Рассмотрение проекта закона об упрощении регистрации гаражей и земельных участков, на которых они расположены, в Госдуме стартовало еще в начале 2020 года. А прежде чем внести в Думу, закон разрабатывался Минэкономразвития РФ совместно с Росреестром два года.
«Гаражную амнистию» можно сравнить с уже известной «дачной амнистией». Суть законопроекта – в возможности получения в собственность земли, на которой построен гараж, бесплатно. Предусматривается одновременный государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на гаражное строение и землю под ним.
– Попасть под амнистию могут не все гаражи, существует ряд требований. Во-первых, сама постройка должна быть отдельно стоящей, капитальной, одноэтажной, с фундаментом и со стенами. Также гараж может быть блокирован общими стенами с другими гаражами в одном ряду, иметь общие с ними крышу, фундамент и коммуникации. Гаражи-ракушки, подземные гаражи, а также строения на индивидуальном участке не попадают под амнистию, – рассказал директор филиала Кадастровой палаты по Краснодарскому краю Иван Сулим. – Кроме того, гараж должен быть построен до 30 декабря 2004 года, когда вступил в силу Градостроительный кодекс РФ, и должен стоять на государственной или муниципальной земле, притом что эта земля была предоставлена гражданину организацией, например кооперативом или работодателем, либо выделена другим способом. Под «гаражную амнистию» попадают только официально разрешенные постройки. Самовольные и стихийно возведенные гаражи учитывать не будут. Учтены в законе и права инвалидов. Если у человека с ограниченными возможностями здоровья есть некапитальный металлический гараж, то он может стоять вблизи места жительства инвалида, но без предоставления земельного участка.
Новый закон вступит в силу 1 сентября 2021 года и будет действовать до 2026 года, соответственно, у граждан будет пять лет, чтобы заявить о своих правах на строение. Речь идет о гаражах, возведенных на муниципальной земле. Если земля никому не принадлежит, значит невозможно ее продать, подарить, унаследовать или взять кредит на ее приобретение. Появление владельца позволит совершать сделки с недвижимостью. К тому же государственную землю власть может изъять для собственных нужд или отдать под застройку, в результате чего автовладельцы лишатся гаражей и, вероятно, не получат никакой компенсации – при этом совершенно законно, ведь земля им не принадлежит.
Нужны документ о предоставлении или выделении земельного участка и схема расположения земельного участка (если его предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории).
Если перечисленные документы отсутствуют, можно представить один из следующих документов:
договор о подключении гаража к сетям инженерно-технического обеспечения;
договор об оплате коммунальных услуг;
документы, подтверждающие оплату коммунальных услуг гражданином;
документ, подтверждающий проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации гаража до 1 января 2013 года, в котором заявитель указан в качестве правообладателя.
Помимо перечисленных в законе документов, каждый регион сможет расширить список бумаг, которыми можно доказать право владения. Приватизировать бесплатно гараж и землю под ним сможет не только первоначальный владелец, но также его наследник.
В Краснодарском крае уже несколько лет ведется борьба с незаконно установленными гаражами. Снесено уже несколько тысяч. В основном это крупные города: Краснодар, Сочи, Новороссийск. В краевой столице, например, добровольно или принудительно убраны постройки в Юбилейном микрорайоне, на улицах Новороссийской, Яна Полуяна. В октябре прошлого года принято решение о сносе почти 500 гаражей на улице Димитрова. Там, между полями футбольной академии и озером Карасун, освободится почти 2 га муниципальной земли. Все эти старые ржавые железные коробки не добавляли привлекательности городу-миллионнику, не вписывались в генплан. На освободившихся территориях строятся социально значимые объекты: школы, детские сады, поликлиники. При этом сносить бездумно что попало власти не будут.
А в Сочи проблема незаконных гаражей стоит еще острее, поскольку там многие постройки двух-трехэтажные и к тому же жилые! Местные власти признаются: это серьезная угроза и безопасности людей, и экологии курорта. Такие гаражи не приспособлены для жизни – при их строительстве не соблюдались никакие нормы безопасности, там не проведены инженерные сети, нет даже канализации. Долгие годы проблема гаражных кооперативов, где живут тысячи человек, не обсуждалась. Первые тревожные нотки для владельцев такой недвижимости прозвучали еще при экс-мэре Сочи Анатолии Пахомове. Тогда начались частые проверки жилых гаражей. Нарушений находилась масса. Представители миграционной службы нередко находили там жителей соседних республик, не оформивших необходимые для работы и пребывания в городе документы. У кооперативов отсутствовало подключение к системе водоотведения. Серьезной проблемой для олимпийской столицы считает подобные постройки и нынешний глава Алексей Копайгородский.
– Понятие «жилой гараж» – это нонсенс. Гаражные кооперативы, которые разрослись в жилые кварталы из-за надстройки лишних этажей, представляют серьезную проблему для города. Оформить такой гараж как жилье не представляется возможным. В действующем российском законодательстве нет такого определения – «жилой гараж». И вводить его – это никак не относится к компетенции муниципальных органов, – отметил Алексей Копайгородский в одном из интервью.
Владельцы сочинских «гаражных таунхаусов» очень надеются на сентябрьскую амнистию. Якобы она должна им помочь узаконить свои постройки, которые даже сейчас пользуются спросом у покупателей. Объявлений на специализированных сайтах сотни. И стоят такие «таунхаусы» недешево – от 1 млн до 10 млн рублей. А в поселке Лоо можно приобрести гараж площадью целых 317 квадратных метров! На берегу моря, с сауной и комнатой для бильярда, собственным спуском к морю, а также лебедкой для спуска и подъема лодок. Стоит такое «счастье» 40 млн рублей.