Валентину Белым называют хозяйкой козьего царства. Рядом с ее домом просторный участок, окруженный стеной деревьев.
– На этих двадцати сотках постоянно пасутся мои двенадцать коз, – начала она свой рассказ. – А вот в том загоне – общежитие для дюжины козлят. Над ними шефствует козел Гром. Его частенько окружают эти смешные малыши с белыми бородками. А он, безрогий и спокойный, как старейшина среди любопытных козлят. Каждое утро, когда прихожу доить коз, наблюдаю эту идиллию. И так уже почти 15 лет, с тех пор как мне подарили козу Надежду, чтобы поить целебным молоком захворавшего мужа Григория. Мы с ним трудились в сельхозпредприятии «Лебяжье-Чепигинское». Я была агрономом-семеноводом, а он – инженером.
Когда у хозяйства появились столичные хозяева и начались «революционные процессы, близкие к развалу», супруги Белым взяли причитавшиеся им земельные паи и начали фермерствовать. Поскольку в сельском хозяйстве они люди знающие и толковые, то дела пошли на лад. Хорошие урожаи давали (и дают сейчас) сахарная свекла, пшеница, подсолнечник и ячмень, высокими результатами радует кукуруза. Постепенно фермеры Белым приобрели технику, необходимую для проведения всего цикла сельхозработ.
А с 2005 года супруги перешли на специализацию. Григорий Васильевич с сыном Михаилом (он автомеханик) продолжили заниматься только растениеводством, а для Валентины Ивановны ударным фронтом стало животноводство. Помимо коз на ее попечении множество индоуток и гусей. Есть вольер для нескольких фазанов-подранков. Их передали Валентине Ивановне охотники. До недавнего времени по участку фермерши важно шествовали и десятки красавцев-индюков. Но сегодня главная ее забота - козы. Каждая в среднем дает 3-3,5 литра молока. В день от всех животных хозяйка получает до сорока литров, а за месяц приемщикам Валентина Ивановна сдает до тонны продукции. Правда, когда рождаются козлята, третья часть молока идет на их кормление. Кстати, козликов рождается больше, чем козочек.О своих подопечных Валентина Ивановна может говорить часами.
– Мое козье стадо росло с каждым годом. Я занималась (и сейчас продолжаю заниматься) племенной работой, оставляя себе самых высокоудойных коз заанинской породы. Жирность и плотность молока у них значительно выше базисной. Из него для себя, своих родственников и друзей я делаю по выверенному рецепту козий сыр. Часть излишков молока у меня берут земляки.
С Валентиной Ивановной, вырастившей за все эти годы более сотни коз, мы беседовали посреди подворья, которое в квадратах зеленого и желтого цвета.
– Вот в этом месте пока еще достаточно травы, а там, чуть подальше, ее животные съели подчистую. Наверно, поэтому неслучайно мой зять Иван назвал коз живыми газонокосилками. Если для огородников и дачников трава свинорой – злостный сорняк, то для коз – лакомство. Нравятся им и, как ни странно, листья хрена. А вот кустики амброзии животные обходят стороной. Словно им известно, что от нее молоко горчит. И, конечно же, любимая еда моих рогатых – молоденькие веточки самых разных деревьев.
Хотя козы были на привязи, но пытались максимально приблизиться к хозяйке.
– Скоро дойка, – пояснила Валентина Ивановна,– а доиться козы, ох, как любят! Но когда дело доходит до дойки, то козы проявляют педантичность. Например, им нравится моя синяя спецовка и голубая косынка. Если я надену что-то другое, то прежде чем начать доиться, они долго и тщательно меня обнюхивают – их хозяйка явилась или кто-то чужой? И еще одна особенность: моим козам нравятся духи «Чайная роза». Да-да! Кстати, они – в числе моих любимых. Однажды эти духи мне подарила сестра. Оказалось, что и всем козам аромат понравился. Они стали постоянно прикасаться к моим щекам и расцеловывать меня.
В конце беседы я узнал, что Валентина Ивановна – любительница цветов, и однажды решила давать животным «цветочные» имена. Поэтому перед началом дойки, окинув добрым взглядом козье царство, она весело объявляет: «Ромашка, Роза, Незабудка – вас начну доить первыми!»