Общество 08.11.2016 15:50

Главный архитектор Краснодарского края Юрий Рысин: "Нам есть, чем удивить Россию"

Главный архитектор Краснодарского края Юрий Рысин: "Нам есть, чем удивить Россию"

Встреча с главным архитектором региона – это всегда событие: у каждого найдется парочка вопросов или даже претензий к нему. Журналистам «Кубанских новостей» в этом плане повезло: несмотря на свою занятость, Юрий Рысин согласился прийти к нам в гости и максимально честно ответить на все вопросы, которые волнуют наших читателей.

АРХИТЕКТОР - ЭТО ДИРИЖЕР

– Юрий Владимирович, как главный архитектор края, вы отвечаете за архитектурный облик всех городов и районов. Можно ли вас сравнить с художником, который «раскрашивает» окружающую всех нас действительность в яркие цвета? Или ваши функции более широки?

- Я бы скорее сравнил свою профессию с работой дирижера. Потому что профессия архитектора сочетает в себе элементы искусства и техники. Круг моих «интересов» обширен: транспорт, правила землепользования и застройки, правильное городское планирование, озеленение, колористика, участие в проектировании и разработке генпланов, а также реализация этих документов. То есть весь комплекс того, что называется градостроительной политикой. И обязательно следить за тем, чтобы конченый результат любой деятельности в этом направлении отвечал трем главным требованиям – прочность, польза и красота.

- Насколько уместно сегодня говорить об архитектуре края, как единой системе? Существует ли вообще «кубанский стиль»?

- Я бы не говорил о стиле, а скорее об образе конкретного населенного пункта. Мы не будем сейчас говорить о Краснодаре, так как это столица региона и о нем надо говорить отдельно. Но в остальных территориях края, конечно, есть схожие черты. Прежде всего - это масштабность, озеленение, высокий уровень благоустройства. Гости региона всегда отмечают, что у нас чистенько, много зелени. Это как раз и есть тот элемент узнаваемости наших городов и станиц.

Безусловно, нельзя говорить, что в этом мы как-то кардинально отличаемся от соседней Ростовской области. Но все равно есть что-то, что позволяет определить что ты находишься именно на Кубани.

- Давайте проверим: мы приготовили небольшой тест – фотографии сделанные на улицах разных российских городов и поселков. Определите – какие сняты на территории Кубани.

- Думаю, я смогу справиться с этой задачей.

И ведь действительно, справился. Юрий Владимирович безошибочно определил девять фотографий, сделанных в кубанских городах. На остальных попытался по архитектуре определить в каком именно российском городе (не регионе!) сделан кадр и тоже – стопроцентное попадание. За блестяще пройденное испытание, которое наш гость признал как очень нелегкое, журналисты наградили его бурными овациями.

МЫ УДИВЛЯЕМ ВСЮ РОССИЮ

- Как вы оцениваете действия московских властей по сносу торговых ларьков на улицах российской столицы? Не ждет ли Кубань подобное?

- Прежде чем ответить, я позволю себе некоторый экскурс в историю благоустройства Москвы. Если вы помните, она стала первая в стране создавать торговые ряды, состоящие из более или менее однотипных киосков. И эта волна потом распространилась на все российские города. Как раз в этом время я работал главным архитектором Анапы. И мы чуть ни не одни из первых на юге России подхватили эту тему, попытались навести порядок.

Помните, тогда президент Ельцин сказал: зарабатывайте кто как может и делайте все, что считаете нужным? Все всем стало разрешено. Тогда и появились вещевые рынки на пешеходных улицах, с которыми мы потом тяжело и трудно боролись в конце 90-х - начале 2000-х годов. Потом были вторая, третья, четвертая, пятая волны преобразований. И все они также потом прокатились дальше по стране. Сегодня мы наблюдаем очередной этап наведения порядка с выносной торговлей. Мы уже переболели всем этим. Потому считаю расчистку улиц от киосков абсолютно правильным и жизненно необходимым решением. Потому как «болезнь» перешла в такую стадию, когда лечить ее можно только хирургическим путем, то есть удалять.

__.__

Нам есть чем удивить приезжих: в наших городах очень «богатая» архитектура

__.__

Чтобы было понятно, вспомните торговый ряд, расположенный в центре Краснодара между цирком и ЖК «Центральный». Эти магазинчики надо убирать, потому что они уродуют город. Но сделать все необходимо так, чтобы не обидеть людей, которые там работают. Им нужно что-то предложить взамен – цивилизованное место для торговли. И нам есть что предлагать. Ведь Краснодарский край не случайно по количеству квадратных метров торговых площадей на одного человека находится на первом месте в стране.

Но надо понимать, что будет на освободившихся площадях – нельзя оставлять «проплешины». Надо благоустроить территорию. Как, например, мы сделали это на улице Красной в том же Краснодаре. Или на набережных Анапы, Геленджика, Новороссийска, Ейска. Без уродливых киосков и палаток они преобразились и стали настоящим украшением городов.

- Краснодарский край – туристический регион, сюда приезжают гости не только из России, но и дальнего зарубежья. Можем ли мы удивить их местной архитектурой?

- Конечно, нам есть чем удивить приезжих. В наших населенных пунктах очень «богатая» архитектура. Причем я имею ввиду не только здания, но и весь комплекс городской среды – скульптуры, озеленение, элементы благоустройства, памятники. Например, в курортных городах – это, прежде всего красивейшие набережные с пешеходными и велосипедными дорожками, панорамными площадками, зелеными насаждениями, сосновыми рощами и другими уникальными решениями благоустройства.

Если же говорить о Краснодаре, то это, прежде всего, улица Красная. Ею, без преувеличения, сегодня можно удивить кого угодно хоть иностранца, хоть россиянина. Этот единый архитектурный ансамбль мы создавали в течение длительного времени и я считаю, что нам все удалось. Осталась последняя точка – завершить реставрацию кинотеатра «Аврора». И тогда улица на всем своем протяжении – от храма Александра Невского до «Авроры» станет законченным архитектурным ансамблем.

- Которым будем удивлять гостей…

- Мы уже им удивляем. Я не знаю ни одного краснодарца, любящего свой город, который бы не приводил сюда своих гостей. Да и в выходной день многие любят прогуляться по Красной.

ГЛАВНОЕ - НЕ ДОПУСКАТЬ ОШИБОК

- И все-таки есть немало людей, живущих в крупных кубанских городах, вроде Новороссийска, Армавира или того же Краснодара, которые недовольны существующей городской застройкой. Наверняка же есть проблемы, которые можно решить малыми затратами, при наличии соответствующей политической воли?

- Да, есть и такое. Я ни в коем случае не идеализирую ситуацию. И, говоря, что нам есть что показать, вовсе не имею ввиду, что у нас нет проблем. Они есть и появились не вчера, а приблизительно 25 лет назад. Когда та же самая волна всеобщего выживания коснулась и сферы градостроительства.

И сегодня главное условие при осуществлении градостроительной политики – не совершать ошибок, чтобы сэкономить деньги на их исправление. Но пока что мы как раз занимаемся тем, что исправляем то, что ранее допущенные просчеты. Прежде всего, я говорю о самостроях. Когда под видом одного, строится совсем другой объект или возводится вовсе незаконные объекты, уродующие города. Взять, хотя бы многострадальный Музыкальный микрорайон Краснодара – откуда все его проблемы? Именно оттого, что это район планировался изначально как район индивидуальной застройки. Но там «выросли» многоэтажки, причем явочным порядком. Это спровоцировало проблемы: нет света, часто затапливает территорию и другие.

- Но кто-то же давал все-таки одобрение на строительство этих домов?

- Что касается именно этого района, то там никто ничего не подписывал, а если и подписывал, то никогда в этом не признается. Чтобы предотвратить подобные ситуации в будущем, по решению губернатора создана рабочая группа, которая рассматривает проекты планировок всех новых районов в населенных пунктах Кубани. В первую очередь это касается Краснодара, Анапы, Сочи и Геленджика. И даже сейчас, после того как политическая воля была четко озвучена, некоторые наши коллеги – архитекторы и застройщики приносят проекты, которые не выдерживают никакой критики. Я говорю про необходимые для комфортной жизни каждой семьи парковочные места, об объектах социальной инфраструктуры (школы, детские сады, поликлиники), зеленых зонах и т.д.

Высокие темпы строительства – это хорошо, много магазинов - тоже. Но наступило время баланса между квадратными метрами и всем тем, что сопутствует им (объекты инфраструктуры и благоустройство).

Поэтому первый ответ на ваш вопрос – не совершать ошибок. Второе – надо заниматься содержанием уже имеющегося жилого фонда на совесть. Потому что если болезнь не лечится, рано или поздно наступает стадия, когда поможет только хирургическое вмешательство. Я провожу медицинские аналогии, потому что профессия архитектора очень похожа на профессию медика. Главный принцип нашей профессии схож – не навреди.

- Юрий Владимирович, как вы считаете, можно ли сегодня верить застройщикам, обещающим покупателям, что рядом с домами обязательно появятся школы, детсады, поликлиники? Что эти объекты не останутся только на бумаге?

- Мы сделаем все, что от нас зависит чтобы это было именно так. Будет игра по правилам. И никак иначе.

- Можно ли проблемы, характерные для современного градостроительства и архитектуры, разделить на характерные только для курортов или наоборот, центральной части края? Либо они везде одинаковые?

- Очень хороший вопрос. Потому что «болевые точки» действительно отличаются в разных территориях региона. Так, проблема самовольного строительства (а мы прекрасно понимаем, что самовольного в чистом виде почти нет – кто-то кивнул, дал «добро» и вот объект из трехэтажного частного особняка превратился в пяти-, шести- или даже десятиэтажку), характерна в основном для Краснодара или городов Черноморского побережья. Жители севера края и остальных сельских территорий и знать не знают о такой проблеме. Нет, конечно, может быть где-то какая-то бабушка самовольно и поставила во дворе небольшой сарайчик, а ее сосед пристроил к дому еще пару комнат. Но многоэтажных самостроев там нет. Только представьте, что в одном из районов Кубани (не буду говорить какой) единственным самостроем была признана вышка сотовой связи. Удивительно, правда?

И совсем другие проблемы в курортных городах. Например, в Геленджике есть факты, когда под видом частной гостиницы малой этажности возводится десятиэтажный объект, который уродует весь квартал и ломает облик города. С этим ведется и будет вестись дальше беспощадная борьба. Такая же проблема характерна и для Краснодара. Находится много желающих сначала построить дом, а потом пытаться его всеми силами узаконить. Но этого больше не будет. Все, лавочка закрылась. Если недобросовестные застройщики поймут, что наказание за самоуправство неизбежно, проблема самостроев уйдет в небытие.

КРЫШИ КРАСИТЬ НЕ НАДО

- Перед олимпиадой-2014 мэр Сочи Анатолий Пахомов обязал владельцев частных домов покрасить крыши в красный цвет. Чтобы подлетая к городу на самолете, гости любовались единообразием и проводили аналогию с лучшими зарубежными курортами. Как вы относитесь к такому решению? И признайтесь, часто ли бывая в разных городах и районах края, замечаете архитектурные ляпы?

- Давайте начнем с Сочи. Во-первых, я был участником разработки концепции единого архитектурного пространства города-курорта Сочи. И заявляю авторитетно: кровли никто не красил. Хотя, нет. Были отдельные чудаки, которые покрасили голубую металлочерепицу в красный цвет. Но в итоге результат получался отрицательный: краска как болячка слезла и крыша стала в итоге сине-красной. На самом деле были замены кровли. И это действительно было красиво. К слову, кубанские города и станицы всегда отличали именно черепичные крыши, светлые стены и много зелени. Так что мы всего лишь вернулись к истокам.

__.__

Хаотичная застройка когда под видом одного, строиться совсем другой объект или вовсе незаконный уродует наши города.

__.__

Создать единый архитектурный облик – это наша основная задача. Это позволит сделать облик городов или любых других населенных пунктов узнаваемым. Так, свое ярко-выраженное лицо имеют Краснодар, Геленджик, Новороссийск, Анапа и, конечно, Сочи. У последнего это и крыши, и новые заборы, и обилие уникальной растительности и удивительные олимпийские объекты.

Вообще в любом городе важно создать такой единый архитектурный облик, чтобы людям приятно было туда приезжать. Особенно это касается курортов.

- Кстати о курортах. Недавно один известный блогер разместил на своей интернет-страничке отзыв об отдыхе в Туапсе. Он сказал, что этот город совершенно неприспособлен к отдыху и его нельзя назвать курортом. Когда же Туапсе станет полноценный курортом, куда будет приятно вернуться?

- Давайте посмотрим внимательно на Новороссиск в качестве примера. Многие десятилетия его никто не рассматривал как курортный и благоустроенный город. Он был серый, запыленный, разбитый и неухоженный. Сегодня он очень изменился и стал красивым, уютным – с бульварами, набережными, благоустроенными пляжами. При этом порт продолжает работать, как и промышленные предприятия. Значит можно изменить город, не вынося из него промышленную составляющую? Так почему Туапсе не может стать таким же? Я уверен, Туапсе ждет хорошее будущее. Он будет красивым и очень уютным городом.

МЕЧТАТЬ НАДО О РЕАЛЬНОМ

- Вернемся к Краснодару. На сайте городской администрации появился проект генплана города. Но он не очень понятен простым людям.

- Ну, во-первых, генеральный план миллионного города – это всегда очень сложно. Потому что есть огромное количество проблем, на которые этот документ должен дать ответ. В генплане новой версии есть попытка исправить эти проблемы. И мы приглашаем к обсуждению путей их решения горожан. На сегодня уже поступило больше 600 предложений.

- Генплан – это всегда еще и прогноз развития той или иной территории. Каков срок его действия – 10, 20 или 50 лет?

- Минимум 25-30 лет. А то и больше. В генплане планируется как будет развиваться город, что ему необходимо для этого.

__.__

Генплан – это прежде всего выполнимые мечты

__.__

Недавно мне задавали вопрос про метро: мол, пора ли уже строить в Краснодаре метро? Конечно пора. Мы посчитали, что на первое время нам надо 19 станций. Вопрос в том, что это потребует безумных денег: по самым скромным подсчетам строительство одной станции обойдется в более чем один миллиард рублей. Дешевле не получится, потому что у нас сейсмика, тяжелые грунты и серьезные требования по гидрогелогии, но думать об этом надо.

- В генплане есть метро?

- Пока нет.

- Почему?

- Потому что генплан – это прежде всего выполнимые мечты.

- Скоро новый год и все мы в очередной раз посмотрим фильм «Ирония судьбы», который начинался с того, что все в нашей стране одинаковое – улицы, дома, мебель в них. Различать квартиры можно было разве что по посуде, которую каждая хозяйка покупала в соответствии со своими личными вкусами. Сегодня мы все еще стремимся к одинаковости или уже упор делается больше на уникальность объектов?

- Думаю, что мы от той одинаковости уже давно ушли. Сегодня на рынке жилья очень много разных предложений и вариантов, о чем даже мечтать нельзя было в восьмидесятых годах прошлого века, когда снимали фильм. Так что одинаковость нам не страшна, но мы совершенно непротив похожести объектов.

Сейчас идет работа над созданием каталога типовых проектов школ и детских садов. Это не новая практика, еще в царские времена существовала так называемая образцовая архитектура. Были каталоги образцовых проектов. Кстати, по ним, кстати, построен исторический Ейск. буквально на двух каталогах – планировки и архитектурных деталей.

- Юрий Владимирович, расскажите, обязаны ли строители обустраивать зеленые зоны возле жилых домов? Это как-то контролируется?

- Обязательно. По стандарту не менее 25 процентов территории любого микрорайона должно быть отдано под зеленые зоны. Но современные проектировщики пытаются обойти это. Например, планируют только насаждения вдоль дорог. Но мы настаиваем, чтобы деревья и кустарники были скомпонованы в скверы, бульвары, парки, городские сады. Ничего нового мы не изобретаем. Надо вернуться к тому, чем Кубань всегда славилась и в первую очередь курортные территории – изобилию зеленых зон.

- Расскажите какими своими достижениями своими вы особенно гордитесь. И какие задачи ставите перед собой на ближайшее будущее.

- В этом году исполнилось ровно 30 лет как я живу на Кубани. Приехал сюда из родного Екатеринбурга для работы в должности главного архитектора Анапы. С тех пор я неразлучен с Кубанью, люблю ее.

Своим главным достижением считаю свое участие в подготовке сочинской Олимпиады. Этому отдано семь лет и за нашу работу – мою и моих коллег архитекторов не стыдно. Другая важная веха в моей работе – участие в ликвидации последствий наводнений в 2002, 2010 и 2012 годах. В 2002 году я только первые месяцы работал главным архитектором края и мне пришлось принимать огромное количество нестандартных решений. Потому что надо было до конца года обеспечить пострадавших от стихии людей жильем. Не легче было в 2010 году и очень сложно в 2012. Но мы – органы архитектуры показали свои профессиональные возможности.

__.__

Профессия архитектора очень похожа на профессию медика. У нас даже главный принцип схож – не навреди

__.__

Если говорить о «мирном» времени, то считаю, что немало хороших вещей осталось в Анапе – городская скульптура и объекты благоустройства, набережная здесь и в Новороссийске. Я имею отношение к проектированию и созданию архитектурного ансамбля на улице Красной в Краснодаре. Первой точкой было размещение храма Александра Невского не на историческом месте, а в самом начале Красной. Это была наша профессиональная победа – мы доказали, что именно с такого объекта должна начинаться главная улица города. Но историческую справедливость мы все же восстановили: там, где он стоял прежде – в сквере имени Жукова теперь фонтан и рядом часовня имени Александра Невского.

Мы занимались «Городом спорта» в Краснодаре. Это будет знаковое место в столице. И в ближайшее время, я надеюсь, будем дальше продолжать строительство этого комплекса. Губернатор такое поручение уже дал.

А что касается планов на будущее, так они известны – буду вместе с командой администрации края продолжать делать Кубань красивее и комфортнее.

Фото: Юрий Ходзицкий.

Загрузка...
Новости от