Кубанские Новости
Общество
Елена Кириченко

Лучший в СНГ воспитатель детского сада живет и работает на Кубани

Анна Пелих из станицы Новоджерелиевской Брюховецкого района стала победительницей Международного конкурса профессионального маст

Есть на свете люди – как маленькие зажигалки, горят сами и заставляют гореть других.

Анна Пелих – из таких. В новоджерелиевском детском саду № 26, где вот уже пять лет она занимается методической работой, знают: все, за что берется Анна Николаевна, просто обречено на успех. Будь то выступление на станичном празднике или участие в экологическом проекте, создание мультимедийных уроков или захватывающих квестов. Поэтому, когда она решилась участвовать в затяжном – считай, на полгода – конкурсе профессионального мастерства, коллеги даже не сомневались: будет первой!

Про безграничное мастерство и творческих генераторов

От калитки детского сада до кабинета старшего воспитателя мы шли долго. Потому что здесь, куда ни глянь, есть чем похвастаться. На каждом шагу – воплощенные в жизнь идеи. Вот аллея, которую высадили дети вместе с родителями к 9 Мая. Вот маленький уголок народной культуры, который по крупицам собирали у жителей станицы и который когда-нибудь – непременно! – вырастет в самый настоящий музей. Вот здесь, рядом с клумбами (только это пока секрет), будут панно из цветной гальки, которые останутся яркими и радующими глаз даже серой кубанской зимой. Эту идею Анна подсмотрела у коллег на очном туре конкурса в Санкт-Петербурге, тут же загорелась сама и вдохновила заведующую садом Анну Прокопенко. Посчитали, прикинули – ничего сложного, надо делать!

В новоджерелиевском детском саду № 26 знают: все, за что берется Анна Николаевна, просто обречено на успех
В новоджерелиевском детском саду № 26 знают: все, за что берется Анна Николаевна, просто обречено на успех
Фото: Михаил Ступин

– Я после поездки в Питер даже мыслить стала по-другому, – делится впечатлениями Анна. – Там было море креатива и гениальных идей, там у всех горели глаза. Наверное, и свой творческий генератор активируется. Приехала домой и вдруг поняла, как надо переставить мебель во всех группах, чтобы федеральным стандартам соответствовало. А ведь несколько месяцев думали, и ничего в голову не приходило.

А еще хорошо бы взять на вооружение идею коллег из Белгорода – там детский сад дружит с детским домом и домом престарелых. В волонтерские акции детей как-то незаметно втянулись и родители, все почувствовали, что нужны друг другу. Да и методику воспитателей из Казахстана по цветотерапии неплохо бы внедрить – они придумали, как наглядно объяснить детям законы смешивания цветов и красок, целую картотеку привезли показать коллегам.

На финальном, очном, туре конкурса, куда приехали 48 самых творческих и энергичных педагогов из разных уголков СНГ, все только успевали записывать, запоминать и фотографировать. Конкурс полностью оправдал свое название – как оказалось, мастерство воспитателей и правда безгранично.

Все мы немного дети

Сейчас даже представить странно, что Анна Пелих никогда не мечтала быть педагогом. После школы пошла учиться на совершенно прозаичного маркетолога промышленной продукции. Искру сомнений заронила в душу соседка, которая всегда говорила: «Аня, да ты истинный педагог!».

Поэтому, не устроившись в родной Брюховецкой маркетологом, решила пойти в детский сад помощником воспитателя. И вдруг поняла, что попала в свою стихию: с детьми было так захватывающе интересно, что уже в следующем учебном году Аня стала студенткой Ленинградского социально-педагогического колледжа.

– Я поступила сразу на третий курс, а значит, мне можно было работать уже не нянечкой, а воспитателем, – вспоминает Анна. – Это был такой восторг! Дети что-то изобретают, придумывают, и я вместе с ними. После каждой сессии в колледже летела к ним с горящими глазами – хотелось сразу, вот прямо сейчас, попробовать все, чему научилась!

А еще с удивлением открыла главное отличие детей от взрослых, которое нами теряется с годами, – искренность. И если найти это давно забытое где-то далеко в глубинах своей души, то с детьми работать будет очень легко и радостно.

Гореть всегда, гореть везде

Впрочем, методы работы со взрослыми не сильно отличаются от методов работы с детьми. Сейчас Анна Пелих работает страшим воспитателем. Иными словами, учит взрослых работать с детьми. В эссе, которое она готовила для участия в последнем конкурсе, надо было сформулировать семь умений, без которых невозможна профессия.

Не один час пришлось просидеть за компьютером, чтобы сформулировать главное – то, что стало частью жизни и чем хотелось поделиться с коллегами. Надо быть справедливой и строгой.

Нужно уметь слушать и слышать. Уметь помогать, и при этом учитывать интересы и детей, и воспитателей. А главное – уметь зажечь в других искру и не дать ей погаснуть!

Строгое жюри оценило жизненное кредо старшего воспитателя из Новоджерелиевской, поставив за него 10 баллов из 10 возможных. Очень высокую оценку получило и выполнение практического задания: Анна готовила творческий квест, в котором дети знакомились с новыми профессиями.

– Пожалуй, поиск – это самое главное, чему мы должны научить современных детей, – считает Анна. – Информационное поле сейчас огромное, оно доступно, но детям легко в нем заблудиться. Зажечь в их сердцах жажду познания, направить в нужное русло – это задача педагогов.

Как сто лет назад

Какие они, современные дети? Да, пожалуй, такие же, как и век назад, считает Анна Пелих. Они играют в те же, вечные игры – в семью, в войну. Только война теперь не с соседскими мальчишками на пыльных улицах, а больше на компьютерных экранах. Не правда, что они стали более жестокими и бездушными! Добро и зло есть в каждом, как и сотни лет назад, и только от взрослых зависит, что перевесит. Только взрослые могут подтолкнуть в ту или иную сторону.

Я спросила, как «выжить» детям в переполненных группах детских садов, где по 40 – 50 человек, круговорот болезней и вечно меняющиеся воспитатели? А Анна только руками разводит: в провинции, в маленьких станицах, нет такого!

– Нам трудно понять, как это – «случайные люди» в детских садах. Да, слышали, что есть такое в больших городах. Здесь же воспитатели приходят и остаются на десятилетия. Да и в группе максимум 20 человек. На всех хватает и тепла, и сил.

Такой садик позволяет детству состояться. Здесь взрослые всегда готовы играть с детьми. А всегда ли на это хватает сил у родителей? Ну а благодаря творческим проектам, которые тут идут один за другим, в игру втягивают и мам с папами. Вспомним хотя бы недавний показ мод, устроенный ко Дню матери – тут целые семейные команды придумывали образы для дефиле, потом в абсолютной секретности реализовывали, а потом с гордостью несли домой грамоты с титулами «Мисс неповторимость» и «Мистер элегантность», абсолютно справедливо считая это семейным титулом. Поэтому, как бы ни важно и нужно было семейное воспитание, сад – это все-таки здорово!