В 2011 году на волне реформирования системы МВД на Кубани, как и по всей стране, были закрыты все медвытрезвители. Эта участь постигла и единственный вытрезвитель Краснодара. Располагался он недалеко от Кубанского госуниверситета. В свое время добрая часть мужского населения кубанской столицы хоть раз, да воспользовалась его «услугами». Сегодня многие, проходя мимо неприметного здания, даже не знают, что здесь находилось то самое легендарное заведение, которое стало поводом для множества анекдотов и шуток.
Тема вытрезвителей не раз поднималась в сюжетах сатирических журналов «Крокодил» и «Фитиль». Оставила она неизгладимый след и в советской песенной культуре. К примеру, в легендарном произведении Владимира Высоцкого «Милицейский протокол» во всех красках рассказана история двух незадачливых друзей, которых после пьяного дебоша принял милицейский наряд. Один из них обращается к собутыльнику Сереге: «Приятно все же, что нас здесь уважают. Гляди, подвозят, гляди, сажают. Разбудит утром не петух, прокукарекав. Сержант подымет, как человека».
Не раз попадали в отрезвляющие учреждения и герои любимых кинокомедий. «Свой человек» в вытрезвителе – главный герой комедии «Афоня» сантехник Афанасий Борщев. В «Осеннем марафоне» в советский приемник для пьяниц попадает гость нашей страны – датский профессор Хансен, после этого в его лексиконе появляется новое слово «трезвователь». И, конечно же, все помнят эпизод из фильма «Бриллиантовая рука», когда Никулин, наткнувшись на лежащего на земле мужчину, говорит: «На его месте должен быть я!» «Напьешься – будешь», – обещает ему милиционер.
И, наконец, апофеоз темы – фильм «А поутру они проснулись» по повести Василия Шукшина, в котором все действие происходит в вытрезвителе. Герои просыпаются на соседних койках и вспоминают, как провели вчерашний день. Восемь героев – восемь невероятных и веселых историй.
Но все это романтика кино. В действительности смешного было немного.
Жизнь с алкогольным угаром была совсем не радостной – люди, теряющие человеческий облик, пропитые деньги, распадающиеся семьи, горе и слезы… Поэтому вразумляли пьяниц на Руси во все времена. Иван Грозный приказывал сажать их в бочку со спиртным и держать там до тех пор, пока мясо не начинало отслаиваться от костей. Петр I повелевал наказывать владельцев питейных заведений кнутом и большим штрафом в пользу семей, опившихся в их заведениях до смерти.
В Российской империи в начале ХХ века стали строить «Приюты для опьяневших» – первый открылся в Туле в 1902 году. Кучер ездил по городу и подбирал лежавших на улице пьяных, а фельдшер оказывал им посильную помощь. Вскоре подобные заведения появились во всех крупных городах. Содержала их городская казна. Заботились, чтобы пьяные не замерзли, не умерли от интоксикации, не переломали себе руки и ноги, не стали легкой добычей воров. Напившихся до беспамятства приводили в чувство и кормили, для поднятия настроения заводили граммофон, пропившимся до нитки выдавали одежду и обувь. Утром, выпроваживая протрезвевшего, следовало напоить его капустным или огуречным рассолом. И все бесплатно.
После 1917 года все подобные учреждения закрылись. Но уже в 1926 году Совнарком обязал органы НКВД отрезвлять пьяных, собирая их в спецпомещениях. С рабочих и крестьян за эту услугу брали по 2 рубля, с нэпманов, инженеров, служащих и людей свободных профессий – по 5 рублей. А в 1931 году в строй вернули вытрезвители. Работали они под ведением Народного комиссариата здравоохранения, пока Лаврентий Берия в 1940-м не передал их в ведение грозного НКВД. И праздно шатающихся по улицам алкоголиков заметно поубавилось.
Вновь работы у медвытрезвителей прибавилось, когда Никита Хрущев запретил продажу водки в розлив на предприятиях общепита, кроме ресторанов. Соображать на троих стали в подворотнях, на лавочках и в ближайших кустах, иногда тут же падая замертво.
Перебравших людей привозили в «ночлежку», а когда они приходили в себя, выписывали штраф и отпускали домой. После проведенной в вытрезвителе ночи советских алкоголиков осматривал фельдшер, а перед выпиской им давали квитанцию на оплату услуг. В разные годы сумма варьировалась от 25 до 35 рублей – примерно четверть средней зарплаты. О факте злоупотребления алкоголем непременно сообщали на работу. Когда докладная о том, что рабочий или студент побывал в вытрезвителе, оказывалась на столе у руководства, провинившегося ждали «доска позора», выговор, лишение премии или путевки в санаторий. Студента могли отчислить из вуза. Если все это не останавливало нарушителей и они попадали в вытрезвитель больше трех раз в году, их отправляли на общественно полезные работы, в наркологические отделения для обследования и даже принудительно – в лечебно-трудовые профилактории. Советская машина строго следила за нравственностью граждан.
Но в начале 90-х волной перестройки захлестнуло и систему вытрезвителей. После распада Союза уже никто не сообщал об «аморалке» на работу, и в новых реалиях вытрезвители превратились в карательные учреждения, где «пациентов» регулярно обчищали в дополнение к внушительному счету за оказанные услуги. Жертвы, среди которых зачастую встречались приличные, просто немного подвыпившие люди, стали жаловаться на ущемление прав человека.
Когда началась реформа МВД, правительство вышло с инициативой, что из структуры министерства необходимо изъять вытрезвители, передав их в систему здравоохранения. В октябре 2011 года были закрыты все спецучреждения на территории страны.
После закрытия вытрезвителей весь поток нетрезвых людей хлынул в медицинские учреждения. Пьяниц в тяжелом алкогольном опьянении или алкогольной коме стали доставлять в токсикологические, реанимационные или терапевтические отделения больниц.
Заместитель главного врача по станции скорой медицинской помощи БСМП Краснодара Елена Геращенко вспоминает время, когда она работала в бригаде скорой помощи:
– Вытрезвители нас здорово выручали. Система эта была отлажена, вопросов не возникало. Мы везли пьяных людей, которые заснули в общественном месте, в вытрезвитель, где они проспятся и пойдут домой. Сейчас же мы расцениваем состояние пьяного человека как отравление, потому что у него нарушено сознание, и везем его в реанимацию. Там он, естественно, занимает койку, которая очень нужна людям с тяжелыми, угрожающими жизни заболеваниям. Мнение однозначное – вытрезвители нужно восстанавливать.
К тому же работники скорой могут припомнить немало случаев, когда, пригревшись в машине, пьяные приходили в сознание и начинали буянить, ломали аппаратуру, наносили травмы сотрудникам. В таких случаях приходилось вызывать полицию, разбираться, писать заявления.
Да и должны ли извозом выпивох заниматься бригады скорой помощи, которым и так хватает вызовов к сердечникам, роженицам, на ДТП? Врачи заниматься пьяницами, когда в их квалифицированной медицинской помощи нет нужды? А пациенты больничных отделений терпеть буйных соседей с перегаром? Вопросы не только риторические, но еще и правовые.
Десять лет страна жила без вытрезвителей. Заглянув в неутешительную статистику, депутаты поняли, что отрезвляющие учреждения пора возвращать. По причинам алкогольного опьянения в стране ежегодно гибнет более 50 тыс. граждан, в том числе от переохлаждения на улицах – 8–10 тыс. человек. Кроме того, оказавшись на улице в беспомощном состоянии, такие лица нередко становятся жертвами противоправных посягательств, говорится в пояснительной записке. Еще одно следствие – рост «нетрезвой» преступности примерно на 35 процентов со времени отмены системы.
Как сообщил руководитель пресс-службы ГУ МВД России по Краснодарскому краю Александр Рунов, на Кубани только в 2020 году в состоянии алкогольного опьянения совершено 6290 преступлений и правонарушений, 119 – в состоянии наркотического, 3 – токсикологического опьянения.
Первые предложения о возвращении вытрезвителей появились в 2018 году, а 22 декабря прошлого года Госдума приняла закон о восстановлении в России системы вытрезвителей. Президент России подписал соответствующий документ, согласно которому регионы с 1 января 2021 года получают право создавать платные медицинские вытрезвители.
Авторы законопроекта обосновывают необходимость вытрезвителей тем, что людям в состоянии алкогольной интоксикации легкой и средней степени не требуется квалифицированная медицинская помощь для ее преодоления. Достаточно наблюдения, чтобы исключить вероятность ухудшения состояния их здоровья.
Вопрос об организации городских вытрезвителей задали во время недавнего пресс-брифинга мэру Краснодара. Евгений Первышов ответил, что пока нет понимания, в чьем ведении будет этот вопрос – региональной или муниципальной власти.
– Бывший медвытрезвитель, который у нас был, ликвидирован, его не существует. Посмотрим, чьи это будут полномочия, кому они будут перераспределены. И дальше уже будем думать. Я смотрел поправки в закон – они предполагают наличие частных вытрезвителей. Главное, чтобы потом не получилось какого-то перегиба, когда частный вытрезвитель в угоду того, чтобы у него были, так сказать, «клиенты», будет забирать, как только человек на улице появился в нетрезвом виде. Такая сомнительная история, – сказал глава Краснодара.
Напомним, что закон не обязывает региональные власти создавать платные вытрезвители, он лишь предоставляет им право открывать подобные центры. Но вытрезвители уже действуют в 20 субъектах РФ. В этих регионах заметно снижается уровень «пьяной преступности», идет на спад и количество смертей в результате алкогольного опьянения.
Председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев называет возвращение системы вытрезвителей мерой, в первую очередь, гуманной и профилактической – это тысячи спасенных жизней.
Согласно новому закону, доставлять в такие учреждения граждан полицейские смогут в порядке, установленном МВД России по согласованию с Минздравом России. В пояснительной записке к документу сказано, что, перед тем как поместить гражданина в вытрезвитель, его обязательно осмотрит медицинский работник. Он определит, в каком именно виде помощи нуждается человек, после чего примет решение, куда его доставить. Это необходимо, чтобы исключить заболевание, при наличии которого человеку требуется госпитализация.
Если он, например, разбил голову, то его отвезут в больницу. А если он станет проявлять агрессию, то будет помещен в участок. Медицинское наблюдение предусмотрено и в период вытрезвления.
Планируется уделить большое внимание взаимодействию медицинских, наркологических служб и органов правопорядка. Сейчас, к примеру, депутаты работают еще над одним законопроектом. Он касается принудительного лечения от алкоголизма тех людей, которые, по заключению врачей, в нем действительно нуждаются. При этом окончательное решение останется за судом, который наделят правом отправлять зависимых на обязательное лечение.
Во Франции «камеры протрезвления» существуют при каждом полицейском участке. В вытрезвители разрешено помещать даже несовершеннолетних и «лишь слегка подвыпивших» – для профилактики.
В Финляндии вытрезвители призваны уберечь подвыпившего гражданина от замерзания и обморожения в холодное время. Цена – порядка 300 евро.
В Великобритании вытрезвители находятся на балансе министерства здравоохранения, а не полиции. Они работают только в праздники.
В Канаде существует специальная служба «Красный нос», которая довозит подвыпивших людей до дома, но за деньги. Человека в состоянии сильного алкогольного опьянения везут в больницу.
В большинстве штатов США полиция не имеет права задерживать лиц в нетрезвом состоянии, если те не нарушают закон.