Чума подкосила
Напомним, что уголовная история, получившая название «Дело Озерова», длится уже на протяжении нескольких лет. Николай Озеров, бывший владелец ОАО «Медведовский мясокомбинат», в который входило около 20 аграрных фирм, в 2017 году был приговорен к восьми годам колонии за хищение средств Сбербанка и незаконные действия при банкротстве с ущербом более 3,5 млрд. рублей.
Все началась в 2011 году. Под личное поручительство Николая Озерова и его родственников – совладельцев бизнеса – в ПАО «Сбербанк» была открыта кредитная линия в 2,5 млрд. Общее залоговое имущество, по словам адвоката Николая Озерова Ольги Селиховой, было оценено в 5 млрд.
Кредит привлекался на модернизацию свиноводческого комплекса в Тимашевском районе. Из кредитных средств было получено 469 млн., однако в 2012 году на племзаводе обнаружили африканскую чуму свиней, около 40 тыс. голов было уничтожено, а деятельность предприятия приостановлена.
Решение вывести активы в другие компании руководство объяснило стремлением спасти компанию. Но суд установил, что сделки с активами совершались на заведомо невыгодных условиях, ликвидное имущество выводилось из-под взыскания по долгам в ущерб интересам кредиторов. Озеров был признан виновным в преднамеренном банкротстве и мошенничестве. Согласно приговору, он спланировал и организовал хищение 469 млн. рублей, которые получил в виде кредита в ПАО «Сбербанк».
При этом Сбербанк с заявлением в правоохранительные органы не обращался, уступив долг ООО «СПБ Актив». В дальнейшем договор переуступки был заключен с московским ООО «Рубеж безопасности», которое инициировало уголовное дело и было признано потерпевшим по делу. Имущество холдинга перешло к кредитору. Хотя, как утверждает адвокат Ольга Селихова, в 2011 году ООО «Рубеж безопасности» еще не существовало, а право требования было выкуплено всего за 680 млн.
За совершенные преступления Николай Озеров получил восемь лет колонии общего режима. Подсудимый своей вины не признал.
По второму кругу
В 2018 году Николай Озеров вышел по УДО, но снова был арестован по подозрению в совершении валютных операций по подложным документам в особо крупном размере.
Как следует из обвинения по второму уголовному делу, Озеров, еще находясь в СИЗО по первому делу, по телефону дал указание подписать фиктивный контракт с немецкой фирмой на поставку оросительных установок – на сумму 4 000 000 евро, а на вырученные от продажи сельхозпродукции средства покупать иностранную валюту и переводить на счета в рамках вышеуказанного внешнеторгового контракта.
Основанием для задержания Озерова послужило объявление его в розыск после УДО. Хотя, по словам адвоката, от правоохранительных органов тот не скрывался, соблюдал все требования, установленные законом.
Делом Николая Озерова занимался следователь по особо важным делам Следственного управления СКР по Краснодарскому краю Ислам Джамбаев.
По мнению защиты, расследование проводилось с грубейшими нарушениями. Озеров, находясь в колонии, даже не был уведомлен о возбуждении против него уголовного дела. Хотя в материалах уголовного дела имеется множество процессуальных документов, это подтверждающих. Факт отсутствия уведомлений подтверждается и тем, что в противном случае администрация колонии не ходатайствовала бы перед судом об условно-досрочном освобождении Николая Озерова, а суд не удовлетворил бы такое ходатайство.
Наручники за взятку
В мае следователь по особо важным делам Следственного управления СКР по Краснодарскому краю Ислам Джамбаев был заключен под стражу. Его обвиняют в получении взятки в особо крупном размере.
По данным следствия, он пообещал матери предпринимателя Татьяне Озеровой за взятку в 13 млн. рублей переквалифицировать обвинение ее сыну на менее тяжкий состав преступления. Деньги планировалось передать через юриста Боташева. Оба фигуранта были задержаны в Краснодаре 30 мая оперативными сотрудниками ФСБ, которые зафиксировали факт получения Боташевым денежных средств и муляжей купюр на общую сумму 13 млн. руб. Расследование уголовного дела продолжается.
После обращения адвоката в адрес заместителя прокурора края Александра Бучмана уголовное дело Николая Озерова по статье 193 возвращено для производства дополнительного следствия и устранения допущенных нарушений.
Защита намерена добиваться оправдания своих доверителей. Письменное обращение отправлено также к председателю СК РФ Александру Бастрыкину, видеосюжет о «деле Озерова» показали в программе Караулова «Момент истины».