В начале учебного года в двух с лишним тысячах сельских школ страны заработали современные образовательные центры, которые получили название «Точки роста». Уникальный проект нацелен на обновление содержания, технологий и методов обучения, а также на сокращение разрыва между городскими и сельскими образовательными учреждениями.
Школы в станицах, хуторах и селах получили новенькие компьютеры, интерактивные комплексы и 3D-принтеры, квадрокоптеры и обучающие тренажеры. У ребят из глубинки появилась возможность постигать азы наук и осваивать новые технологии, шагая в ногу со временем.
В общероссийский марафон в рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование» включились и 153 школы Краснодарского края. Сеть кубанских «Точек роста» стала одной из самых больших в стране. Центры гуманитарного и технического профилей появились в каждом муниципальном образовании.
И вот позади первые шаги и первые наработки. За полгода работы центры стали важнейшим звеном образовательного процесса, в котором с увлечением участвуют и взрослые, и дети. А кое-где с помощью «Точек роста» совершили настоящий рывок в будущее. Например, в школе станицы Васюринской, где кабинеты не пустуют даже в выходные дни. Чем здесь занимаются школьники и что такое «Точка роста» по-васюрински, узнали корреспонденты «КН».
Под пространство для развития цифровой грамотности, творческой и социальной самореализации детей в школе отвели и оборудовали несколько кабинетов. Здесь проходят дополнительные занятия по информационным технологиям, медиатворчеству, шахматному образованию, проектной деятельности.
– Интерактивные комплексы, 3D-принтер, оборудование для медиастудии, квадрокоптеры, тренажеры-манекены – все это технологическое оснащение школа получила в рамках проекта. Оборудование современное, не в каждой городской школе такое увидишь, – рассказала руководитель центра Ольга Ивко, направляясь в кабинет информационных технологий.
В этих стенах – настоящее царство технарей. В то время, когда кабинет не задействован в учебном процессе, здесь работают кружки робототехники, промышленного дизайна, 3D-моделирования и прототипирования. Ребята учатся конструировать, программировать, создавать виртуальные миры, придумывать и воплощать самые разнообразные, порой даже фантастические, идеи.
Новое направление в дополнительном образовании – промышленный дизайн. Ребята разных возрастов – 6 групп по 14 человек – занимаются по программе «Фьюжен-360», изучают азы, штудируют теорию, осваивают инструменты.
– Программа интересна разнообразием инструментов и возможностей. Но главное – полет фантазии, творчество, собственные идеи, – сказала руководитель кружка «Промышленный дизайн» Дарья Бабыкина. – Мы, дизайнеры, придумываем и воплощаем задумки в реальность. Программа одна, но каждый может проявить себя по-своему.
Дима Горшков из 7«В» завис над ноутбуком – на экране вырисовывается трехмерная фигура снеговика. До этого делал объемный макет вазы, кружки. Задача усложняется с каждым заданием.
– Можно любую модель скачать из интернета и распечатать, но это неинтересно. Хочется самому попробовать, создать авторские работы. Поработав с этой программой, окончательно понял, что буду программистом. Программирование в любой области пригодится, – рассуждает Дима Горшков.
Пятиклассники с удовольствием занимаются легоконструированием – собирают из деталей сложные конструкции. Вот подъемный кран – с виду игрушка, но грузы переносит как настоящий. А Валерия Ватолина и Алиса Бабич собрали робота-собаку – будет выполнять команды, совсем как Ресси в фильме про Электроника. Но имя своему песику, говорят, придумают сами. Со стороны все это напоминает игру, но сами ребята так не считают. Уверены: занятия в кружке помогут в дальнейшей учебе.
– Дети познают, что такое механизм, как работают основные узлы. Этап за этапом. У них формируется воображение и способность воплощать самые смелые фантазии в действительность. В дальнейшем они сами будут придумывать более сложные конструкции, не пользуясь схемами. Это шаг к робототехнике, – утверждает руководитель кружка.
Юные дизайнеры и конструкторы не просто создают макеты и модели – они должны объяснить, как это можно использовать, где применить. В апреле уже собираются выходить со своими презентациями на школьный этап научно-практической конференции. Представить есть что: и робота – помощника по дому, и универсальные очки, и конвейер по переработке мусора.
Руководитель центра Ольга Ивко уверена, что после школьного этапа НПК работы ребят «зашагают» дальше. К участию в серьезных соревнованиях и победам в школе не привыкать. К слову, роботехники из школы № 10 им. братьев Игнатовых – неоднократные абсолютные чемпионы региональных соревнований.
Ребята из Васюринской школы серьезно увлечены робототехникой уже много лет. В конце прошлого года команда «Капучино» в очередной раз стала абсолютным чемпионом Всероссийского фестиваля по робототехнике, который действует в более чем 80 странах.
В начале каждого учебного года команды во всем мире получают задачу, которую они должны разобрать в течение 3–6 месяцев, и представляют ее решение на фестивале. Каждый год посвящен определенной актуальной мировой научно-технологической проблеме: защите океанов, помощи пожилым людям, глобальному климату. В этом году темой было градостроительство.
Участники вели научно-исследовательскую работу, собирали и программировали роботов. И, конечно, одна из главных задач – продемонстрировать командный дух.
– Чемпионатов по робототехнике много. Но этот самый зрелищный, интересный. Подготовка к защите проекта – настоящий мозговой штурм. Мы должны увлекательно и оригинально рассказать о важных вещах. А в номинации «Дизайн роботов» должны представить созданный нами искусственный интеллект, объяснить, к чему и для чего каждая шестеренка, – рассказал бессменный капитан команды Никита Кузьмин.
Юные чемпионы полны энергии и готовы к новым победам. У них уже появились преемники. С открытием «Точки роста» все больше ребят потянулось в кружки, сформированы новые команды по робототехнике. В прошлом году одна из них впервые выступила на соревнованиях в Сочи и стала призером.
И чемпионы, и новички благодарны своему руководителю – педагогу дополнительного образования Александру Титаренко. Говорят, с таким наставником не пугают никакие вершины. А вот Александр Титаренко в свою очередь считает, что добиться успеха помогают школьное руководство и нацпроекты:
– Не во всех школах есть такая поддержка и помощь в развитии талантов и способностей учеников, как у нас. К тому же с открытием «Точек роста» появились возможности для более массового охвата школьников. У детей, которые не могли найти себе занятие, теперь есть реальный выбор. А педагогам дали часы по полной ставке. Времени хватает объяснить, показать всем желающим, чем занимаемся в каждом кружке, и попутно выявить тех, кто останется. Их заинтересованность и азарт сразу бросаются в глаза.
Александр Титаренко ведет также занятия в кружке 3D-технологий. Сейчас ребята осваивают основы моделирования, а со временем научатся искусству анимации. Анимационные ролики можно будет монтировать с видеосъемками и создавать целые фильмы. Для этого организовали видеостудию – еще одно детище центра. Ребята ведут съемки с квадрокоптера, видеокамер, смартфонов, учатся выставлять композицию, редактируют и монтируют кадры. Социальные ролики потом крутят в школе. Один из них, под названием «Стоп! Сними наушники», студийцы отдали на краевой конкурс. Ждут подведения итогов.
Огромное помещение в школе выделили под зону коворкинга. В выходные здесь работает шахматная гостиная. Занимается со школьниками гроссмейстер Владимир Новгородский. Педагог и его ученики настроены по-боевому. Многие ребята начинали с нуля, но на турнирах уже показали отличные результаты.
Остальное пространство предназначили для совместной проектной деятельности. А вскоре в стенах школы появился настоящий телеканал.
– Назвали его «Школьный». А как иначе? Ведущие, операторы, монтажеры – школьники. Сами пишут тексты, берут интервью, ловят удачные кадры… Команда сплоченная, им никогда не бывает скучно. Как справляются? Смотрите выпуски школьных новостей на YouTube, сами увидите, – сказала руководитель телестудии педагог Виктория Плешань.
Подала идею школьных новостей заместитель директора по воспитательной работе Надежда Береснева. Она же принимает непосредственное участие в их создании. Наставники помогают в редактуре, подкидывают свежие идеи, но в остальном – полная свобода и самостоятельность.
Десятиклассница Эмма Мальцева, которой предложили стать ведущей, призналась, что до этого она и не подозревала, какой насыщенной жизнью живет школа. Думала, одно-два мероприятия в месяц. Оказалось, каждую неделю в школе происходит масса событий: познавательные поездки, встречи с интересными людьми, спортивные соревнования, концерты и конкурсы. Теперь она ощущает себя причастной к каждому из них. А в лицо телеведущую, как и ее коллегу Никиту Козина, знают в станице все, ведь телеканал «Школьный» смотрят не только ученики, но и их родители и друзья.
Недавно студийцы побывали в гостях у телекомпании «Краснодар». Им разрешили войти в святая святых – рубку новостей, сесть за пульт. И вот что примечательно: там они не испытали никакой робости. Эмма и Никита уверенно начали выпуск, будто из своей родной студии. А монтажер Максим Комаров заявил, что хоть сейчас готов начать работу в телекомпании.
Ребята говорят, что «Точка роста» и школьный телеканал помогли многим из них окончательно определиться в выборе жизненного пути.
Эмма Мальцева, например, твердо уверена, что будет работать на телевидении. Она представила на районном этапе научно-практической конференции свой проект «Будущая профессия». Победила, теперь готовится к следующему этапу. Так что звездам телевидения скоро придется подвинуться, уступая место молодым дарованиям.
Сейчас ребята собираются на фестиваль «Медиаволна», который будет проходить в «Орленке». Программа лагерной смены будет насыщенной: мастер-классы, семинары, творческие конкурсы. Ребята надеются найти новых друзей, набраться опыта. И самим есть чем поделиться. На муниципальном этапе соревнований «Спасем жизнь вместе» ребята победили в трех номинациях.
В этом году директор школы Светлана Ефременко участвовала в финале краевого конкурса «Директор года». Одним из заданий был презентационный видеоролик. Ролик директора школы № 10 был признан на краевом конкурсе лучшим.
– Ребята и руководитель постарались – абсолютно оригинальная идея, мастерское исполнение. Спасибо им большое. Горжусь, что представила на конкурсе такую профессиональную работу, – сказал Светлана Ефременко.
Директор не забыла поблагодарить и педагогов. Коллектив подобрался замечательный – люди сами горят делом и детей зажигают. Помогая ученикам осваивать новые технологии, задают им вектор развития и сами становятся примером.
Благодаря открытию «Точки роста» в школе стало стремительно развиваться медиаволонтерство. Лидеры этого движения – Лика Митрошина и Алексей Левицкий, президент и лидер ученического самоуправления.
– У нашей школы есть свой бренд, свое неповторимое лицо, интересная жизнь, наполненная событиями. Важно рассказывать об этом, – уверена Лика Митрошина. – В соцсетях мы создали группу «Я люблю 10-ю школу», которую ведут ученики. Мы заметили, что все больше младших школьников втягиваются в наше движение, гордятся школой, стремятся подражать лидерам, сами стараются сделать что-то хорошее.
Жизнь школы шагнула за ее пределы не только в соцсетях. Популярность получил проект «Открытая студия», который идет в прямой трансляции. Гости информационной медиаплощадки отвечают на вопросы юных журналистов, а все желающие могут принять участие в передаче, даже не выходя из дома. По просьбе родителей «Открытую студию» проводят в обеденный перерыв. Мамы и папы могут прямо на работе открыть ноутбук, налить чашку чаю, узнать, что делается в школе, и при желании задать вопрос.
– Стараемся наладить сетевое взаимодействие с предприятиями. Новый формат профориентационной работы назвали квестом не просто так. Ребята должны окунуться в профессию, примерить ее на себя. Надеемся, что каждый ребенок найдет свою точку роста и будет развиваться в том направлении, которое ему интересно, воплощать свои самые смелые идеи, – сказала замдиректора Надежда Береснева.
Этих самых идей в васюринской школе немало. То, как здесь оживает и обретает реальные черты проект, написанный на бумаге, вызывает восхищение. А живой интерес к тому, что дети видят в «Точке роста», говорит о том, что это им необходимо, а значит, послужит хорошим стимулом в учебе и поможет стать конкурентоспособными в современном мире.
Справка «КН»
Центры цифрового и гуманитарного образования «Точки роста» созданы в рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование».
В сентябре 2019 года на базе сельских школ Кубани было открыто 153 центра цифрового и гуманитарного образования «Точка роста».
Кубанская сеть «Точек роста» стала одной из самых больших в России.
Центры цифрового и гуманитарного образования появились в каждом муниципальном образовании. В Сочи, например, открылось 8 «Точек роста».
На базе высокотехнологичных площадок «Точка роста» у каждого школьника появилась возможность осваивать предметные области «Технология», «Информатика» и «ОБЖ», заниматься проектной деятельностью, используя современное инновационное оборудование.
Для подготовки к работе в центрах летом 2019 года более 800 кубанских педагогов прошли дистанционные курсы.
153 учителя освоили современные технологии обучения и воспитания на базе детского технопарка «Кванториум» в Севастополе.