Электросамокаты несколько лет назад стремительно ворвались в жизнь крупных городов. И так же стремительно стали одной из главных опасностей для их жителей. Соцопросы показывают: бесшумно мчащихся по тротуарам и дорогам гонщиков на двух колесах одинаково сильно боятся и пешеходы, и водители автомобилей. И этот страх имеет под собой все основания.
Короткая база, высокий центр тяжести и маленькие колеса делают самокат очень неустойчивым. Один маленький камешек под колесами – и средство передвижения теряет управление и летит под проезжающие автомобили или на пешеходов.
Краш-тесты показывают, что даже на скорости 20 км/ч сила удара от потерявшего управление самоката может сравниться с гирей, сброшенной на человека с высоты нескольких метров.
Статистика автоинспекторов ужасает: с каждым годом количество ДТП с участием электросамокатов в России растет в геометрической прогрессии. Если в 2019 году их было зарегистрировано всего 142, то в 2023 году – уже 3100.
Краснодарский край в этой печальной статистике, к сожалению, традиционно входит в десятку лидеров, ведь наш регион – единственный в России, где самокатами пользуются круглый год.
Не проходит и недели, чтобы в новостной ленте не появилась информация о происшествиях с участием электросамокатов. По данным Госавтоинспекции Краснодарского края, в 2023 году в ДТП с их участием погибли 7 человек и получили травмы 119.
– К сожалению, часто участниками аварий становятся дети, – рассказал начальник отделения технического надзора управления Госавтоинспекции ГУ МВД России по Краснодарскому краю Алексей Ясинский, который стал гостем нашего проекта «КН»-эксперт. – И виноваты в этом родители, причем не только тогда, когда перевозят детей в качестве пассажиров. Это же не ребенок подошел и оплатил аренду самоката со своей карты. Родители сбрасывают ссылку, а ребенок не только сам становится за руль, но и сажает еще двоих-троих друзей. Был случай, когда трое несовершеннолетних ехали на самокате, а четвертый пытался на него запрыгнуть. Тот, кто рулил, не удержал управление и врезался в пешехода. Последствия были тяжелейшие.
С марта 2023 года российские законодатели внесли изменения в правила дорожного движения и признали электросамокаты транспортным средством. Теперь это средство индивидуальной мобильности – СИМ.
В отличие от автомобилей, электросамокаты не подлежат регистрации в подразделениях автоинспекции, для них не нужны государственные номерные знаки, не требуется водительское удостоверение никакой категории, – отметил Алексей Ясинский. – Исключение составляют лишь очень мощные транспортные средства – те, которые имеют большой запас заряда и могут передвигаться с большой скоростью.
Однако к передвижению на СИМ предъявляется очень много требований. Запрещено превышать скорость в 25 км/ч, ездить вдвоем, выезжать на автомагистрали. По обочине дороги могут ехать только водители старше 14 лет и при соблюдении многих условий: если рядом отсутствует велосипедная зона, скорость автомобилей ограничена 60 км/ч, а самокат оборудован тормозной системой, звуковым сигналом, световозвращателями, фарой.
Дети до 14 лет должны ездить строго по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам. При этом если ребенку нет 7 лет, то только если рядом находятся взрослые.
Еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться жителям мегаполисов, – хаотичная парковка электросамокатов. На оживленных улицах привычной картиной стали брошенные прямо на тротуаре или остановке общественного транспорта СИМы.
– Решать эту проблему надо совместно с администрациями муниципалитетов, и мы это успешно практикуем, – рассказал Алексей Ясинский. – Например, компании-операторы шеринга самокатов арендуют у администрации города парковочные места и контролируют, чтобы самокаты оставляли только на них. Механизмы воздействия на нарушителей есть: если кто-то припарковался за пределами этих точек, то с его счета будут продолжать списываться деньги, пока транспортное средство не окажется на положенном месте.
В Краснодаре такие экспериментальные парковки уже появились на 5 точках на улице Красной: на пересечении с Северной, у краевого выставочного зала, возле ТК «Центр города», у универмага «Краснодар» и у Дома Союзов. В ближайшие месяцы разметку опробуют и проанализируют ее эффективность.
По словам Алексея Ясинского, не менее плодотворное сотрудничество автоинспекторов по созданию безопасного пространства налажено с главами курортных городов. В Анапе, Сочи, Геленджике запрещено движение на самокатах на оживленных набережных, бульварах и в парковых зонах. По просьбе муниципальных властей шеринговые компании внесли изменения в программное обеспечение, и на этих участках самокат просто останавливается и не может дальше ехать.
Законодательство в отношении СИМ продолжает совершенствоваться. Сейчас на рассмотрении Госдумы сразу несколько поправок об ответственности за нарушение правил дорожного движения водителями электросамокатов.
Согласно законопроекту, штраф за пьяную езду на электросамокате и за отказ от медосвидетельствования может составить до 30 тысяч рублей, за превышение скорости при использовании СИМ – до 5 тысяч рублей, штраф за езду на электросамокате одновременно нескольких человек – до 3 тысяч рублей и за перевозку детей – до 5 тысяч рублей, а также штраф за оставление водителем СИМ места ДТП – до 5 тысяч рублей.
Многие общественники призывают российских законодателей пойти по пути Парижа и полностью запретить пользование электросамокатами в крупных городах. Во французской столице такой запрет действует с сентября 2023 года и был принят по итогам референдума: более 100 тысяч парижан приняли участие в голосовании, 89 процентов опрошенных высказались за то, что самокатам не место на улицах города. Однако в России подобные меры пока принимать не планируют.
– На мой взгляд, оптимальным было бы не запрещать, а развивать городскую дорожную инфраструктуру, создавать выделенные дорожки для движения велосипедов и самокатов, – считает Алексей Ясинский. – Госавтоинспекция, в свою очередь, продолжит активную разъяснительную кампанию. Наши сотрудники часто выезжают в образовательные учреждения и рассказывают детям о правилах пользования электросамокатами и недопущении дорожно-транспортных происшествий с их участием.