Кубанские Новости
Культура
Ольга Островская

Никита Михалков: «У нормального режиссера сыграет и табурет»

Перед премьерой своего нового спектакля «Метаморфозы-2: Жены артистов» в Краснодаре знаменитый режиссер пообщался с журналистами

В холл Краснодарского музыкального театра, где его ожидали журналисты, маэстро вошел, прихрамывая, опираясь на трость. Акулы пера озаботились здоровьем именитого режиссера. Накануне стало известно, что Михалков перенес операцию на бедре. И первый вопрос пресс-брифинга был посвящен именно этой теме. Мэтр заверил, что прогноз врачей оптимистичный.

– Учусь ходить с новым бедром. Врачи говорят, что выздоровление – дело времени, – сказал он.
Удостоверившись, что здоровью Никиты Сергеевича ничего не угрожает, журналисты забросали его вопросами.

– Расскажите об идее создания спектакля, который вы привезли на Кубань.

– Каждый год мы обращаемся к великим русским писателям – Чехову и Бунину. Намеренно не берем драматургию, в которой выписаны сюжет и характеры. А обращаемся к прозе. Почему? Ее ставить гораздо сложнее. Это и нравится.

Спектакль-конструктор представляет собой литературно-сценический коллаж, состоящий из восьми произведений великих классиков. Он проходит в формате живой репетиции – в зале всегда сидит Никита Михалков. Кроме того, постановка сочетает в себе 3D-декорации, видеозарисовки и даже выпуски новостей.

– Почему именно эти писатели?

– Потому что именно они могли создать атмосферу, объем одной фразой. Вот и мы пытаемся это сделать, только на сцене. Мы можем придумать для нее любую форму – комедия, драма, бурлеск, буффонада. Главное, чтобы сохранился дух писателя. Сам Чехов говорил: «Ставьте «Гамлета», как хотите, но только сделайте так, чтобы Шекспир не перевернулся в гробу».

– Каковы ключевые цели самого фестиваля?

– Наш форум – это точечная попытка проехать по городам, показать мастер-классы, спектакль. И все это на основе двух великих писателей. Это акция, которая пытается привлечь внимание к русской книге, русскому языку. Согласитесь, мы отвыкли от звука шелеста страничек, все чаще слышим, как щелкает мышка компьютера. К примеру, мои знакомые, которые видели на днях спектакль в Сочи, рассказали, что они кинулись перечитывать Бунина. То есть прикасаться к великой русской литературе. Вот чего мы в конечном итоге добиваемся!

– Как, по-вашему, в наш век компьютерных технологий, экшн-фильмов привлечь в театр юных зрителей?

– Спектакли должны быть интересными. Другого рецепта нет.

– Зачем вам, именитому режиссеру, «возиться» с неопытной молодежью?

– Отвечу так. Я работаю с актерами по системе Станиславского. Чем он гениален? Тем, что его методика создана для людей со средними актерскими способностями. Плюс мы берем опыт Михаила Чехова – племянника Антона Павловича. Он пошел дальше Станиславского: описал психологию актера, какой должна быть энергетика и многое другое. То есть, что я делаю? Совершенствую мастерство артиста, чтобы уберечь его от плохих режиссеров, которых в наше время развелось как грибов после дождя. Это следствие того, что сейчас любой может набрать команду и делать «кино». Но! Чтобы играть у такого горе-режиссера, который не может ничем помочь, актер должен в совершенстве владеть профессией. Ну а с нормальным режиссером и табурет что-то да сыграет (улыбается).

– И все же прогресс в российском кинематографе есть. Взять хотя бы суперпопулярные в последнее время фильмы «Движение вверх», «Легенда 17». Чем можно объяснить такой успех?

– Тем, что мы наконец-то перестали униженно и оскорбленно рассказывать про себя как про ничтожную нацию, про людей криминала, про бездарностей. Большой народ имеет право на большое кино. А большое кино не может быть популярным и помогать людям. Прежде всего, оно должно давать надежду жить, а не констатировать факты безобразной жизни, нищеты и хамства. За последние 20 лет кинематографисты отвернули зрителей от экрана. Желание рассказать правду превалировало над состраданием. Как сказал классик, «жестокая правда без любви есть ложь». Русское искусство все равно всегда служило любви. Какие бы беспощадные вещи мы ни видели и ни читали, они были освящены состраданием к человеку. Это главная гуманистическая задача искусства.

– Вы сами собираетесь снимать фильмы еще?

– Да, мы приступаем к съемкам киноленты «Шоколадный револьвер» в начале следующего года. Они пройдут в Москве, Каннах, Берлине и Лос-Анджелесе. Это история про режиссера, чья дочь попадает в теракт в Каннах. Герою картины приходится признать самообман, искать пути выхода из очень сложной ситуации. Ему срочно нужны деньги, но заработать надо так, чтобы не предать самого себя. Наш фильм посвящен движению героя к катарсису через очень серьезные испытания нравственного характера.

– Никита Сергеевич, вы – один из немногих обладателей «Оскара» в России. Как считаете, почему наших режиссеров не жалуют американские киноакадемики?

– Мне кажется, что любой кинофестиваль – это все-таки немного политизированная история. Посмотрите на мировую политическую обстановку, и вам все станет понятно. Если проанализировать шорт-лист последних лет, то вы увидите, что далеко не самые качественные фильмы завоевывают эту престижную награду. Кстати, и мне долгое время не давали «Оскар» – я четыре раза был номинирован. И если бы мне не дали его тогда, в 1994 году, то этот случай занесли бы в книгу рекордов Гиннесса. Что касается меня, то, когда приступаю к съемкам, не задумываюсь о статуэтках или кинофестивалях. Я просто стараюсь снять хорошее кино.