Кубанские Новости
Общество
Яна Викулова

В Сочи ведущие медиаменеджеры страны обсудили будущее региональных СМИ

Впервые в рамках Российского инвестиционного форума в Сочи была организована дискуссионная площадка для представителей средств м

В разговоре приняли участие известные медиаменеджеры и эксперты: председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев, руководитель департамента информационной политики Краснодарского края Владимир Пригода, генеральный директор издательского дома «Аргументы и Факты» Руслан Новиков, главный редактор информагентства «ИТАР-ТАСС» Максим Филимонов, главный редактор журнала «Профиль» Александр Белоновский, главный редактор издательского дома «Мой район» Алексей Синельников, руководитель управления социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилл Родин, бизнес-тренер и медиа-консультант из Москвы Ольга Нагайцева.

В зале присутствовали редакторы и генеральные директоры ведущих федеральных и краевых средств массовой информации, журналисты, пресс-секретари. Вместе в течение двух часов в рамках импровизированного круглого стола они обсуждали тему: «Традиционные СМИ в эпоху медиаобщества – за кем завтрашний день?»

340 тысяч экземпляров составляет общий тираж государственных газет в Краснодарском крае.

Модератор встречи – генеральный директор ИД «Аргументы и Факты» Руслан Новиков – отметил, что в Сочи находится лучший медиацентр в стране (в нем третий год подряд проходит Российский инвестиционный форум. – Прим. авт.). И местом обсуждения глобальных медиапроблем Краснодарский край выбран неслучайно – именно в нашем регионе растут тиражи печатных СМИ, несмотря на общую тенденцию их снижения во всем мире.

– Опыт Кубани уникален. Общий тираж государственных газет края составляет свыше 340 тысяч экземпляров, – отметил руководитель краевого департамента информационной политики Владимир Пригода. – За три последние подписные кампании край прибавил более 6,5 тысячи экземпляров только по районкам – это тираж крупной местной газеты. Краевые издания тоже дали плюс. На протяжении двух лет самой тиражной остается не федеральная, а именно региональная газета – «Кубанские новости» – с тиражом более 50 тысяч экземпляров. Растет и доля собственных доходов районок, и это тоже уникальный опыт.

Владимир Пригода, руководитель департамента информационной политики Краснодарского края
Владимир Пригода, руководитель департамента информационной политики Краснодарского края
Фото: Станислав Павлов

Все хотели узнать, в чем феномен Краснодарского края. Владимир Пригода отметил, что никакого секрета здесь нет. Анализ проблем – это раз. Оптимизация производственных процессов и затрат – два. Обновление моделей газет – три. Выстраивание командной работы с почтовиками на местах – четыре.

– И главное – мы избавляемся от иждивенческого менталитета, когда нам все должны, – резюмировал Владмимир Пригода.

В качестве примера на встрече привели опыт еще одного успешного краевого проекта – издательство «Околица». Его генеральный директор Александра Теребунова отметила, что завтрашний день не за теми СМИ, у кого есть деньги, а за теми, у кого есть аудитория. А завоевать аудиторию можно только уникальным качественным контентом.

– Да, самое ценное, что у нас есть, – это контент! – согласился Руслан Новиков. И рассказал о своем секрете успеха на примере «АиФа» – одной из самых тиражных газет страны. Он образно назвал ее «салатом»:

– Мы берем международную, российскую и региональную повестки дня и делаем из них дайджест, некий микс, салат. А наш читатель сам выбирает, что ему нравится: кто-то больше любит картошку, кто-то колбасу...

Максим Филимонов, главный редактор информагентства «ИТАР-ТАСС»
Максим Филимонов, главный редактор информагентства «ИТАР-ТАСС»
Фото: Станислав Павлов

По мнению главного редактора ИА «ИТАР-ТАСС» Максима Филимонова, хорошая информация – это короткая информация.

– Помните, как надо приходить к начальству: «Говори мало, уходи быстро». Также и в СМИ: не отнимайте у читателя и зрителя много времени, говорите сразу и по существу. В этом и есть отличие традиционных СМИ от

интернета, где многочисленные ссылки могут завести в дебри, – сказал Филимонов.

О том, будут ли существовать бумажные версии печатных средств массовой информации, высказался председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев. Кстати, это его первый визит в Краснодарский край с момента избрания председателем журналистской организации.

На 6,5 тысячи экземпляров увеличился тираж районок за три последние подписные кампании.

– Помните персонажа знаменитого фильма, который был уверен, что скоро будет одно сплошное телевидение? То же самое с газетами и журналами. Они живы. Как и театр. И они останутся, хотя значительно преобразятся. Частично уйдут в интернет, но обязательно останутся и в бумажном виде, – подчеркнул Владимир Соловьев.

Руководитель управления социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилл Родин подтвердил слова председателя СЖР цифрами и фактами. Он выступил с презентацией, основанной на опросе пяти тысяч россиян, согласно которому традиционные СМИ сегодня востребованы и имеют своего потребителя. Да, интернет наступает им на пятки, и даже люди старшего поколения уже имеют странички в соцсетях и являются подписчиками пабликов. Однако интернет – это зачастую непроверенная информация, куча фейков. И доверять можно по-прежнему только традиционным СМИ – местным газетам, радио и телевидению.

Владимир Соловьев, председатель Союза журналистов России
Владимир Соловьев, председатель Союза журналистов России
Фото: Станислав Павлов

– Последние лет 12 – 15 я езжу на медиа-конференции по всему свету. И всякий раз там обсуждается вопрос: умрут печатные СМИ или нет. Честно говоря, уже надоело, – продолжил Максим Филимонов. – Эта тема поднимается из года в год, а газеты так и не умерли. По крайней мере, в нашей стране. Кстати, в Европе и Америке ситуация на медиарынке значительно хуже. Там многие пишущие журналисты потеряли работу, были вынуждены менять квалификацию. У нас же конкурс на факультеты журналистики по-прежнему растет.

Относительная стабильность на российском медиарынке, по мнению Максима Филимонова, связана со многими факторами, в том числе и с поддержкой государства.

50 тысяч экземпляров – тираж газеты «Кубанские новости» – сегодня это самое тиражное издание региона.

– Не надо стесняться господдержки, – отметил он. – Хорошие качественные СМИ должны поддерживаться. Есть же классическая музыка, библиотеки, которые сами по себе не могут зарабатывать, но они нужны и важны. Также и традиционные средства массовой информации.

Известный московский бизнес-тренер и медиа-консультант Ольга Нагайцева, продолжая тему, вспомнила интервью с великим режиссером:

– Однажды у Тарантино спросили: «Вы же не сняли ничего лучше «Криминального чтива?» «Да, не снял, – ответил он. – А кто снял?» Также и с традиционными СМИ: никто же ничего лучше еще не придумал. Так что будем жить. И не забывайте: будущее – за оптимистами!

Медиа-консультант Ольга Нагайцева
Медиа-консультант Ольга Нагайцева
Фото: Станислав Павлов

Встреча длилась два часа. Ее участники сошлись во мнении: разговор оказался очень полезным и требует продолжения. Поэтому такие дискуссионные площадки в рамках инвестиционного форума в Сочи решено сделать ежегодными. Кроме того, олимпийская столица станет местом встречи еще одного громкого журналистского события. Владимир Соловьев сообщил, что с 2018 года фестиваль СМИ «Вся Россия» поменяет прописку и переедет из Дагомыса, где он проходил на протяжении последних 20 лет, в Сочи.

Есть мнение

Руслан Новиков, генеральный директор ИД «Аргументы и Факты»:

– То, что мы провели за круглом столом более двух часов вместо отведенных полутора, и то, что поток вопросов из зала пришлось останавливать волевым решением модератора, говорит о том, что дискуссия состоялась. С учетом того, что аудитория была открытая, у нас был шанс потерять около 70 процентов слушателей за первый час. А мы сохранили всех и еще имели колоссальный интерес к обсуждаемой теме. Уровень спикеров был таков, что практически каждое сказанное ими слово можно было сразу заносить в учебники по медиа-бизнесу или журналистике. На 99 процентов мы все были примерно в одном отраслевом понимании проблем, решений и выходов, а в нюансах, естественно, расходимся. Кто-то из нас занимается региональной прессой, кто-то – федеральной, кто-то – информагентством.

Руслан Новиков, генеральный директор ИД «Аргументы и Факты»
Руслан Новиков, генеральный директор ИД «Аргументы и Факты»
Фото: Станислав Павлов

Мы собирали круглый стол, в первую очередь, для слушателей, не для спикеров. Мы и так регулярно встречаемся, обмениваемся информацией, своим видением на различных площадках, нам для этого не надо говорить в микрофон. Не нам оценивать, насколько дискуссия была полезной, но, судя по тому, что люди подходили, каждому из спикеров говорили спасибо и задавали какие-то вопросы уже после мероприятия, думаю, все получилось.

Алексей Синельников, главный редактор ИД «Мой район»:

– Мне кажется, самый лучший результат, что дискуссия была интересна не только тем, кто сидел в зале, но и самим участникам. Потому что собрались люди, которые представляют самые разные спектры: кто-то представлял государственное средство массовой информации, кто-то – частник. И это было очень любопытно – друг друга послушать. Очевидно, что позиция у всех примерно одна. Сейчас не очень понятно, куда движутся СМИ, с точки зрения экономики, как мы будем монетизировать свой контент. Появляется новая технология, и все издатели туда бросаются, всем кажется, что это новая палочка-выручалочка, она сейчас вытащит рынок.

Алексей Синельников, главный редактор ИД «Мой район»
Алексей Синельников, главный редактор ИД «Мой район»
Фото: Станислав Павлов

Потом ниша начинает наполняться игроками и перестает работать. Мы наблюдали такое на Facebook. Но при этом, как ни странно, традиционные каналы продолжают работать. Те же газеты. Если мы посмотрим сейчас на федеральные газеты, то они по-прежнему продолжают зарабатывать на бумажном носители, притом что у них очень хорошо посещаются сайты. То же касается и телеканалов. Ощущение, что ничто никуда не девается, просто приобретает немного другой вид, другой лоск, но остается прежним. Появляются новые, но и старые не исчезают.

Ольга Нагайцева, руководитель консалтинговой компании «Действующие лица», медиа-консультант, эксперт по коммуникациям:

– Реальность изменилась, и бороться с этим не надо. Надо уметь адаптироваться к научно-техническим открытиям, которые сейчас есть, из которых складывается нынешняя реальность. Эти изменения – не российская специфика. Это общемировые изменения системы. Мне кажется, этот круглый стол был очень полезным. Думаю, что такую практику надо продолжать.

Владимир Пригода, руководитель департамента информационной политики Краснодарского края:

– Об уровне интереса к дискуссии можно судить по многим факторам. Например, по формату, в котором она прошла. В разговор очень активно включились федеральные спикеры. На дискуссию было запланировано полтора часа. Но участники не спешили расходиться и фактически обсуждали проблемы больше двух часов. Уверен, что этот разговор был полезен и интересен для всех.


От первого лица

Вениамин Кондратьев принял участие в официальном приеме для СМИ. Мероприятие было организовано Краснодарским краем в рамках Российского инвестиционного форума.

– Сочинский форум по отзывам жителей края очень результативный, содержательный, яркий. Об этом масштабном экономическом событии рассказываете людям именно вы. Вы передаете, доносите события до миллионов и делаете это профессионально. Хочу сказать вам за это спасибо, – обратился к представителям СМИ губернатор.

В рамках приема для аккредитованных на форуме журналистов из разных регионов провели пресс-тур на Сочи Автодром – единственную в стране трассу для проведения международных автоспортивных мероприятий, крупнейшим из которых является Гран-при России «Формулы 1».

Журналисты посетили Музей автомобилей в Главной трибуне. Во время экскурсии гости увидели вошедшие в мировую историю болиды, униформу и атрибутику титулованных команд, смогли сфотографироваться на фоне легендарных гоночных автомобилей и даже подняться на победный пьедестал. Затем они посетили сам автодром и пункт управления гонками.

Культурным подарком для журналистов стало выступление знаменитого биг-бенда Георгия Гараняна.