«Фарфоровый солдатик» – это военная драма и боевик, основанный на реальных событиях. Действия происходят в Сирии в 2018 году. Главный герой картины – военный переговорщик и офицер ГРУ Андрей Забродин. Он получает от командования приказ – вступить в переговоры с представителями вооруженных отрядов ИГИЛ, чтобы убедить их оставить город Дума. Ради спасения жизней тысяч людей он идет на смертельный риск.
Продюсер фильма Александр Сотников поделился одной из главных задач, которая стояла при съемках фильма, – показать зрителю, что, несмотря на непростую военную обстановку, подвиги могут совершаться без единого выстрела.
– Мне кажется, что сегодня очень важно рассказывать и показывать людям такие истории. Многие зрители привыкли к легкому кино, которое привлекает только зрелищностью и практически не несет смысловой нагрузки. Конечно, в нашем фильме тоже есть стрельбы и целая сюжетная линия, но все это лишь фон. Мы верим, что зритель поймет наш главный замысел. Кроме того, в мировом кинематографе очень мало фильмов, снятых на подобную тему. Мы надеемся, что нам удастся привнести что-то новое, – поделился Александр.
Съемки проходили в Новороссийске и Геленджике. Завершающий день съемок в крае группа отработала в культурно-деловом центре «Геленджик Арена», где, по словам продюсера, получилось найти разнообразные локации. Так, например, в одном месте снимали сцены, действия в которых происходили в Москве, Абу-Даби и Женеве.
– На балконе центра сняли сцену в Объединенных Арабских Эмиратах. Кабинет руководителя «Геленджик Арена» превратился в кабинет заместителя начальника ГРУ генштаба Минобороны в Москве, а в конгресс-зоне сняли фрагмент Женевской конференции по химическому оружию, – пояснил Александр Сотников.
После завершения блока съемок на Кубани часть группы отправилась в Сирию, поскольку основные события в фильме происходят именно там.
– Мы будем снимать сцены на военной базе, а также в разрушенном городе Дума под Дамаском. В Краснодарском крае мы отсняли многое, в том числе некоторые кадры, действия которых происходят в Сирии, – рассказал Александр.
По словам продюсера, Кубань – это третья по объемам кинопроизводства территория после Москвы и Санкт-Петербурга.
– Для съемок многих фильмов по сюжету необходимы море, горы и солнце. Порой зимой нужно снять лето. Краснодарский край для этого – самое подходящее место, потому что здесь тепло. У нашей киностудии был разный опыт работы в регионе. Например, в ноябре мы снимали летний пляж с отдыхающими, – рассказал продюсер.
«Фарфоровый солдатик» – это первый сольный проект Черноморской киностудии. Он создается при участии кинокомпании «Берг Саунд», а также при поддержке Министерства культуры РФ и Министерства обороны РФ.
– Это наш первый полностью самостоятельный проект, который в прошлом году поддержало Министерство культуры Российской Федерации. Мы являемся первой региональной киностудией Краснодарского края, которая получила столь высокую поддержку. Помимо этого, мы плотно сотрудничаем со специалистами Министерства обороны России и генерального штаба Вооруженных сил России, без их помощи зритель не увидел бы батальные сцены, – сказал Александр Сотников.
Часть съемок фильма на Кубани, по словам продюсера, проводились в охраняемых местах. Многие сцены были полностью закрыты для глаз посторонних. Каждая съемочная смена была насыщена большим количеством материала, который нужно было своевременно отработать. Конечно, за всем этим процессом стояла опытная команда.
– У нас есть интернациональная съемочная группа, в которую входят специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда и Минска. Съемки полностью производятся на оборудовании Черноморской киностудии. У нас в арсенале большой автопарк. Мы называем его караваном. Это машины разной направленности – например, гримерно-костюмерные комплексы, где актеров одевают, гримируют, подвижные электростанции для обеспечения съемок, санузел на колесах и многое другое, – объяснил Александр.
Чтобы максимально правдоподобно показать события в фильме, художники дорабатывали каждый объект, на котором велись съемки. Кроме того, весь съемочный процесс сопровождали военные консультанты, которые являются бывшими участниками сирийских военных событий.
Прототип главного героя фильма «Фарфоровый солдатик» – реальный человек, который участвовал в военных событиях в Сирии.
– В основе истории – произведение, написанное прототипом главного героя, который, кстати, является нашим основным военным консультантом, Героем Российской Федерации и действующим генерал-лейтенантом. После участия в сирийских событиях ему захотелось в литературной форме описать все, что с ним происходило. Это произведение не было опубликовано, долгое время на нем стоял гриф «совершенно секретно», – сказал продюсер Александр Сотников.
В перерывах между сценами нам удалось пообщаться с исполнителем главной роли Максимом Щеголевым. Многим он известен по фильмам «Эффект домино», «Воровка» или «Наводнение». Артист рассказал о личной встрече с Героем России и прототипом главного персонажа фильма, кто такие военные переговорщики, а также о том, что его связывает с Геленджиком.
Готовиться к съемкам кинокартины Максим Щеголев начал в феврале этого года. Один из этапов подготовки – знакомство с Героем России, тем самым военным переговорщиком, о судьбе которого повествуется в фильме.
– Подготовка – это наше все. Мне организовали встречу с прототипом моего героя. Я побывал в святая святых – его кабинете. На столе заметил огромный труд – это были его заметки о работе в Сирии, рассуждения и аналитика. Он мне это подарил. Я сначала сам все прочитал, а потом заставил ознакомиться с его трудами своих партнеров по съемкам, в том числе главную героиню. Это было нужно, чтобы вся команда понимала, о ком и о чем мы говорим, – рассказал Максим.
О военных переговорщиках широкой публике известно мало. В первую очередь из-за специфики работы, которая требует конфиденциальности.
– Перед военным переговорщиком стоит задача – найти во враждебной среде человека, с которым можно начать диалог, попытаться договориться, чтобы спасти жизни людей. Это огромная аналитическая работа, в том числе с психологическими портретами, – поделился Максим Щеголев. – Нужно понимать, с чего начать переговоры, найти точки соприкосновения, все исследовать и не допустить ошибок. Ведь есть люди, которые только и думают о том, чтобы помешать тебе. Когда я глубже погрузился в изучение этой профессии, понял, что ничего подобного раньше не играл.
«Фарфоровый солдатик» – это не первый проект с участием Максима Щеголева, который производят в Геленджике. В этой локации актер снимался в фильме «Если наступит завтра» в 2019 году, а в 2022 году – в кинокартине «Эффект домино».
– С Геленджиком я связан с детства. Здесь жила моя тетя Женя. И каждое лето до 16 лет я приезжал сюда. Однажды приехал на два с половиной месяца и вырос на 14 сантиметров всего за одно лето, – поделился Максим. – На мой взгляд, город только хорошеет. Мне все время говорят о Старом парке в Кабардинке, но я все никак не доеду. В этот раз тоже не получилось, потому что у меня был всего один выходной. Я очень люблю местные горы. Я обожаю Краснодарский край.
На съемочной площадке мы пообщались с еще одним актером, которого зовут Бутрос Юсеф Бассам. В фильме он сыграл роль шейха. Родом артист из сирийского города Дамаска. На данный момент живет в Москве.
– На площадке я в основном работаю как консультант-арабист. Другими словами, переводчик. Я перевел тексты у героев, которые говорили на арабском. Мне тоже дали роль, – рассказал Бассам. – Мой герой – это шейх региона, который имеет власть. Даже террористы вынуждены его слушать, не могут ему ни в чем отказать.
Свою роль актер отыгрывал на арабском языке.
– По моему мнению, получилось неплохо. Надеюсь, что зрителям и режиссеру понравится результат. Этот блок съемок завершился довольно быстро, а это значит, что все получилось так, как надо, – считает Бассам.
Артист считает, что на съемочной площадке обязательно должна царить дружеская атмосфера. И, если она отсутствует, ее нужно создавать самостоятельно.
– Если на съемочной площадке нет хорошего настроения, то я его сам распространяю. Я здесь главный позитив. Без улыбок и смеха не обходится ни один съемочный день. Я люблю, чтобы на работе была дружественная атмосфера, чтобы вся группа была как одна большая семья. Конечно, рано или поздно мы все расстанемся, но в памяти останутся только приятные воспоминания, – поделился Бассам.
На Кубани актер впервые. Он отметил теплую погоду даже с наступлением осени.
– Нахожусь в Краснодарском крае больше месяца. К сожалению, последнее время сильный ветер и бывают дожди, но редко. А так, когда я только приехал, за окном была летняя погода, несмотря на то, что на дворе осень. К сожалению, не смог посмотреть все достопримечательности Геленджика, потому что много работал, – поделился Бассам.
По словам начальника отдела развития экспортной деятельности и поддержки кинематографии департамента развития бизнеса и ВЭД Краснодарского края Яны Колесник, развитию индустрии кино на Кубани уделяется особое внимание. К примеру, в регионе действует Государственная кинокомиссия, главная задача которой – повышение инвестиционной привлекательности края через развитие в нем киноиндустрии. Она создает комфортные условия для производства фильмов и занимается поддержкой кинематографических организаций в проведении съемок.
– За последние несколько лет на Кубани сняли такие фильмы, как «Чебурашка», «Мажор в Сочи», «Семейный бюджет», сериалы «Отпуск», «Ищейка», «Море. Солнце. Склифосовский». Кинокомпаниям, выбравшим край для съемок, мы возмещаем до 30 процентов затрат. Также для них ввели льготное кредитование – заем до 5 миллионов рублей по ставке 3 процента, – отметила Яна Колесник.
По ее словам, в крае не менее двух раз в год собирается кинокомиссия, которая обсуждает насущные проблемы, возникающие во время съемок фильмов.
– Например, на таких встречах не раз обозначалась проблема логистики, которая делает процесс кинопроизводства дороже. Часто по этой причине актерам приходится брать дополнительные рабочие дни, но не все готовы прилетать в край больше чем на один день в связи с плотным графиком. Поэтому мы стараемся решать эту проблему разными способами. Например, переносить часть съемок ближе к аэропорту или максимально обеспечивать транспортом съемочную группу и организовывать сопровождение, – рассказала Яна.
Порой киностудиям нужны дополнительные меры поддержки. Со своим запросом они могут смело обращаться в кинокомиссию. Она работает по принципу «единого окна».
– Мы ежегодно выдаем ребейты – на данный момент осваиваем 50 миллионов рублей в год. Помимо этого, у многих студий есть проблемы с техникой, для этого мы разработали льготный кредит, который называется «Кино», – пояснила Яна Колесник.