Кубанские Новости
Общество
Полина Фалина

Сергей Новожилов: «Я переживаю за нашу молодежь»

Сергей Новожилов: «Я переживаю за нашу молодежь»
Сергей Новожилов
Фото: Юрий Ходзицкий
Основатель российских кинофестивалей рассказал о современном кинематографе, чае из банок и новом проекте в Новороссийске.

Его называют «отцом российских кинофестивалей». И неудивительно. Только на Кубани у него несколько проектов. Это фестиваль «Киношок» в Анапе, «Провинциальная Россия» в Ейске, а в этом году Сергей Владимирович стал еще и художественным руководителем нового патриотического кинофорума в Новороссийске «Малая Земля». Однако о том, каков был его путь к успеху, практически ничего не известно. Сергей Новожилов восполнил этот пробел в эксклюзивном интервью «КН».

– Как вы решили связать свою жизнь с кинематографом?

– Я, как и многие, в детстве мечтал работать в кино. Мы жили в Сыктывкаре, куда родителей направили после лесотехнического института. Всегда с теплотой вспоминаю то время. Я много чем тогда увлекался: играл на фортепиано, рисовал, ходил на лыжах. Собирал марки, значки и, конечно, фотографии актеров. Но решил, что артистом мне не стать – я был слишком скромным и зажатым. Просто хотел «вариться» в этом процессе. Но как? Позже жизнь сама предоставила удивительную возможность.

– Каким образом?

– Когда мне было 13 лет, мы переехали в город Калинин, ныне Тверь. Там же я окончил исторический факультет с красным дипломом. Одновременно занимался комсомольской деятельностью. Я вообще был активистом – всегда что-то возглавлял и чем-то руководил. И меня избрали на должность секретаря комитета комсомола университета.

Однако проработал я недолго. Как-то вместе со студенческой агитбригадой мы поехали по области с концертами. И однажды нашим ребятам заплатили деньги за выступление. Меня вызвал ректор, потом обсуждали на бюро обкома комсомола. И я, не выдержав напора, упал в обморок. С неврозом попал в психоневрологический диспансер. Конечно, от должности меня освободили. Этот случай резко изменил мою судьбу. Был и второй…

– Какой же?

– Расскажу. Позже я начал заниматься историей градостроения.

Как раз в это время и произошла судьбоносная встреча с Таисией Долговой. Она вела занятия на факультетах общественных профессий, а еще устраивала творческие вечера советских актеров в Калинине. Как-то после лекции я набрался смелости, подошел к ней и признался в любви к кино. «Так что же ты? Надо что-то делать. Завтра приезжает народная артистка Советского Союза Вера Васильева. Встретишь ее», – сказала она. У меня аж дыхание перехватило. Но с задачей я справился.

Позже, работая в управлении кинофикации, стал привозить в Калинин и других актеров. Тогда я познакомился с Ниной Ургант, Игорем Костолевским, Володей Шевельковым. Валя Талызина часто рассказывает, что Новожилов ее подкупил тем, что все платили ставку, а он пообещал ставку с четвертью (улыбается). В общем, моя киножизнь закрутилась.

– Как появилась идея первого кинофестиваля?

– Я устроился работать оргсекретарем Всесоюзного объединения молодых кинематографистов, общался со многими актерами: Женей Жариковым, Еленой Драпеко, Ирой Шевчук. И как-то предложил Гильдии актеров сделать фестиваль. Так родилась идея «Созвездия». Где? Конечно, в Калинине. С большим энтузиазмом актеры сами обзванивали коллег: на первое совещание пришли Андрей Мягков, Лия Ахеджакова. Такого кинопроекта больше не было ни до, ни после, потому что там побывали все звезды советского экрана.

– В этом году фестивалю «Киношок», который вы основали в Анапе, 30 лет. Каким будет юбилейный кинофорум?

– Пока сказать сложно. Сейчас мы с Ириной Шевчук определяемся с датами… К слову, тогда, 30 лет назад, начали мы его очень мощно (улыбается). Я пригласил Иру в Анапу. Представьте: февраль, холод, свет отключили. В темном холле гостиницы подумали, что Шевчук и Новожилов – это мужчины, и хотели заселить нас в один номер. Ира меня спрашивает: «Куда ты меня привез?» На следующее утро мы пошли к главе города Валентину Машукову. Он нас выслушал и сказал: «Времена сложные. Помогать не буду, но и мешать тоже». Шел, на минуточку, 1992 год. Когда искали санаторий для артистов, зашли в «Нефтяник Кубани». Там нас напоили чаем в баночках из-под майонеза. Все это, наверно, и позволило родиться названию «Киношок». И первый фестиваль полностью соответствовал ему. Мы с Ириной выходили в скафандрах на сцену, где был рассыпан песок. А чтобы зайти в зал, нужно было пройти через пляжные раздевалки.

Во время церемонии режиссер включил вонючую воду, а каскадер, изображавший пьяного, упал с балкона. На сцене должен был выступать Сергей Пенкин, но его нигде не было. Обнаружили певца на пляже – оказывается, тот катался на ослике. На этом первом кинофоруме побывали многие: от Маши Распутиной до Петра Мамонова, от Станислава Говорухина до Романа Виктюка. Ко всему прочему приз за лучшую мужскую роль получила актриса, сыгравшая лесбиянку, а за женскую, наоборот, актер... Конечно, со временем формат фестиваля изменился.

– Новый кинофорум в Новороссийске «Малая Земля» имеет патриотическую направленность. Вы считаете, что таких фильмов сейчас не хватает?

– Да, уверен в этом. Я смотрю новости, и меня тревожит то, что происходит в мире. Это не поза и не красивые слова. Я очень переживаю за молодое поколение: многие перестали читать книги, интересоваться подлинной историей, ушли в соцсети. Как молодой человек, который не имеет внутреннего стержня, может в этом мире лжи сориентироваться? Наш фестиваль призван восполнить этот пробел. Я понимаю, что это капля в море. Но если этим совсем не заниматься, то ничего и не будет. У «Малой Земли» есть все предпосылки, чтобы стать авторитетным фестивалем. Хочу выразить благодарность главе Новороссийска Игорю Дяченко и администрации города-героя, а также директору фестиваля Федору Горбатенко за огромную поддержку в его организации.

– Бытует мнение, что современное российское кино делится на два типа: крутое, но депрессивное вроде «Левиафана» либо просто откровенно плохое. Вы с этим согласны?

– Нет, категорически не согласен. Вообще, авторское кино снимать легче, чем классное жанровое. Попробуйте сделать сейчас фильм такого уровня, как «Москва слезам не верит». Я не говорю, что киноленты должны быть сплошь оптимистичными. Так, великие картины Тарковского и Шукшина радостными не назовешь. Или вот, например, военная драма «Баллада о солдате». На мой взгляд, это самый целомудренный и тонкий фильм о любви. Все сделано на полутонах, но смотришь на героев Ивашова и Прохоренко и понимаешь весь трагизм войны и любви, которую убила эта война. Понимаете, в тех фильмах не было ни мата, ни «чернухи», ни пошлости, а была реальная жизнь и надежда. Искусство без надежды – путь в никуда. К счастью, и сейчас есть хорошие киноленты. К примеру, на фестивале в Новороссийске это фильм Эдика Парри «От печали до радости», где в центре сюжета история дружной семьи. Или спортивная драма «На острие» о лучшей саблистке мира, которую сыграла Светлана Ходченкова. Считаю, современному кинематографу надо искать «золотое сечение» – сочетание профессионализма и обращения к широкому кругу зрителей. Ну а наши фестивали этому только способствуют.