Кубанские Новости
Культура
Виктор Терентьев

Юрий Башмет: «Сворачивать горы начинают с маленьких камушков»

Юрий Башмет: «Сворачивать горы начинают с маленьких камушков»
Юрий Башмет
Фото: из архива Зимнего фестиваля искусств в Сочи
Новый, 2022 год, несмотря ни на что и вопреки всему, обещает немало интересных событий в сфере культуры и искусства. Например, н

Ради этого фестиваля в Сочи съезжаются ведущие мировые музыканты и артисты, многочисленные туристы, представители средств массовой информации (в 2021 году работу фестиваля освещали более 150 российских и зарубежных журналистов). Здесь формируются актуальные тенденции развития российской и мировой культуры.

Программа и стратегия развития проекта строится в рамках долгосрочной концепции, поддержанной президентом России Владимиром Путиным и уделяющей большое внимание образовательному контенту. В фестивальных рамках традиционны занятия в шести департаментах Международной музыкальной академии, в Школе молодого продюсера (совместной с Европейской ассоциацией фестивалей), Школе молодых журналистов, освещающих события культуры, Зимней школе поэзии, Школе слушателей, Фотошколе, Лаборатории «Видеоарт», а также выставки и лектории, Турнир поэтов и День поэзии, Органный и Бетховенский марафоны, профессиональная международная конференция с участием руководителей учреждений культуры и профильных менеджеров.

В эксклюзивном интервью для «Кубанских новостей» артистический директор фестиваля Юрий Башмет поделился мыслями о юбилейном форуме и надеждами, связанными с наступившим годом.

Знаки судьбы

– Юрий Абрамович, прежде всего, позвольте от имени горожан поблагодарить за «осенний поцелуй после жаркого лета» – прошедший в сочинском Зимнем театре в последние числа ноября концерт, посвященный «унылой поре очей очарованья» и обычаям.

В программе «Два века русской музыки» в исполнении солистов – скрипача Сергея Догадина, пианиста Дмитрия Шишкина, меццо-сопрано Марии Бараковой – и Всероссийского юношеского симфонического оркестра под вашим управлением прозвучали шедевры Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева, Сергея Рахманинова, Дмитрия Шостаковича, Петра Чайковского... Что день грядущий нам готовит?

– Это, действительно, уже добрая традиция – встречаться с сочинцами и гостями курорта в Зимнем в преддверии Зимнего фестиваля искусств. Это своеобразная эстафета времен года и дань уважения публике, сердечный контакт с которой в летней столице установлен полтора десятка лет назад.

Юрий Башмет и Всероссийский юношеский симфонический оркестр.
Юрий Башмет и Всероссийский юношеский симфонический оркестр.
Фото: из архива Зимнего фестиваля искусств в Сочи

Приятно вспомнить, как после гастрольного концерта «Солистов Москвы» в поддержку олимпийской заявки Сочи – тогда на нашем выступлении в Зимнем присутствовали представители Пьончанга и Зальцбурга – на банкете Михаил Швыдкой сказал: «Если Россия не получит право проведения зимней Олимпиады, то во всем опять обвинят культуру». А после решающей сессии МОК я позвонил Михаилу Ефимовичу: «Вы были правы, культура действительно виновата, но… в победе Сочи!»

– И даже первое выступление «Солистов Москвы» в России после присуждения «Грэмми» состоялось в Сочи. Чем не символизм и очередной знак судьбы?!

– Таких знаков немало. Но судьбоносность стечения обстоятельств лично для меня зиждется прежде всего на сочинской публике, все понимающей и тонко чувствующей, с первой встречи ставшей своей. Когда за твоей спиной замирает вся эта громада человеческих судеб, от раза к разу разная, но единодушная, и музыка увлекает нас за собой по галереям мелодичных тем в полифоническую Вселенную вечной свежести чувств, ловишь себя на мысли о неслучайности и предопределенности происходящего. Не исключено, и сам «дворцовый» театр у моря а-ля «эхо Эллады» как античный храм-камертон настраивает людей – артистов и публику – на богослужение, достойное муз из свиты Аполлона, где ни сфальшивить, ни промолчать...

«...И заиграет яркий день»

– Иными словами, концерты, представления, выставки Зимнего фестиваля искусств можно считать ритуальными церемониями по обеспечению мира и гармонии?

– Почему бы нет? От священнодейства в них тоже что-то есть. В том числе и нашими усилиями «блеснет заутра луч денницы и заиграет яркий день». Фестивальная свобода творчества в формате эксперимента тому порукой.

В юбилейной программе из нашего золотого фонда – музыкально-драматические постановки «Не покидай свою планету» с Константином Хабенским, «Шекспир. Шостакович. Гамлет» с Евгением Мироновым, оперно-драматическая «Фантастическая Кармен»...

Воздадим дань памяти Федору Достоевскому премьерой музыкального спектакля с участием Сергея Гармаша и «Солистов Москвы» на музыку Кузьмы Бодрова и в постановке Виктора Крамера по мотивам повести «Кроткая». Еще одна фестивальная премьера – постановка «Ибсен. Recycle» по мотивам пьес Генрика Ибсена «Пер Гюнт» и «Брандт».

Программу «Огонь, Вода, Земля, Воздух. Вечер с Антонио Вивальди и четырьмя стихиями» презентует всемирно известный итальянский ансамбль Джованни Антониони «Il Giardino Armonico»: наряду с сочинениями итальянского классика прозвучат произведения Генделя и Локателли, германо-корейского композитора Исана Юна (его не стало в 1995-м) и еще одного нашего современника Джованни Соллимы, композитора-виолончелиста из Италии. Скрипка и корейская флейта, средневековый шалмей и рекордер воссоздадут музыкальные образы четырех стихий и четырех времен года.

Вновь, как в 2012-м, на фестивальную сцену поднимутся Эмир Кустурица и его «No smoking orchestra». В программе «Классика встречает джаз» запланирована музыкальная «прогулка» с Игорем Бутманом. Вечер балета будет посвящен Сергею Дягилеву и Игорю Стравинскому. Первому в 2022-м исполнилось бы 150 лет со дня рождения, второму – 140. Национальный балет Словении представит балет «Весна священная», а ведущие солисты Национального балета Испании, Гамбургского балета, Большого театра Женевы – сцены и фрагменты из балетов «Жар-птица» и «Петрушка», «Поцелуй феи» и «Пульчинелла».

Солистами Всероссийского юношеского симфонического оркестра и камерного ансамбля «Солисты Москвы» в гала-концертах станут блистательные музыканты: пианисты Борис Березовский и Олли Мустонен (последний – из Финляндии), контртенор из Австрии Макс Эмануэль Ценчич, бас-баритон из Италии Лука Пизарони, скрипачи Джузеппе Гиббони и Сергей Крылов, сопрано Кристина Мхитарян, исполнитель на губном органе се из Японии Манабэ Наоюки, кларнетистка из Германии Сабина Мейер, виолончелист из Венгрии Иштван Вардаи.

Вкус к музыке

– Сохранение и распространение музыкально-культурного наследия, развитие высокопрофессионального искусства и творческая реализация музыкантов – филармоническая миссия. Московская филармония, на площадке которой вы с «Солистами Москвы» 31 декабря даете много лет подряд новогодний концерт, в прошлом году отметила свое 100-летие. И если успехам филармонической сцены в Сочи сегодня можно позавидовать благодаря и вашим проектам, как дело обстоит в Москве, а также в целом по стране – там, где бываете с концертами?

– В целом успешно. Сообщество истинных ценителей, находящих способы приобщаться к великому музыкально-культурному наследию и обменивающихся мнениями, живо. В провинциальных библиотеках, клубах и колонных залах – среди всех социальных категорий. Ведь если нет желания слушать, не услышишь навязываемое даже в Московской филармонии или в Концертном зале им. П. Чайковского.

«Развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России», прописанное в уставе Российского музыкального общества 1855 года, и тогда, и сейчас на первом месте. И сейчас, и тогда вкус и художественные критерии формируются совместно: планки устанавливаются мастерством лучших исполнителей и уходят в народ, а опыт приходит со временем – в свой срок как осознание высших эстетических истин и понимание мировоззренческих глубин, без наскока.

Юрий Башмет
Юрий Башмет
Фото: из архива Зимнего фестиваля искусств в Сочи

Бабушки и дедушки по-прежнему водят своих внуков на концерты классической музыки и на занятия в музыкальную школу, если это позволяют противоэпидемические правила. И мамы-папы не в меньшей степени заботятся о будущем просвещенной и искушенной слушательской аудитории, периодически, по мере возможности, вливаясь в ее ряды.

Одной из систем продвижения молодых исполнителей стал, например, наш Всероссийский юношеский симфонический оркестр, другой – занятия в Международной музыкальной академии Зимнего фестиваля искусств в Сочи, третьей – гастрольная деятельность, высокоэффективно организованная Русским концертным агентством, которым руководит мой коллега и друг Дмитрий Гринченко. Не сидим сложа руки. Кто может эффективнее, пусть попробует.

А творческая реализация талантливых музыкантов, наверное, во все времена протекала, по определению Сенеки, «per aspera ad astra» (через тернии к звездам). Вот и оплата труда музыкантов в России и в Европе, конечно, отличается, но и в этом направлении, надеюсь, тернии не бесконечны.

Да, новые информационные технологии и цифровая культура, помноженные на пандемию, создают определенные трудности. Однако и здесь есть свои точки роста: виртуальные концертные залы и онлайн-трансляции из любого города мира. Слушатели могут сравнивать – растут требования к исполнительскому мастерству. Причем бояться оттока публики в интернет, считаю, не стоит: люди соскучились по живым эмоциям и обмену энергиями. Рано или поздно все сбалансируется.

Обиды забываются

– Вы знаете, что 1 декабря состоялась «прямая линия» губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева. За неделю подготовки онлайн-трансляции на нее поступило более 18 тысяч обращений, позволяющих сделать срез реальных проблем и настроений на Кубани. И, как отметил Вениамин Иванович, по итогам трехчасового общения с жителями региона, многие задачи можно было решить на муниципальном уровне – на местах необходимы открытый и честный диалог властей с рядовыми гражданами, взаимопонимание и механизм взаимодействия. А сейчас «люди пишут о том, что власть их не слышит, и эта мысль проходит красной нитью через все вопросы».

При этом на вопрос «Что больше всего цените в людях?» губернатор ответил: «Честность. Я всегда говорю, если ты не можешь, скажи. Считаю, что обман и предательство никогда не могут быть последними. Если человек хотя бы раз обманул или предал, то это черта его характера. С такими людьми мне не по пути».

Какие мысли у вас о звукоизоляции между верхами и низами, фальшивых нотах в разноуровневых диалогах с властью, а также об обмане и предательстве в межличностных отношениях с единомышленниками?

– Для достижения недостижимых на первый взгляд целей, как правило, меняют план действий, сворачивать горы начинают с маленьких камушков. И древо жизни вечно зеленеет на фоне сухой теории и мертвых отчетов-отписок. Приоритетен человеческий подход: когда любишь, знаешь, какая помощь нужна тому, кого любишь, – вся жизнь любимых как на ладони.

Помните советскую мелодраму «Хозяйка детского дома» с Натальей Гундаревой в главной роли? Там героиня, талантливый педагог, 20 лет руководящая детским домом, задремала на каком-то совещании в РОНО из-за скучных речей докладчика-формалиста. И когда тот ее разбудил и упрекнул, она под аплодисменты зала с легкостью повторила сказанное им: «Эпоха научно-технической революции ставит перед нами серьезнейшие воспитательные проблемы. И мы должны, наконец, понять, что от эффективности нашей воспитательной работы зависит будущее всей страны». То есть между правильными словами и реальными делами нередко пропасть.

Картина трогательная – о профессиональном долге и призвании, об искусстве прощать и любить. Говорят, счастье – когда тебя понимают, большое счастье – когда тебя любят, настоящее счастье – когда любишь ты. Согласен.

Если сознательно пытаются обидеть, можешь быть уверен: обижающему еще хуже, чем тебе, объекту нападок. Причем обиды забываются, не забывается доброта. И печально, наверное, не то, что тебя кто-то когда-то обманул или предал, а то, что терзают воспоминания об этом. За добро надо платить добром, за зло – по справедливости, и иметь в виду: если ты ненавидишь, значит, побежден.

Дружат ли дракон с тигром?

– Вы заглядываете в восточный календарь, хотя бы из любопытства? Знаете, что 2022-й – год Водяного Тигра?

– Нет, но мне рассказывали, что я по восточному календарю – Водяной Дракон, так как год Водяной Змеи в 1953-м начался 14 февраля, а мой день рождения в январе. В каких отношениях Дракон с Тигром, могу лишь предполагать. Люди, сведущие в гороскопных премудростях, утверждают: ближайшее будущее не сулит мне потрясений, но и не обойдется без проверок на прочность. Однако такой расклад, вероятно, у всех постоянно?

Согласно восточным философам, красота есть во всем, но не всем дано это видеть. Хочу пожелать читателям «Кубанских новостей» гармонии между внутренней и внешней красотой в новом году и на протяжении всей жизни. А еще, конечно, крепкого здоровья и удачи!