По словам специалиста, мошенники убеждают клиента банка добавить себе в телефон «новую защищенную карту», перевести на нее деньги, после чего обналичивают средства — физически карта находится у них.
Более распространенный вариант — «схема с кредитами»: клиенту сообщают о якобы выданном ему потребкредите, а для отмены операции нужно сделать заявку на новый и перевести средства на «защищенный счет».
— Казалось бы, диалог абсурдный, но в худшем случае клиент лишается и своих денег, и еще остается должен банку, — пояснил Сергей Велигодский.
Однако чаще всего в уходящем году мошенники пользовались «самопереводами», когда клиента убеждали самостоятельно перевести деньги злоумышленникам. Этот метод занял 87% рынка социальной инженерии, по подсчетам представителя «Сбербанка». За ним с большим отрывом идут «кража личности» и обман на торговых площадках (по шесть процентов), а также псевдоброкеры (один процент).
Социальная инженерия реализуется через телефонное мошенничество, напомнил Сергей Велигодский. По его словам, в 2020 году телефонные злоумышленники являются основной угрозой для россиян — доля данного вида мошенничества выросла за год до 97% с 90%. При этом клиенты «Сбербанка» жаловались на такие звонки 3,7 миллиона раз, что на 63% больше показателя годом ранее, передает «РИА Новости».
Ранее сообщалось, что за два дня жители Новороссийска лишились 700 тысяч рублей после общения с телефонными мошенниками.
Злоумышленники в основном обманывали горожан под предлогом защиты счетов от несанкционированного списания средств, а также покупки – продажи товаров через интернет.
Так, 50-летний житель Приморского района хотел заказать новогоднюю елку через популярную соцсеть. Перейдя на сайт по ссылке в профиле мужчина связался с лжеоператором. Тот помог выбрать товар и выслал электронную накладную, в которой мужчина указал данные своей карты, а также ее защитный код. В итоге мужчина лишился всех сбережений.
Жительница Центрального района лишилась 18 тысяч рублей, желая приобрести через сайт бесплатных объявлений щенка породы бишон фризе. В электронной переписке женщине выслали ссылку для внесения предоплаты. Аферисты списали деньги после заполнения конфиденциальных данных.
Аналогичная мошенническая схема была применена в отношении местной жительницы, которая хотела продать свои туфли. Женщине также выслали ссылку, заполнив которую она должна была получить предоплату и оплатить услуги курьера.
Эксперт рассказал, что делать, если с вашей карты украли деньги.
– Оптимальным вариантом будет заблокировать карту и оформить перевыпуск. Далее нужно составить заявление на возврат средств, которое, в большинстве случаев, рассматривается 30 дней. Вместе с блокировкой карты необходимо написать заявление в полицию о мошеннических действиях, – рассказал эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский.
Банк обязан вернуть средства, если клиент сообщил о краже не более чем через сутки после факта и не нарушал правил безопасности хранения карты – не сообщал никому ПИН или CVC-коды, не хранил ПИН вместе с картой.