«КН» публикуют письмо читателя газеты – кандидата исторических наук, доцента, члена Ейского отделения Российского общества историков-архивистов и Российского военно-исторического общества Геннадия Куркова.
В конце мая 1942-го немцы пытались лишить Советский Союз донецкого угля, кубанской житницы и кавказской нефти.
Оборона побережья Азовского моря была возложена и на 17-й казачий кавалерийский корпус под командованием генерал-майора Николая Кириченко.
Советские войска оставили Ростов-на-Дону 24 июля 1942 года. Колонны врага устремились в южном направлении. А 17-й казачий кавкорпус получил приказ на срочное перемещение к новому рубежу.
Казаки держали оборону стойко, но фланговые части 18-й армии РККА отступили под натиском противника.
Частями 15-й кавдивизии 28 и 29 июля 1942 года было уничтожено свыше 2 тыс. солдат и офицеров противника, 5 танков, 4 бронемашины, 2 тягача, 6 пушек, 4 миномета и другое вооружение. Наши потери составили 348 человек убитыми и ранеными (около 10 процентов боевого состава).
Ясности, где проходит линия фронта, не существовало. Связь была нарушена. В 7 утра 29 июля в Кущевскую приехал председатель Краснодарского крайисполкома Павел Тюляев. Он дал указание немедленно эвакуировать все и всех. Исходя из обстановки, приступили к спецмероприятиям по уничтожению намеченных объектов.
Фашистские войска 30 июля начали орудийный обстрел станицы Кущевской. Противник занял населенные пункты Ейский, Платонов, Совдар.
Утром 31 июля 42-го части 15-й кавдивизии вышли в район станицы Кущевской. В этот же день противник овладел Кущевской, оттеснив части 216-й стрелковой дивизии в направлении станицы Кисляковской. В связи с прорывом противника на южный берег реки Еи в обороне корпуса образовалась 10-километровая брешь. Генерал Кириченко принял решение использовать резерв (два полка 13-й кавдивизии), усилив его танковой бригадой и конно-артиллерийским дивизионом. Атаковать пришлось части 4-й горнострелковой дивизии противника, оснащенные артиллерией и минометами.
После 45-километрового марша из станицы Ленинградской в район Кущевской 2 августа 1942 года прибыли части 12-й кавдивизии. В 11 часов казаки предприняли внезапную для противника атаку в конном строю.
Казачья лавина шириной по фронту до двух километров, в которой участвовали все командиры, политработники и даже работники особого отдела, сверкая клинками, яростно обрушилась на врага, рубя и сокрушая все живое на своем пути.
В этой ошеломляющей схватке было изрублено шашками и раздавлено лошадьми около 2 тыс. солдат и офицеров противника. Стремительной атакой, пустив коней в намет, казаки врезались в оборону противника и выбили его из Кущевской.
Атака была настолько мощной и неожиданной, что враг бежал в панике. Казаки яростно рубили фашистов шашками, демонстрируя мастерство, бесстрашие и презрение к смерти. Много казаков погибло в бою, в том числе командир 29-го кавполка И. Соколов, зарубивший лично 19 гитлеровцев, а также начальник штаба этого полка И. Яворовский.
Казаки 13-й кавдивизии, также участвуя в атаке, уничтожили до двух батальонов противника в районе хутора Веселого. Сильный артиллерийско-минометный огонь противника по хутору Веселому и отсутствие поддержки со стороны соседних частей 18-й армии, продолжавших отступать, вынудил полки 13-й кавдивизии отойти на исходные позиции по приказу командующего войсками фронта.
В ходе Кущевской атаки проявились серьезные недостатки в организации, которые снизили ее эффективность. Отсутствие прикрытия конницы с воздуха позволило бомбардировщикам противника отбомбиться и обстрелять боевые порядки 13-й кавдивизии. Огневые средства кавдивизии опоздали с занятием позиций и не оказали существенной поддержки конной атаке. Танковая бригада действовала настолько нерешительно, что не только не прикрыла атаку конных частей 13-й кавдивизии, а, наоборот, отстала от них и даже не поддержала огнем атаки кавалерийских полков, когда они уже ворвались на рубежи, занятые противником. Несмотря на вышеперечисленные недостатки, выявленные этой атакой в конном строю, противнику был нанесен серьезный урон живой силе и технике.
В ходе сражения бойцы 15-й Донской кавдивизии проявили бесстрашие и отвагу. В течение полутора суток Кущевская три раза переходила из рук в руки. Только подтянув крупные силы мотопехоты, танки и при поддержке авиации противник смог перейти в наступление.
По приказу командующего фронтом казаки вынуждены были отойти на исходные рубежи. В ходе атак на Кущевскую они уничтожили более тысячи гитлеровцев, около 300 взяли в плен, разгромив немецкую 101-ю горнострелковую дивизию «Зеленая роза» и два полка СС. Всего за трое суток боев под Кущевской 15-я кавдивизия потеряла убитыми 93 человека и 338 ранеными, выбыло из строя 132 лошади. А противник, не считая двух батальонов, уничтоженных во время конной атаки, лишился не менее 2050 солдат и офицеров.
В последующие дни корпус продолжал вести оборонительные бои и в районе Шкуринской. «Рвение казаков в бой неизмеримо высоко, и настоящее оставление территории без боя отражается крайне болезненно на состоянии казаков, которые желают до последней капли крови отстаивать свою родную донскую и кубанскую землю», – говорилось в одном из политдонесений.
Не боязнь быть расстрелянным поднимала казаков в атаку, а любовь к Родине, приверженность казачьим устоям.
Примеров бесстрашия и мужества множество. Так, 1 августа 1942 года военком 4-й батареи младший политрук Л. Рябинин в бою был трижды ранен, но продолжал отдавать команды. Два бойца этой же батареи после ранений также не покинули позиции. Казак 1-го эскадрона 33-го кавполка 15-й кавдивизии Н. Харламов тщательно замаскировался с ручным пулеметом, подпустил врага на 50 метров и уничтожил до 60 фашистов.
Немецкое командование вынуждено было изменить направление главного удара. О казаках написали в газетах, заговорили на всех фронтах и в тылу. В тяжкие и горестные дни отступления советских войск казачий корпус показал пример превосходства над фашистами в силе духа, отваге и стойкости. Большая группа отличившихся в боях казаков была награждена орденами и медалями Советского Союза.
Оборона и конная атака соединений 17-го кавалерийского корпуса под Кущевской 2 августа 1942 года стала блестящим примером исполнения воинского долга. Враг был остановлен на восемь суток. Это позволило подготовить оборонительные позиции в предгорьях и сформировать новый непреодолимый для врага рубеж на Туапсинском направлении.
Кущевская атака показала, что в любой войне для достижения победы важнейшими элементами остаются морально-психологический настрой и мастерство воинов, тактика и методы использования войск.