Прошло совсем немного времени после керченской трагедии. Боль не утихает, и все произошедшее по-прежнему не укладывается в голове. Но уже сейчас хочется понять, что же делать дальше. Какие меры нужно предпринять, чтобы подобное не повторялось в будущем? Поставить во всех образовательных учреждениях вооруженную охрану?
Очень жестко, как в аэропорту, проверять всех школьников и студентов каждое утро? Ужесточить закон о торговле оружием или вообще запретить свободную продажу? Каждый месяц подвергать подростков психологическим тестам на агрессию? Что же делать, чтобы больше не допустить подобных трагедий...
Кроме того, особое внимание уделяется патриотическому воспитанию, проводятся уроки мужества и информационные пятиминутки.
Мониторинг в сети также ведется, у нас более трех тысяч сайтов противоправной направленности. Мы их закрываем, но они продолжают появляться, поэтому нужны более действенные меры.
В учебных заведениях, подобных нашему, пять лет назад министерство труда и социальной защиты ввело должность заместителя директора по пожарной безопасности, и это очень правильно! Этот специалист отрабатывает все вопросы безопасности всего учреждения. В обычных школах такого нет, хорошо бы взять это на вооружение.
Конечно, правоохранительные органы должны сразу же блокировать сайты с экстремистской направленностью. Да и на улицах раздают много пропагандистского мусора – от сектантов, например. Это тоже необходимо держать под контролем.
И, самое главное, психологи и социальные педагоги в каждом учебном заведении должны быть на первом плане! Если говорить о нашей школе, то 12 специалистов у нас проучились и получили квалификацию клинического психолога. Они умеют работать с очень сложными детьми. Не секрет, что такие дети есть в каждом учебном заведении. Да, для школ такое повышение квалификации довольно затратно, но необходимо!
Пока общество не будет понимать свою бездуховность, а СМИ продолжат сознательно растлевать молодежь, трудно представить себе, что будет дальше.
Подростки зациклены на собственных удовольствиях и похоти, не думают о помощи ближнему, слабому. Родителям проще сунуть ребенку в руки телефон – «не приставай, мне некогда», чем пообщаться, поговорить, объяснить что-то.
Ведь будущие трагедии предсказаны святыми отцами, но... прислушиваются и каются не все.
Все мы – и руководители образовательных организаций, на чьи плечи ложатся вопросы безопасности детей в учреждениях, и педагоги, работающие с детьми ежедневно, – понимаем, что подобное может произойти где угодно. Даже там, где, кажется, все продумано: и контрольно-пропускная система, и программы антитеррористической защиты, и работа по выявлению детей с нарушением психики. И как директор детского центра, и как мама троих детей пытаюсь найти ответы на вопросы: что в этой трагедии упустили, где недоглядели?!
Если оценивать ситуацию с точки зрения руководителя, то приходит понимание, что необходимо не только ужесточать (то, о чем высказывается большинство людей) систему безопасности, но и усовершенствовать саму систему образования! Не только наращивать контрольные меры, которые тянут за собой, безусловно, необходимые проверки всех систем, а создавать и расширять возможности для того, чтобы родители могли максимально занимать своих детей вне школьной программы. Создавать проекты, разрабатывать программы, позволяющие семьям с разным достатком развивать детей в самых разных условиях (городской мегаполис, станица, хутор).
Ну а как мама снова и снова задаю себе вопрос: что я знаю о своих детях? Могу ли за списком «важных дел» остановиться и оглянуться на ребенка? Всегда ли знаю, с кем он общается, какую последнюю книгу прочел, какие интересы у него? И всегда ли я имею право сложить ответственность на школу, которая должна уберечь и обезопасить?
А вот способы для этого выбирают часто совсем не те, которые видятся взрослым идеальными и правильными. Уважения и признания они готовы добиваться любым путем. Когда самооценка подростка не находит опоры в социуме и потребность в уважении и самоуважении остается нереализованной, появляется резкое ощущение дискомфорта, которое невозможно долго держать в себе. Дети не могут найти себя в окружающем мире, и никто не в силах предугадать, во что это выльется – в алкоголизм, наркоманию, агрессию или, как в случае с керченским стрелком, в массовые убийства...
Основные советы, если в вашей семье – подросток:
Поддерживайте доверительные отношения с ребенком, укрепляйте эмоциональные связи. Найдите время поговорить, даже если времени совсем нет.
Обращайте внимание на любые изменения в поведении ребенка (смена настроения, аппетита, интересов).
Помните, что стрессовые факторы – переезд, потеря близкого человека, развод родителей и т. п. – повод обратиться к психологу.
Поинтересуйтесь, с кем ребенок общается в соцсетях, какие новые знакомства там заводит. Возможно, это тоже необходимо обсудить с психологом.