехов уже удалось достичь?
– Интерес к кубанской продукции стабильно высокий. А стенды региона всегда в числе самых заметных – пройти мимо трудно. На международных выставках представители региона и иностранных компаний традиционно проводят бизнес-встречи и B2B-переговоры. В этом году в Стамбуле центр организовал рабочие встречи с руководством Торгового представительства, Российского экспортного центра и Торгово-промышленной палаты России в Турции, где стороны обсудили перспективы выхода продукции Кубани на рынок страны.
Если говорить об успехах, то уже на стадии подписания находятся экспортные контракты на поставку в Турцию нута, овса и чечевицы из Краснодарского края. Также обсуждается экспорт сахаристых кондитерских изделий и кукурузного масла.
– Краснодарский край давно ведет торговлю с Турцией. Какие кубанские товары интересны этому рынку?
– Сейчас наблюдается существенный рост экспорта в Турцию – более чем в два раза, особенно несырьевых агропродовольственных товаров.
Если говорить о наиболее востребованных позициях, то это в первую очередь продовольственная группа: жиры и масла, злаки, корма для животных, овощи и так далее. Кроме того, структура экспорта показывает высокую долю минеральной продукции и сельхозсырья с постепенной диверсификацией в пользу продукции с высокой добавленной стоимостью.
Существенным преимуществом опять же является расположение Турецкой Республики относительно нашего региона. Грузы можно доставлять как морем, так и автомобильным транспортом.

– Почти параллельно с Турцией проходила выставка в Казахстане. Что там представлял наш регион?
– Сентябрь действительно выдался насыщенным на международные мероприятия. В Казахстане мы участвовали в строительной и интерьерной выставке и позже принимали уже у себя закупочную делегацию из страны.
KazBuild – крупнейшая в Средней Азии выставка, посвященная сфере строительной индустрии, ежегодно собирает деловые круги стран СНГ и дальнего зарубежья. Впервые участие в ней мы приняли в прошлом году, в этом сентябре туда поехали производители стройматериалов и оборудования, лакокрасочной продукции, сантехники, дымоходов, у нашего бизнеса наработаны серьезные компетенции в этой части.
– И результаты не заставили себя ждать.
– На самом деле экспорт – это длительный процесс переговоров и согласований, и одной из задач центра является оказание всесторонней поддержки в его осуществлении. Конечно, бывают и быстрые результаты, ведь кубанская продукция уже зарекомендовала себя на многих рынках. Так, краевой производитель дымоходов заключил экспортный контракт с казахстанскими партнерами буквально на выставочном стенде в первые дни участия. Достигнуты и предварительные договоренности о поставках строительной опалубки, бойлеров нагрева, лакокрасочных материалов.
Казахстан – надежный партнер и один из комфортных рынков для выхода на экспорт: нет тарифных барьеров, можно работать в рублях, а логистика проста и предсказуема. Наш товар там знают и любят.
– Сколько иностранных выставок уже посетили краевые компании в этом году и есть ли те, которые еще впереди?
– С начала года мы организовали участие бизнеса в восьми крупных международных выставках.
Планы по мероприятиям до конца года будут максимально интенсивными. Буквально на днях состоялась бизнес-миссия в Узбекистан. В конце октября отправимся на крупную выставку «Кантонская ярмарка» в Китай. В середине ноября – во Вьетнам на Vietnam Foodexpo. Ближе к концу ноября планируем международную бизнес-миссию в Алжир.
Важно понимать, что выставки и бизнес-миссии – это этап для подготовленных компаний, готовых к «живым» переговорам. В то же время центр не только поддерживает бизнес в организационном и техническом аспектах, но и помогает снизить финансовые затраты участников – на аренду и оформление стендов, организацию В2В-переговоров и прочее, беря эти расходы на себя.

– Вы упомянули выставку в Китае. Есть ли уже опыт работы с этой страной?
– В прошлом году с коллективным стендом мы приняли участие в международной выставке FHC в Шанхае, где свою продукцию представили 15 компаний. Мероприятие прошло с большим успехом: уже в первые дни были подписаны соглашения о поставке пшеничной муки, масличных и партии вина объемом 15 тысяч бутылок в Китай, а также соглашение о размещении кубанской продукции на китайском маркетплейсе.
Деловая программа выдалась также насыщенной: в прошлом году прошли встречи вице-губернатора региона с генеральным консулом России в Шанхае, сотрудниками Торгпредства России в Китае, отделения Торгово-промышленной палаты РФ в Шанхае и другими ведомствами. Обсуждались не только вопросы торговли, но и привлечение инвестиций на Кубань, развитие совместных проектов и в целом продвижение бренда нашего региона в КНР.
В этом году мы ожидаем такой же продуктивной деловой программы и повторения успехов наших компаний, но уже в рамках «Кантонской ярмарки», которая пройдет в Гуанчжоу.
«Кантонская ярмарка» – одно из ключевых для нашего региона международных событий в сфере продуктов питания и технологий переработки, где кубанские компании могут продемонстрировать свой высокий экспортный потенциал. В мероприятии примут участие десять предприятий региона. Будут представлены сельскохозяйственные культуры и продукция переработки, в том числе и глубокой: кондитерские изделия, кулинарные соусы, алкогольные напитки.
– То есть Китай – довольно перспективный рынок для наших производителей?
– Не только для нашего края – для всей России. Особенно сейчас, когда мы работаем над переориентацией внешнеторговых связей и экспортных поставок на дружественные страны.
Китай по праву является одним из самых емких рынков для экспортной деятельности. Только за первое полугодие 2025-го совокупный товарооборот Кубани с КНР вырос на 110 процентов, а экспорт увеличился на 343 процента. Таким образом, эта страна занимает первое место среди крупнейших стран-контрагентов по экспорту с Краснодарским краем. И дело не только в размерах страны и экономических показателях, но и в новой экономико-политической ситуации на глобальном рынке в целом.
Последние годы мы адаптируем наши компании к другим целевым рынкам – Ближнему Востоку, Африке, странам СНГ и таким крупным международным партнерам, как Китай, Турция, Индия, ОАЭ, Египет и другие. Сейчас эти направления в тренде – они перспективны и для Краснодарского края, и для всей страны.
– Вы упоминали, что Центр поддержки экспорта не ограничивается выставками и бизнес-миссиями. С чего посоветуете начать тем, кто только думает о том, чтобы выходить на зарубежные рынки?
– Есть хорошая поговорка: «Знания – ключ к успеху». В этом году мы запустили проект «Академия экспорта: основы международной торговли». Программа рассчитана и на тех, кто только задумывается о выходе за рубеж, и на тех, кто хочет укрепить свои позиции на международной арене. Обучение полностью бесплатное, ведь это часть государственной программы поддержки предпринимательства.
Начинали мы с одного потока из десяти онлайн-семинаров, но интерес оказался высоким, и осенью мы запустили второй поток. В итоге в программе приняли участие около тысячи слушателей.
– Чему можно научиться в «Академии»?
– Самое важное – это баланс теории и прикладных инструментов. Благодаря этому бизнес понимает, как анализировать иностранные рынки, выстраивать маркетинг и логистику, работать с валютными расчетами, какие надо учитывать правовые аспекты, культурные особенности и традиции ведения переговоров, как искать партнеров и так далее. Это настоящая азбука экспорта.
Кроме того, программа помогает компаниям ориентироваться в механизмах государственной поддержки, которые открывают дополнительные возможности и снижают финансовые и административные барьеры выхода на внешние рынки.
Среди спикеров – ведущие эксперты в сфере внешнеэкономической деятельности, которые по опыту рассказывают, как пройти путь от идеи до первого контракта.
– Если бизнес уже разбирается в азах ведения экспортной деятельности, чем может помочь центр?
– У нас целая линейка образовательных проектов. Один из самых востребованных – «Час с торгпредом». Это уникальная возможность для кубанских предпринимателей напрямую пообщаться с торговыми представителями России за рубежом. В этом году мы уже провели 23 онлайн-встречи – от Бразилии до ОАЭ, от Армении до Мьянмы. Такие диалоги часто становятся отправной точкой для международного партнерства.
Есть и проект «Экспортный бустер» – он направлен не только на бизнес, но и на муниципальных служащих. Мы помогаем им лучше понимать экспортные процессы, чтобы поддержка предпринимателей в районах была системной и грамотной.
А еще появился новый курс – «Страновой навигатор». Он помогает бизнесу разложить по полочкам особенности каждой страны: от таможенных барьеров и логистики до потребительских привычек. Один модуль – одна страна. За год прошли десять модулей, в которых участвовали более 300 человек.
– Вы упоминали о приемах закупочных делегаций из других стран. Как строится эта работа и что она дает бизнесу?
– Такие визиты – это не просто переговоры, а демонстрация возможностей нашего бизнеса. Мы готовим все под ключ, начиная с поиска иностранных партнеров, уточнения запросов местного бизнеса и заканчивая технической и лингвистической поддержкой.
В сентябре, к примеру, принимали делегацию из Казахстана, обсуждали поставки сельхозтехники, чая, масла, круп, кондитерских изделий. В рамках приемов традиционно проводятся официальные мероприятия, такие как круглый стол, в которых участвуют руководитель краевого департамента развития бизнеса и ВЭД, представители Торгово-промышленной палаты и РЭЦ, члены иностранной делегации и представители бизнеса. На встречах обсуждаются перспективы сотрудничества и актуальные вопросы выхода на целевой рынок. Основное событие программы – биржа деловых контактов, B2B-переговоры между зарубежными предпринимателями и бизнесом региона.
Кроме официальной части, мы всегда организуем посещения кубанских предприятий. Когда иностранные партнеры своими глазами видят современное производство, оборудование, уровень качества – это лучший аргумент, чем любой буклет.
– Какие кубанские товары сейчас наиболее популярны на иностранных рынках?
– Краснодарский край традиционно силен в агропромышленном комплексе. Значительную долю в экспорте занимают продовольственные товары: готовые пищевые продукты, бакалейные товары, кондитерские изделия, продукты здорового питания. Также экспортируются растительные масла, сахар, корма, удобрения, крахмал. В целом наблюдается тренд диверсификации товарной структуры экспорта Кубани: растет доля металлургической продукции и химической индустрии.
Продукция Краснодарского края ежегодно экспортируется в более чем 120 стран мира. Среди ключевых партнеров – Китай, Турция, Израиль, ОАЭ, Египет, Бангладеш, Индия, Казахстан, Беларусь. А новые перспективные направления – это страны Африки и Ближнего Востока. Там особенно ценят наши продукты питания, вино, сельхозтовары.
Ну а задача нашего центра – чтобы каждый кубанский предприниматель мог с уверенностью сделать шаг от локального к глобальному.
Дарья Крук