Что власть собирается делать с постоянно растущими ценами? Будут ли объявлены новые меры социальной поддержки в условиях пандемии? Настанет ли в следующем году эра куар-кодов или все обойдется? Сколько продлится новое обострение отношений между Россией и Западом? Наконец, что же будет с Родиной и нами?
Эти и еще сотни вопросов могут прозвучать 23 декабря во время ежегодного общения Владимира Путина с прессой.
И не только прозвучать. На каждый из них будет дан обстоятельный ответ главы государства. Некоторые фразы с мероприятия облетят земной шар в качестве российского ответа на внешнеполитические вызовы. А другие сформируют внутреннюю повестку, станут конкретными поручениями органам власти. Что бы ни говорили, но 17-я по счету большая пресс-конференция главы государства, несмотря на традиционность формата, просто обречена стать важнейшим событием в конце нынешнего года.
И дело не только в том, что она является площадкой для заявлений Путина по различным актуальным вопросам. Хотя, в конце концов, где еще делать заявления, как не перед столь широким представительством средств массовой информации? Итоговая пресс-конференция наряду с ежегодной прямой линией – наиболее эффективные способы установить прямую, без посредников, связь между руководителем страны и народом. Услышать о том, что волнует людей, не из правительственных докладов, справок администрации президента или отчетов губернаторов, а непосредственно от самих людей. Или их представителей – журналистов. Поэтому миллионная аудитория каждый раз смотрит все три-четыре часа прямого эфира и думает: зададут ли вот этот, мой вопрос? И какой я услышу на него ответ?
Есть еще один немаловажный психологический аспект. В президентской республике, когда очень многое в стране зависит от одного человека, очень важным является то, как в общественном сознании оценивается физическая и интеллектуальная «ресурсность» главы государства. Если Путин может, что называется, без бумажки три с половиной часа отвечать на вопросы по различным направлениям общественной жизни, поражая собеседников знанием материала, значит он вполне способен и дальше руководить таким огромным хозяйством, как Россия. В этой связи успешное проведение такого «марафона» каждый раз является своеобразным вотумом доверия президенту со стороны его страны.
А для тех, кто сомневается в реальности происходивших событий, я, как участник уже трех итоговых пресс-конференций Путина, могу со всей ответственностью заявить: все, что показывают в телевизоре, на самом деле происходит в зале. И каждый раз на третьем-четвертом часу мероприятия поневоле начинаешь уважать человека, способного столь длительное время держать внимание аудитории, да еще умудряясь при этом шутить.
Ну а что касается грядущей встречи с журналистами, то здесь нетрудно предугадать, какие темы станут основными. Естественно, коронавирус, будь он неладен, а также уместность введения в связи с пандемией ограничительных мероприятий. Далее – огромный социальный блок, начиная от роста цен (а он в нынешнем году очень болезненный) и заканчивая вопросами повышения и индексации пенсий и других социальных выплат. Без сомнения, найдется место для обсуждения проблем экологии. Тут реально есть что обсуждать на самом высоком уровне. Вполне может быть поднят вопрос о СМИ – иностранных агентах, благо на пресс-конференции будут представители таких средств массовой информации. Ну и, наконец, огромный внешнеполитический блок вопросов: глобальная безопасность, «Северный поток – 2», ситуация на Украине, взаимоотношения с Китаем и так далее.
Но и в такой плотной тематической повестке обязательно найдется какой-то вопрос вроде вятского кваса.
Так что смотрите большую пресс-конференцию. Абсолютно уверен, что эти несколько часов вы проведете с пользой.