Кубанские Новости
Общество
Галина Петрова

Санкции – не катастрофа: продуктов хватит всем

Санкции – не катастрофа: продуктов хватит всем
Фото: Михаил Ступин
Сможет ли Кубань прокормить себя в нынешних экономических условиях? Как обстоят дела с запчастями на импортную сельхозтехнику и

На эти и другие вопросы в прямом эфире на электронной платформе «Объясняем. Кубань» ответил заместитель министра сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Владимир Сухомлинов.

Вопросы, которые жители Кубани прислали заранее, а также во время трансляции в интернете, задавал руководитель краевого Центра управления регионом Юрий Шевченко.

О ценах на сахар и овощи

– Сегодня подорожали многие овощи: картофель, капуста, морковь, лук и другие. Почему это происходит? Это связано с санкциями или чем-то другим?

Сухомлинов
Владимир Сухомлинов
– Овощи – это сезонная продукция. Когда мы убираем их с поля, это одна цена. А когда производители несут затраты на хранение, на доработку – уже другая, более высокая. Поэтому и выросли цены. Это обычная ситуация, такое сезонное повышение происходит ежегодно и связано исключительно с возросшими затратами на хранение овощей. Ждем нового урожая, и цены снова упадут.

Кстати, в прошлом году в крае произведено 420 тысяч тонн овощей, в том числе 150 тысяч тонн – так называемый борщевой набор, также около 129 тысяч тонн картофеля. Этот объем полностью покрывает нужды населения региона. В этом году планируется увеличение площадей, занятых под овощи, особенно в открытом грунте.

– Цена на сахар выросла почти в два раза. Кроме того, этот продукт исчез с полок магазинов. Почему так произошло и что с этим делать?

– В настоящее время ситуация исправляется. Запасов сахара в крае предостаточно, в складах наших предприятий имеется в наличии еще 370 тысяч тонн. Этого вполне хватит до урожая следующего года.

Повышенный ажиотаж вокруг этого продукта был связан со спекулятивными моментами. Резкий скачок цены произошел из-за того, что товар не был представлен на полках, так как его попросту в один момент «выгребали» в торговых сетях.

Некие товарные промежуточные запасы, которые хранились на складах быстрого доступа, быстро исчерпались. Грубо говоря, звенья логистических цепочек просто не успевали доставлять этот товар на полки. Это и привело к скачку цен.

Только за последнюю неделю в торговые точки края было отгружено 11 тысяч тонн сахара, а всего за март – около 111 тысяч тонн. При этом есть такая цифра: в среднем за год Кубань вместе со всеми туристами потребляет 240 тысяч тонн. Что это значит? Что идет ажиотажный спрос. Но повторюсь, на сегодняшний день ситуация исправляется. Наши заводы, отгружающие и фасующие продукт, перешли на двухсменный график работы.

Важно сказать, что Краснодарский край производит 25 процентов всего российского сахара. В прошлом году мы произвели 1 миллион 252 тысячи тонн этого продукта. В третьей декаде августа, когда начнется уборка сахарной свеклы, стартует новый цикл производства этого продукта. Так что без сахара Кубань не останется.

О виноделии и семенах

– В последние годы в агропромышленном комплексе Краснодарского края произошли огромные изменения к лучшему. В частности, был принят закон о виноградарстве и виноделии, который определил статус виноградопригодных земель. Наш регион – один из лидеров в стране по производству вин, и эта продукция неплохо шла на экспорт. Как сегодня, с учетом сложившейся ситуации в мире, развивается винный рынок?

– Действительно, доля кубанских вин сегодня в общем объеме этого товара в стране составляет 50 процентов. Они востребованы как на российском, так и на зарубежных рынках и зачастую по качеству не уступают, и даже выигрывают у европейских аналогов. Только в прошлом году наши вина завоевали 96 наград на международных выставках. И сегодня, во время санкций, у кубанских виноделов, наоборот, есть шанс занять свободные ниши внутри российских регионов. В конце апреля в Краснодаре пройдет выставка «Vinorus-2022» – самая крупная на юге России выставка вин и алкогольных напитков. На участие уже заявилось 21 винодельческое хозяйство Кубани, и это не предел. Ждем от этого события максимальных результатов в плане востребованности продукции на внутреннем рынке страны.

– Достаточно ли в крае посадочного материала сахарной свеклы? Насколько известно, доля импортных семян этой культуры превышает российские.

– В этом году планируется засеять сахарной свеклой 200 тысяч гектаров, это на 10 тысяч гектаров больше, чем в прошлом году. На сегодняшний день в 19 муниципалитетах края приступили к севу этого корнеплода. Уже посеяно 16 тысяч гектаров, в почву внесены удобрения в положенные сроки.

Что касается семян, то они приобретены на 100 процентов от потребности. Сегодня уже думаем о том, как покрыть потребность в обеспечении семенами на 2023 год. К сожалению, пока иностранных семян свеклы на наших полях больше. Но впереди есть целый год, чтобы решить вопрос. Активно этим занимаемся, работаем с наукой.

Уверен, наши заводы по производству сахара полностью будут обеспечены сырьем.

Сегодня перерабатывающие предприятия продолжают ремонт оборудования и готовятся к новому сезону. В общем кубанские сахарные заводы способны переработать за год 12,5 миллиона тонн свеклы.

Об упаковке и экспорте зерна

– Зависит ли кубанская пищевая промышленность от иностранных поставщиков упаковочных материалов? Насколько в этом плане нас коснулись санкции? Обеспечены наши предприятия сырьем, чтобы оформить вкусную и натуральную продукцию надежной и красивой упаковкой?

– Что касается тары, то сейчас самый острый вопрос – жестяная банка, так как большая часть жести завозится из-за рубежа. В настоящее время мы активно работаем в этом направлении, ведем переговоры с российскими заводами. На предмет того, чтобы жесть, которую они производят, максимально подходила под условия консервных заводов и перерабатывающих предприятий.

В ближайшее время состоится совещание с руководителями предприятий, где будем решать и другие проблемные вопросы, касающиеся фасовки. Да, частично оказались разорваны логистические цепи, и их надо максимально быстро восстановить.

Для сельского хозяйства Кубани со вводом санкций принципиально ничего не изменилось. Аграрии адекватно реагируют на все вызовы времени.

Часть фасовки завозилась из стран Европы, теперь, возможно, какие-то материалы будут завозиться через страны Азии, Турции, через Каспийское море. Уверен, в ближайшее время проблема будет решена, нашим аграриям не стоит переживать по этому поводу. Тем более что этот вопрос на особом контроле в правительстве России, у губернатора края Вениамина Ивановича Кондратьева.

– Наш край экспортирует достаточно много зерна. Изменились ли в связи с санкциями объемы экспорта этого товара? Если да, то как мы будем выходить из этой ситуации?

– На сегодня экспорт зерна ограничен только в страны ЕЭС, а это из общего объема составляет всего четыре процента. Для наших сельхозпроизводителей это абсолютно не опасно. Основной поток зерна идет в Турцию и Египет, с этими странами проблем в плане торговли нет.

Хочу заверить, что экспорт в Краснодарском крае будет развиваться и дальше. Основная экспортная составляющая региона – зерно. Мы стараемся наладить более глубокую его обработку. А это и дополнительные рабочие места, и более высокая стоимость.

О технике и хлебе

– Насколько кубанские предприятия обеспечены техникой, готов ли машинно-тракторный парк к новому полевому сезону? Насколько мы зависим от поставок запчастей, компонентов от иностранных производителей?

– Да, техникой мы обеспечены полностью. В настоящее время полным ходом продолжается яровой сев. В поля вышло более 30 тысяч агрегатов. Конечно, большая часть техники произведена зарубежными компаниями, в том числе 61 процент – техника белорусская. Проблем с запчастями из этой страны не будет, мы тесно сотрудничаем. Что касается европейских государств, которые нам поставляют фильтры, масла, другие материалы, – торговые цепочки налажены, сотрудничество продолжается.

С техникой в крае проблем нет, так как она постоянно обновляется, максимально новая. Только за минувший год наши хозяйства приобрели машин на 15 миллиардов рублей, в 2020-м – на 12,5 миллиарда. Предприятия при этом активно пользуются государственными программами, проектами Росагролизинга. В общем, техника готова и будет работать. В этом плане министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края тесно сотрудничает с краевым департаментом промышленности. И если каких-то запчастей не хватает, вопрос оперативно решается с помощью российских или белорусских заводов.

– Что будет с ценами на хлеб? Возможно, будут выделяться какие-то субсидии для поддержания и стабилизации существующих цен?

– Хлеб – один из основных продуктов питания в нашей стране. На сегодняшний день у нас во всех торговых сетях имеются отдельные полки с социальным хлебом. Такой товар имеет минимальную наценку либо вообще не имеет.

Для поддержки хлебобулочных производств и удержания цен на социальный хлеб правительством и Министерством сельского хозяйства России выделены дополнительные средства в регион, в размере 88 миллионов рублей. Краснодарский край также выделил на эти цели 12 миллионов рублей. В итоге мы сможем просубсидировать около 40 тысяч тонн выпуска этой важной продукции.

На сегодняшний день идет процесс оформления документов, и в ближайшее время предприятия получат дополнительные средства. Благодаря этому социальный хлеб не будет расти в цене. Конечно, инфляция неизбежна, но рост цены в магазине, благодаря господдержке, не будет значительным.

Здесь важно коснуться темы сырья для производства хлебобулочных изделий. Краснодарский край полностью обеспечен собственной мукой. Заводы, производящие муку, готовы при необходимости увеличить объемы выпуска еще на 30 процентов. В настоящее время в регионе запас этого продукта составляет 3,2 тысячи тонн, на складах хранится 1 миллион 200 тысяч тонн пшеницы. Поэтому беспокоиться о нехватке муки и хлеба не стоит.

«Мы работаем»

– Есть ли возможность сегодня закупать семенной материал и средства защиты растений не только российского производства, но и зарубежного?

– Что касается средств защиты растений (СЗР), то сегодня нет никакой информации о том, что лидеры европейской химической промышленности прекратили их поставки. Никто не ушел с рынка, несмотря на громкие заявления. Думаю, будут и дальше поставлять СЗР.

Кроме того, достаточно большое количество средств защиты растений поставляется к нам из Китая и производится в России. Уверен, с этими препаратами проблем не будет.

Растениеводы полностью обеспечены всем необходимым для успешного проведения сезонных полевых работ.

Удобрения, как мы уже говорили, используем на 100 процентов российские. По семенному материалу тоже опасений нет. На текущий год весь необходимый семенной материал в крае имеется в наличии. Повторюсь, что уже на следующий год мы на 100 процентов обеспечены семенами кукурузы. Что касается семян подсолнечника, то 30 процентов площадей мы засеваем семенами российской селекции, 70 процентов – иностранными гибридами. Ученые в настоящее время усиленно работают и за год, уверен, смогут создать необходимый объем. Что касается сои, это 100 процентов наши семена. То же самое по пшенице и рису.

– В нашем крае, в интернете, набирает обороты флешмоб «Мы работаем». Этот проект совместно запустили департамент промышленности и министерство сельского хозяйства края. В своих видеороликах большие и малые предприятия рассказывают о себе. И людям очень интересно это видеть. Давайте подведем итог нашей беседы – насколько изменился агропромышленный комплекс Краснодарского края в условиях санкций?

– Сельское хозяйство Кубани работает и будет работать дальше. И я уверен на все 100 процентов, что население Краснодарского края будет полностью обеспечено продуктами питания.

Может быть повторюсь, но это важно: регион производит 25 процентов всего российского сахара.

Кроме того, мы даем стране в общую копилку 21 процент всего подсолнечного масла. И если проанализировать минувший год, то экспорт масложировой продукции увеличился в два раза. Наше масло востребовано, по качеству оно одно из лучших в мире. Его очень любят не только в Европе, большая часть идет в Китай, причем эта страна постоянно увеличивает объемы покупки растительного масла. Там очень перспективный рынок для наших экспортеров.

Кубань также производит 76 процентов российской рисовой крупы, более 65 процентов детского питания на мясной основе. Недаром говорят: Кубань – житница России.

Мы не только себя обеспечиваем многими видами продукции первой необходимости, но и другие регионы страны. При этом кубанские продукты натуральные, соответствуют всем критериям качества.

Подводя итог, уверенно могу сказать, что для сельского хозяйства Кубани со вводом санкций принципиально ничего не изменилось. Да, есть некоторые разрывы торговых цепочек, но это не носит характер катастрофы. Все проблемы оперативно решаются. На полках магазинов всегда будет еда.

Сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность Краснодарского края достаточно спокойно себя чувствуют.

Мы понимаем все вызовы времени и знаем, как на них адекватно реагировать. Готовы и дальше гарантировать продуктовую безопасность и наличие на полках того ассортимента продукции, который употребляют жители края.