Кубанские Новости
Общество
Елена Кириченко

Владимир Порханов: «Да, у нас звездный коллектив!»

Владимир Порханов: «Да, у нас звездный коллектив!»
Владимир Порханов
Фото: Михаил Ступин
Накануне Дня медицинского работника мы побывали в одной из крупнейших клиник Юга России, ГБУЗ«НИИ-ККБ № 1 им. С. В. Очаповского»

К врачам первой краевой больницы всегда приковано повышенное внимание журналистов – именно здесь делают самые сложные в крае операции, сюда везут самых тяжелых больных в надежде на спасение, здесь делают самые интересные научные открытия. Работа врачей получает заслуженное признание и со стороны пациентов, и со стороны властей.

Вот и в минувший День России копилка наград НИИ-ККБ № 1 им. Очаповского пополнилась еще тремя: главный врач Владимир Порханов был награжден орденом Пирогова, заведующий отделением рентгенохирургических методов диагностики и лечения Алексей Федорченко получил звание Героя труда Краснодарского края, а заведующую инфекционным отделением № 2 – врача-кардиолога Зою Татаринцеву наградили медалью «За выдающийся вклад в развитие Краснодарского края» II степени.

Об этих замечательных врачах «КН» уже не раз писали на своих страницах. Но накануне профессионального праздника решили еще раз сказать им «спасибо» от имени всех наших читателей, среди которых есть немало людей, которые обязаны этим блестящим специалистам жизнью.

Милосердие, долг, самоотверженность

– Владимир Алексеевич, поздравляем вас с получением очередной важной награды. Правильно ли сказать, что она – признание того, что больница и вы, как главврач, отлично справилась с поставленными задачами во время пандемии?

– Действительно, учреждение ордена Пирогова в России произошло в условиях пандемии COVID-19. Его вручают за самоотверженность при оказании медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций, эпидемий, военных действий. Девиз ордена – «Милосердие, долг, самоотверженность», именно эти слова можно считать и девизом наших инфекционных отделений, которые открылись в первые же дни пандемии. Мы постарались начать спасать людей уже тогда, когда весь мир еще не понимал, что делать и как бороться с новой инфекцией. И, на мой взгляд, мы справились.

Наша больница первой начала применять для больных коронавирусом аппараты ЭКМО (экстракорпоральной мембранной оксигенации), и с очень неплохим результатом. С их помощью реаниматологи смогли оказывать максимально эффективную помощь пациентам, находящимся в критическом состоянии с острой дыхательной или сердечной недостаточностью. В распоряжении больницы было шесть аппаратов. Сейчас количество заболевших в регионе сократилось в разы, и мы это тоже почувствовали – в инфекционном отделении больницы осталось всего 20 коек вместо 340.

– Получается, все страшное уже позади, можно, как говорится, выдыхать?

– Надо жить дальше и справляться со всеми задачами, которые ставит перед нами жизнь. На данный момент внимание врачей нашей больницы, как и всей страны, сосредоточено на военной спецоперации, которую проводит Россия. Помощь кубанских медиков нашим воинам пока не нужна, но мы готовы в любой момент эту помощь начать оказывать и делать все, что в наших силах.

Что же касается ковида, то на этом фронте пока рано складывать оружие. Об этом говорит и наш министр здравоохранения России Михаил Мурашко, и многие врачи. По-прежнему есть больные, у которых коронавирус протекает в легкой форме, но присоединяется к тяжелым хроническим заболеваниям. Есть заразившиеся ковидом, которых нужно оперировать либо их недавно прооперировали. И тут без нашей клиники не обойтись. Единственный на сегодня ковид-госпиталь на базе краевой инфекционной больницы не может взять на себя весь необходимый спектр помощи коронавирусным больным. И это заставляет вновь говорить о давно назревших переменах в российском здравоохранении: мы должны уходить от узконаправленных больниц к многопрофильным стационарам. Все должно быть собрано в одном месте: и роддом, и детские отделения, и психиатрия, и инфекция, и онкологическая помощь.

– Звучит как что-то фантастическое…

– Все абсолютно реально – подобные мощные медицинские центры существуют на Западе, они формируются на базе университетов. Я уверен, мы к этому тоже придем. Тот же московский стационар в Коммунарке, который во время пандемии работал как ковид-госпиталь, уже возвращается к своему первоначальному предназначению, он будет работать как крупнейший в стране многопрофильный медцентр. В Новосибирске многопрофильным стал центр, который когда-то занимался только патологиями сердца – теперь там есть и торакальная хирургия, и онкологические отделения, и помощь детям.

И наша больница тоже развивается в сторону многопрофильности – у нас есть онкологическое отделение на 160 кроватей, мы можем проводить химеотерапию, а рак оперируют не только торакальные хирурги, но и специалисты многих других направлений. Думаю, рано или поздно мы будем оказывать помощь и при инфекционных заболеваниях.

Кстати, мой друг, академик Амиран Ревишвили, директор московского института хирургии имени Вишневского, в интервью обозревателю «Российской газеты» Ирине Краснопольской назвал нашу больницу образцом многопрофильной современной больницы. А наш коллектив – звездным коллективом.

– Вы согласны с таким определением?

– Конечно! Я это и сам всем говорю: да, у нас звездный коллектив! Мы собирали лучших врачей по всей стране – в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Санкт-Петербурге. Талантливым людям клиника предлагает отличные условия – предоставляем квартиры, платим хорошие зарплаты. Но если они начинают немножко бронзоветь, то «постукиваем» их, конечно. Врач должен всегда идти вперед и не останавливаться на достигнутом.

– А молодежь к вам может прийти на работу – совсем без опыта?

– Нет, совсем без опыта не берем, конечно. Чтобы начать работать в нашей клинике, молодой специалист должен уже чему-то научиться. К сожалению, наша система образования пока не совершенна, выпускники медицинских вузов мало что умеют. Сейчас нет даже субординатуры, которую в свое время проходил я во время учебы в институте. Это была первичная специализация студентов старших курсов вуза по определенному клиническому профилю. Например, чтобы попасть в ординатуру по хирургии, мы ходили с кафедры на кафедру и смотрели множество операций. Это были операции на легком, на пищеводе, большие грыжи, травматология – словом, весь спектр хирургии. А сейчас даже ординатура по торакальной и кардиохирургии занимает всего два года, это крайне маленький срок. Безусловно, такую систему надо менять.

– Два года пандемии были настоящим испытанием на прочность для миллионов врачей. Коллектив вашей больницы не уменьшился?

– Да, некоторые люди ушли – прежде всего потому, что в столичных клиниках за работу в «красной зоне» платили очень большие деньги. Но на их место пришли новые специалисты – не менее компетентные и профессиональные. И в день медицинского работника я хочу всем пожелать, чтобы наши повседневные зарплаты были не меньше, чем в московских ковидных центрах. Пусть все врачи прежде всего будут здоровы. И никогда не теряют одного из главных качеств – сердобольности, без этого в медицине никак нельзя.

Дорогие коллеги! Примите самые теплые и искренние поздравления с нашим профессиональным праздником – Днем медицинского работника!

Это светлый и радостный день для всех, кто хорошо понимает, что для человека его жизнь и здоровье – самая высокая ценность. Наша работа требует колоссальной ответственности и максимальной отдачи – сил, энергии, собственного здоровья. Но и удовлетворение результатами своей работы, если она выполнена на совесть, несравнимо ни с чем! Все мы выбрали очень тяжелую, ответственную, но очень важную и нужную профессию. К нам идут со своей болью, нам доверяют свое здоровье и жизнь.

Желаю для каждого из вас большой удачи и любви, терпения в нашем деле и здоровья, счастливых дней и благодарных пациентов. Пусть над головой будет мирное небо, а на душе – покой. Желаю также всем нам слаженной работы, взаимоуважения в коллективе, совместных успехов в борьбе за здоровье наших пациентов. Коллеги, будьте сами здоровы, всегда решительны и уверены в своих действиях, верны своим принципам! Ведь ценой наших профессиональных побед всегда является чья-то жизнь.

Порханов22.jpg
В.А. Порханов, главный врач ГБУЗ «НИИ-ККБ № 1 им. проф. С.В. Очаповского», д.м.н., профессор, академик РАН

Чем сложнее цель – тем увлекательнее жить

Врач-кардиолог Зоя Татаринцева, как и многие ее коллеги, за последние два года стала практически многопрофильным специалистом. В пандемию она возглавила одно из инфекционных отделений больницы, и учиться пришлось многому – и тонкостям незнакомых прежде областей хирургии, и основам эпидемиологии, и работе с инфекционными болезнями.

Татаринцева.jpg
Зоя Татаринцева
– Это были очень тяжелые два года, – признается сейчас она. – Когда мы пришли в ковид-отделение в первый день, мы вообще не понимали, что такое инфекционные болезни, что такое коронавирус. И не только мы – весь мир не понимал. И мы учились, наряду со всем миром. Научились спасать – летальность первых дней пандемии вскоре осталась позади. Научились справляться с коронавирусом вместе с другими сопутствующими патологиями. Кардиологи, эндокринологи, пульмонологи, неврологи – мы стали настоящей мультипрофильной бригадой. Было трудно, но я никогда в жизни не боялась трудностей.

Действительно, если оглянуться на предыдущую жизнь Зои Татаринцевой, то можно сказать, что она не просто не боится трудностей – она сама их ищет. Идет туда, где посложнее, где надо преодолевать себя и достигать каких-то немыслимых вершин. В один из самых сложных вузов, медицинский университет, пошла не потому, что мечтала быть врачом – в какой-то степени, хотела проверить себя, получится ли. Поступала за компанию с подругой, но думала: если не понравится, всегда сможет уйти и попробовать что-то другое.

– Ни сложности учебы, ни посещения моргов меня не испугали, – вспоминает Зоя Татаринцева. – Чем больше нагрузки, чем выше планка, чем сложнее цель – тем интересней, увлекательней жить. Наверное, это меня и втянуло в медицину. Проходила расширенную ординатуру по терапии, но сразу знала, что стану кардиологом. На мой взгляд, кардиология – это венец терапии, ее высшая точка (прошу прощения, если обижу каких-то других терапевтов).

И работать Зоя Татаринцева всегда хотела там, где самые сложные случаи и «тяжелые» пациенты. Но в первую краевую больницу после окончания университета устроиться не удалось – здесь была очень высокая планка для врачей, и выпускников без опыта работы не брали. Десять лет проработала в другом стационаре, а потом все же попала на работу в НИИ-ККБ № 1 – как понимает сейчас, совершенно случайно. Но, как говорится, «все случайности не случайны». Именно в этой клинике ей удалось в полной мере реализовать себя как профессионала:

– В нашей больнице можно сделать все, о чем только мечтает врач, для кардиолога здесь доступны все способы лечения пациентов – от медикаментозных до хирургических. Здесь у нас, что называется, развязаны руки, и мы можем лечить не только таблетками. Но самые интересные и запоминающиеся случаи, конечно, это трансплантированные сердца. Этих пациентов мы ведем «от а до я», от момента, когда они впервые попали в поле зрения кардиологов, и до многолетних наблюдений после пересадки сердца. В первый год после трансплантации они регулярно ложатся к нам в стационар, потом встречаемся реже, но знаем об их здоровье абсолютно все. Мало того, мы знаем обо всех важных событиях их жизни, свадьбах, крестинах, рождении детей и внуков. Эти пациенты по-настоящему становятся частью нашей семьи, а мы – их.

Медицина – эта та профессия, которой нельзя отдаваться наполовину, уверена Зоя Татаринцева. В ней надо растворяться и постоянно совершенствоваться, каждый день стремиться к чему-то новому, повышать свои компетенции. Именно это должны понимать сегодняшние ребята, которые мечтают стать врачами.

– Тот, кто решит связать свою жизнь с медициной, должен быть готов довольно часто поступаться своими интересами, своими желаниями. На первом месте у вас всегда будут стоять интересы пациентов. Вы не сможете выключить телефон в пятницу вечером и включить его в понедельник утром – надо всегда быть на связи, вдруг кому-то понадобится помощь. У медиков нет такого понятия, как выходные, праздники, отпуск – ты всегда, в любую секунду готов вернуться в строй. В то же время надо постараться избежать профессионального выгорания и уметь не оставлять в себе ту боль, которая всегда будет вокруг. Это сложно. Но по-другому нельзя.

Ну а в День медицинского работника Зоя Татаринцева особенно хочет поздравить всех врачей, которые сейчас работают в районе боевых действий.

– Мы все прекрасно понимаем, что ни одна военная операция не может обходиться без потерь. И обязательно должны быть люди, которые спасают жизни наших раненых ребят. Мой низкий поклон и огромное уважение этим врачам. Военные медики находятся в тени, и мы не так часто слышим слова признательности в их адрес. Но именно благодаря им наши солдаты могут работать и быть уверенными, что им всегда будет оказана помощь.

Главный стимул – знать, что ты нужен

Заведующего отделением рентгенохирургических методов диагностики и лечения НИИ-ККБ № 1 Алексея Федорченко знают далеко за пределами нашего края. Он занимается внедрением в жизнь одного из важных инновационных направлений хирургии – методики замены аортального клапана TAVI. В первой краевой больнице оперируют по этой методике не первый год и теперь могут делиться опытом с другими медицинскими центрами России. Операции проводят без разреза грудной клетки и наркоза, на работающем сердце, без аппарата искусственного кровообращения. Искусственный клапан вводят через маленький прокол в бедренной артерии, и восстановление пациента потом проходит в считанные дни. Благодаря таким малотравматичным методам удается возвращать к полноценной жизни больных, которые не перенесут открытую хирургию. Как правило, это люди с целым рядом противопоказаний – диабет, ожирение, почечная недостаточность. Если бы не TAVI, у них просто не было бы шансов на выздоровление.

оперирует Федорченко.jpg
Алексей Федорченко
– Делать уникальные по эффективности операции через маленькие проколы, разговаривать с пациентом во время операции на сердце – это ли не фантастика? Если бы еще 20 лет назад кто-то сказал мне, что можно поменять аортальный клапан у человека без наркоза, завести конструкцию в три сантиметра в работающее сердце, я бы не поверил. А сейчас в стенах нашей больницы это становится повседневной рутиной. Каждый день мы делаем просто фантастические вещи. Помогаем даже новорожденным с пороками сердца. И понимать, что ты можешь многим помочь, – это, наверное, самое большое удовольствие, которое сложно выразить какими-то материальными вещами. Этот эмоциональный кайф и ощущение того, что ты нужен, – наверное, и есть основной стимул в моей жизни, – считает Алексей Федорченко.

Врачом Алексей Федорченко стал случайно: вспоминает, что к выбору будущей специальности по окончании школы подошел довольно легкомысленно, методом исключения. Взял справочник для поступающих и просто начал вычеркивать то, что совсем не нравилось: «Политехнический не хочу, театральный не хочу, машиностроительный тоже не хочу». А когда очередь дошла до медицинского, отец сказал: «Представляешь, как это почетно и ответственно – помогать людям». Наверное, это и определило будущую профессию.

Однако путь в медицину не был гладким – ни с первого, ни со второго раза в мединститут Алексей не поступил. Пока готовился к поступлениям, успел поработать на заводе токарем-фрезеровщиком. Работа давалась легко, но позволила окончательно убедиться в том, что станки и механизмы – совсем не его. Отслужил в армии, потом поступил на рабфак. И все-таки стал студентом-медиком.

– Мне всегда везло на хороших учителей. Сначала на преподавателей в институте. Потом на тех, кто делился уже тонкостями специализации. А потом повезло попасть в первую краевую больницу, где Владимир Алексеевич Порханов так филигранно организовал работу, что этот сложнейший механизм много лет работает без сбоев и позволяет нам спасать людей. Все, чего касается наш главврач, получает такую энергетику, что дай Бог успеть, подхватить, понять, поставить на поток. И я, и сотрудники моего отделения старались его никогда не подводить. Рентген-хирургия развивается семимильными шагами, на Кубани уже есть целая плеяда увлеченных врачей, которые посвятили себя этому направлению. Я вижу, как у них глаза горят, и это замечательно.

Оперирует Алексей Федорченко
Оперирует Алексей Федорченко
Фото: пресс-служба НИИ-ККБ № 1 им. Очаповского

В Центре грудной хирургии НИИ-ККБ № 1 Алексей Федорченко работает с самых первых дней его создания. Именно сюда перешли сотрудники расформированного в 2002 году краснодарского кардиодиспансера. По началу, когда работа учреждения только налаживалась, приходилось практически жить на работе – семья видела Алексея гораздо реже, чем коллеги. Наверное, именно поэтому его сыновья, выбирая будущую профессию, в медицину не пошли – слишком большая ответственность ложится на плечи медиков. Именно максимальной ответственности требует Алексей Федорченко и от молодых специалистов, которые приходят работать в его отделение, по его мнению, без этого качества просто невозможно быть хорошим врачом. Ошибки и просчеты здесь слишком дорого обходятся, их ценой становится человеческая жизнь.

– Ну а я, как заведующий отделением, в свою очередь стараюсь, чтобы молодой специалист чувствовал поддержку коллектива, даже если у него что-то не сильно получается по началу. Чтоб хотелось двигаться вперед и не было варианта проживать вполсилы эту жизнь, – сказал Алексей Федорченко.

Если жить – то по максимуму, уверен он. В полную силу работать, обязательно чем-то увлекаться. Хоть и не так много остается у него свободного времени, но старается бегать по утрам, кататься на лыжах и виндсерфе, плавать – все-таки, в юности был кандидатом в мастера спорта по морскому многоборью. Надо искренне любить все, чем занимаешься, и никогда не сидеть на месте, не останавливаться в развитии. Именно тогда жизнь будет складываться так, как тебе нужно.

Справка «КН»

Научно-исследовательский институт – краевая клиническая больница № 1 им. проф. С.В. Очаповского – по праву крупнейшее лечебно-профилактическое учреждение юга России. На сегодняшний день здесь работают пять тысяч сотрудников, из них более 1000 врачей. Это высококвалифицированные специалисты, известные далеко за пределами страны. Благодаря их труду ежегодно 120 тыс. пациентов получают профессиональную медицинскую помощь, каждый день в стенах клиники выполняется до 300 сложнейших операций.

  • 29 докторов медицинских наук

  • 113 кандидатов медицинских наук

  • 2 кандидата биологических наук

  • 1 кандидат психологических наук

  • 1 академик Российской академии наук

  • 5 медалей «Герой труда Кубани»

  • 1 медаль «За выдающийся вклад в развитие Краснодарского края» I степени

  • 6 медалей «За выдающийся вклад в развитие Краснодарского края» II степени

  • 12 медалей «За выдающийся вклад в развитие Краснодарского края» III степени

  • Сотрудники краевой клиники удостоились четырех премий «Призвание» в различных номинациях. В многолетней истории престижной награды – это уникальный случай, что свидетельствует о высочайшем уровне кубанского здравоохранения в целом.