Когда слышишь «Мурат Ахеджак», сразу вспоминается стремительный, энергичный, позитивный и талантливый человек. Очень разный. Способный на поступки. Человек-Вселенная. Он никогда не боялся брать на себя ответственность, не терпел лукавства и подхалимов.
Рассказать об Ахеджаке людям, не знавшим его, практически невозможно.
Многогранный, сложный, разноплановый. Иногда возникало ощущение, что в нем живет сразу несколько человек. Работал 24/7, делал невозможное, добивался вопреки, успевал везде. Частенько его помощники ночевали прямо в приемной, а он ехал домой, переодевался, возвращался бодрым и продолжал работать.
Родина Мурата Ахеджака – адыгейский аул Псейтук. Семья вполне обычная, родители – учителя, как и все, в те годы много работали. Вместе с сестрами помогал по саду и огороду, уборка дома тоже была общим делом. Из развлечений – спорт, книги, самое любимое – скакать на коне, чтобы ветер в лицо.
И, конечно, рядом было много друзей, он всегда был заводилой, очень общительным и веселым. Лидер и в спорте, и в учебе.
Школу Мурат окончил с золотой медалью, отец решил: сын будет поступать в Краснодарский политехнический институт и станет виноделом. Репетитор сказал, что парень готов на все сто, и Мурат подал документы в тот самый институт… на строительный факультет. Он так решил.
С первого курса Мурат – отличник и секретарь комсомольской организации. За успехи в учебе его поощрили поездкой на Олимпиаду в Москву, откуда он привез всем родственникам кучу подарков. То-то было радости в ауле! Кстати, потратил на это все карманные деньги.
Как отличник, после окончания института Мурат мог выбрать работу в Краснодаре, Ленинграде или другом большом городе. Он почему-то остановился на Кропоткине, где ни разу до этого не был. Так в местной ПМК-19 появился молодой и очень активный мастер отделочного участка.
Молодой специалист быстро освоился в большом коллективе, много работал, и люди его приняли. Быстро нашел общий язык с коллегами, со многими подружился. Говорят, дверь его комнаты в общежитии всегда была открытой.
Вскоре Мурата назначили прорабом, после – заместителем директора. Это случилось в канун «лихих девяностых»: развал страны, экономика в анабиозе, люди в растерянности. Строительные организации закрывались одна за другой. На ПМК-19 заказов нет, платить зарплату нечем. Говорят, что во многом оптимизм, энергия и активная работа Ахеджака помогли сохранить предприятие. Вскоре Мурата Казбековича выбирают новым директором.
В 1996 году – выборы в органы власти Кропоткина. Молодой директор с командой единомышленников принимает в них участие. Позже это время назовут «маленькой революцией», когда команда Ахеджака берет власть руки, а он становится председателем горсовета.
Для Кропоткина началась новая эпоха. Мурат Ахеджак буквально обрушил свою энергию на новую работу, искал компромиссы, выступал в роли арбитра. Вскоре в Кропоткине не осталось внутренних конфликтов между представительной и исполнительной властью.
Очень быстро Мурат Казбекович сумел объединить кропоткинских депутатов, и в результате городская Дума стала практически одной командой.
Молодого политика вскоре заметили в крае, и ему поступило предложение о работе на более высоком уровне.
В начале двухтысячных Ахеджак – полномочный представитель администрации края в Законодательном Собрании и генеральный директор департамента по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Новая работа с бесконечными горизонтами. Всего-то и надо оперативно разобраться во взаимоотношениях администрации и ЗСК, лично познакомиться со всеми депутатами, понять, как обстоят дела со СМИ. Ничего сложного.
На новом месте многое было в новинку. Помогало то, что Ахеджак легко находил общий язык с самыми разными людьми. Жизнь превратилась в калейдоскоп событий, лиц, городов и встреч. Он не любил кабинетную работу, постоянно был в движении. Наверное, тогда и появилось любимое обращение «коллега», которое он произносил с особым смыслом. По этим словам собеседник сразу же узнавал Мурата Казбековича.
Вскоре Ахеджак становится вице-губернатором, через год к прежним полномочиям прибавляются и вопросы внутренней политики.
Он всегда был открытым и доброжелательным, однако вожжи держал крепко, никогда и ничего не пускал на самотек. При этом работа подкреплялась крепкими дружескими отношениями. Он не просто командовал и руководил, для него было важно, с кем он работает, что это за человек, чем он дышит.
В окружении Ахеджака были люди, разные по возрасту, национальности, даже по цвету кожи, но не было ни одного бездаря, ни одного имитатора. Разные, но всегда эффективные и талантливые в своей области люди. Он буквально охотился за ними. И чем сильнее и умнее был человек, тем больше удовольствия Ахеджаку доставляло с ним работать, сделать его единомышленником.
Он старался членов своей команды объединять и в рабочее, и в нерабочее время. Категорически, каленым железом выжигал противоречия внутри команды. Не терпел недоговорок и лакировки действительности.
Ахеджак, наверное, единственный руководитель, который регулярно приглашал своих подчиненных к себе домой. Коллеги вспоминают, как в его родном ауле Псейтук за вкусным шулюмом обсуждались очень серьезные системные вещи. Та степень доверия подкупала и снимала все барьеры. Его не просто уважали, его считали «своим».
Это были годы активных проектов, и Мурат Казбекович всегда был их центром. Работать с ним было тяжело физически – 4–5-часовой сон был счастьем, но морально – было ощущение восторга от того, что можно раздвинуть границы возможного, от того, что проходишь такую школу, которой больше нигде нет.
Много планов, много дел. Система исполнительной вертикали власти в крае – один из тех элементов, которые создавал Ахеджак, система коммуникаций с партиями, общественными организациями, национальными лидерами – вся эта стройная, очень прочная система создавалась тоже при нем.
Одним из успехов Ахеджака стала кадровая реформа, управленческая модель которой была оптимальна для того периода развития края. Сильное местное самоуправление. Все это тоже плоды трудов Мурата Ахеджака. И тот самый Фестиваль прессы в Сочи 2004 года, который запомнился всей России, проводил Ахеджак. Его называли самым интересным журналистским мероприятием, во всяком случае на Кубани.
Свои 48 лет Мурат Казбекович прожил ярко, не щадя себя. Работал до последнего вздоха. Пережил десятки операций, ненадолго отсрочив неизбежное. Все время рядом была семья: родители, сестры и, конечно, любимая жена Елена, дети Казбек и Луиза.
Об ответственности и работоспособности Ахеджака ходили легенды. Коллеги вспоминают, как перед важным политическим событием он вызвал сотрудника прямо в реанимацию, только выйдя из-под наркоза. При этом Мурат Казбекович долго работал над папкой документов, делал замечания, вносил правки.
Он вводил традиции и сам их придерживался до последнего. Так, руководители внутриполитического блока всегда праздновали дни рождения за дружеским столом. Не было случая, чтобы Ахеджак не приехал и не поздравил именинника, он это делал даже тяжелобольным, пока мог двигаться.
Мурат Казбекович – потрясающий руководитель во всех смыслах этого слова. Он был учитель, наставник без грамма апломба и надменности, на любой должности всегда оставался простым и доступным в общении. Его невозможно было подвести, работать с ним каждый из нас считал за честь.
– Человек дела, командный игрок, преданный своему народу и Кубани, – вот каким он был. Имя Мурат Ахеджак как синоним надежности. Мурат не только умел принимать сложные решения – он доводил любое дело до конца.
Не верится, что прошло уже 10 лет. До сих пор помню то ощущение пустоты, которое испытал, узнав о смерти Мурата. Это была тяжелая потеря для всех нас, для всего края. Его имя и судьба – неотъемлемая часть истории Кубани. И мы всегда будем помнить о нем.
– Мурат Казбекович Ахеджак – человек, сделавший очень многое для развития Кубани.
Он прожил короткую, но очень яркую жизнь. У всех, кому довелось работать рука об руку с Муратом Казбековичем, в памяти остается обаятельный, креативный и предельно работоспособный человек. Многое из задуманного им осталось не осуществлено, но многое из реализованного работает на благо людей.
– Это был талантливый, гениальный человек, наделенный совершенно уникальными качествами, – бриллиант на улицах Краснодара найти проще, чем встретить такого человека.
Я считаю, что мне очень повезло: хорошие учителя даются каждому в жизни, не все способны это понять и удержаться среди учеников. Я удержался…
– Человека судят по поступкам, по отношению к родителям, супруге, детям, к работе и коллегам.
У Мурата Казбековича все эти отношения – с большой буквы. И он сам был Человеком с большой буквы, в том числе, в плане поступков, ответственности, слов. Он смог эти элементы человечности перенести и в политику.
– Он обладал необычайной силой, талантом и мощью.
Мог не только строго требовать с подчиненных, но и делать для них настолько важные вещи, которые оставались потом в памяти на всю жизнь. Он всегда был очень радушным, хлебосольным, готовым в любой момент поддержать и помочь друга.
– Человек уходит, дела остаются. Это был очень сильный, мудрый руководитель.
Многие сегодняшние руководители прошли школу Ахеджака, и я в том числе. Уверен, что мы несем в себе частичку того опыта, который мы приобрели, работая с ним.
– Ахеджак смог настроить свое направление на очень эффективную работу в то время.
О масштабе личности можно судить уже по тому, что через 10 лет после его смерти мы о нем говорим. Вот и все.
Человек оставил такой след, что и через 10 лет он остался таким же ярким.
– Говорят, незаменимых нет. Это не про него. Вот он незаменим, однозначно.
Это место заполнилось его энергетикой, очень здоровой и сильной.
Любовью к людям, вниманием и желанием сделать что-то такое, чего до сих пор никто не делал.