Охота на куратора
Тому, кто не знаком с виртуальной реальностью, трудно представить, как можно довести ребенка до самоубийства на расстоянии. Но череда последних трагедий подтверждает – это возможно. С помощью интернета детей завлекают в так называемые группы смерти, навязывают игру, которая завершается гибелью.
– Мы объявили войну сайтам, призывающим к самоубийствам. Вместе с друзьями вычисляем, кто навязывает эту тему, блокируем смертоносный ресурс, – рассказывает 9-классник Виталий Пятницин из Новопокровского района.
Своих врагов он называет «кураторами», которые вовлекают детей в виртуальное сообщество и методично, через игру, подводят к мысли, что смерть – единственно верный выход. Тем, кто отказывается выполнять задания, угрожают расправой, мол, личная информация известна, а руки у нас длинные.
С подачи Виталия и его товарищей закрыто несколько интернет-ресурсов с призывами подростков к суициду. За время «охоты» парень научился вычислять тех, кто продвигает группы смерти.
– Вербовщики привлекают внимание ребенка вопросами: «Тебя бросил парень /девушка? Никто не пишет? Устал от учебы? Ты одинок?», так внушают чувство одиночества, жалости к себе, – обращает внимание молодой человек.
На вопрос, как не оказаться в лапах злодеев, говорит, лучшим «противоядием» от подобных глупостей остается живое общение с друзьями, занятия спортом:
– Лучше вообще не заводить в интернете сомнительных знакомств, – советует сверстникам Виталий.
Деятельность добровольных охотников на группы смерти из Новопокровского района координируют специалисты местной общественной организации правоохранительной направленности «Молодежный патруль».
– Информацию о сайтах, пропагандирующих суицид, направляем в отделение Министерства внутренних дел и Роскомнадзор, после чего их блокируют, – делится опытом борьбы с преступниками в виртуальном мире руководитель патруля Ольга Иванова.
С октября прошлого года новопокровские добровольцы выявили 46 интернет-ресурсов с пропагандой суицида среди несовершеннолетних, 43 из них были блокированы. Местные волонтеры отслеживают страницы в социальных сетях подростков – жителей района, особое внимание группе риска – учащимся 7-х – 8-х классов и особенно мальчикам.
– В этом возрасте юноши уже не могут поплакаться в жилетку, как девочки, а моральная поддержка все равно нужна. Поэтому часто срабатывает «эффект попутчика», когда проще делиться переживаниями с незнакомцем, чем с близким человеком. Со многими подростками общаемся в онлайн-режиме, – показывает открытый в компьютере чат Ольга Иванова.
С ее позволения, читаю переписку с юношей из Екатеринбурга: «Я закончил вырезать на руке слово «кит», – послание от него. Ольга говорит, следующим этапом должна была быть смерть. Ей пришлось звонить лично ему, разговаривать с директором школы, где учится мальчик, разбираться в непростой жизненной ситуации, в которой он оказался.
Этот парень «соскочил с игры», благодарил за поддержку. Но Ольга сетует, что трудно доказать вину «черных» кураторов, они уходят от ответственности. Своих помощников-волонтеров, в противовес печально известной группе смерти «Синий кит», она называет… «дельфинчиками».
– Если в природе синие киты выбрасываются на берег, то дельфины радуются жизни, сами спасают тонущих людей, как и мы, – улыбается Ольга Иванова. Она утверждает, волонтерам удалось уберечь от рокового шага многих подростков, причем из разных регионов страны.
О том, как противостоять технологиям манипулирования детьми в интернете, интересуюсь у врача-психолога, практикующего работу с подростками, склонными к суициду, Дмитрия Ипаткина из Тихорецкого района.
– Недавно у меня впервые появился пациент – девочка 14 лет, которая попала под влияние группы смерти. Она замкнутая, не идет на контакт, отрицает связь с этой структурой. Скрытность – одно из главных условий тайного общества, которое привлекает подростков, – делится наблюдениями специалист.
Из примет, которые могут указать на увлечение опасными играми, называет такие, как хроническое недосыпание ребенка (по условиям игры, надо проснуться в 4.20 утра. – Прим. авт.), порезы на руках, романтическое отношение к смерти, увлечение оккультизмом, резкие перемены в поведении.
– Лучше всего внутренний мир человека раскрывают рисунки. Обязательно прошу ребенка изобразить на листке, как он представляет смерть. У склонных к суициду заметно «смакование» этой темы, прорисовывание малейших деталей, излишняя «красивость» и смысловая нагрузка, – Дмитрий Ипаткин советует обращать внимание на рисунки, стиль одежды, который предпочитает подросток (вызывающе неопрятная одежда – признак саморазрушения личности. – Прим. авт.).
Психолог уверен, детей в сомнительные сообщества привлекает любопытство, а бросить мешает то, что на выполнение заданий потрачено время: «Известно, как трудно уйти даже с плохой работы, когда «столько лет жизни в нее вложено», – приводит пример Ипаткин. – Кураторы групп смерти пользуются этим психологическим кодом, ведь прохождение этапов игры – тот «багаж», с которым потом жаль расставаться».
– Важно, чтобы дети не получали все готовое, а прилагали усилия, способности в достижении «живых ценностей», таких, как приготовить с мамой ужин, накопать с отцом червей перед рыбалкой. Не надо ограждать ребенка от посильного труда, ведь то, что делается своими руками, больше всего ценится, – специалист советует взрослым уделять больше внимания детям и позволить «вкладываться» не в игры за компьютером, а в реальную жизнь.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Лис попался
Фигурантом громкого уголовного дела, возбужденного по статье ч. 4 ст. 110 УК РФ «Доведение до самоубийства», стал 21-летний уроженец Краснодара Филипп Будейкин, более известный в виртуальном пространстве, как Филипп Лис. Выяснилось, что он был одним из создателей групп смети в соцсетях.
Молодой человек, к слову, безработный, был задержан в середине ноября прошлого года в Подмосковье. Этапирован в Санкт-Петербург, где по сей день и находится. Ему предъявлено обвинение. Постановлением Октябрьского районного суда северной столицы Лису был продлен срок содержания под стражей – до 5 мая.
По информации следственного управления СК России по Санкт-Петербургу, задержанные «коллеги» Филиппа Будейкина из десяти регионов страны, в том числе и Краснодарского края, дали развернутые показания. Они сообщили, что молодой человек призывал и склонял подростков через переписку в группах соцсети «ВКонтакте» к совершению суицидов. Кроме того, во время обысков у обвиняемого изъяты электронные носители, имеющие значение для расследования. Питерскими следователями установлены 15 потерпевших, то есть 15 ребят, покончивших жизнь самоубийством. Еще пятерых несовершеннолетних удалось спасти.