Так называемое Смутное время длилось с 1598 по 1613 год и ознаменовалась стихийными бедствиями, самозванством, интервенцией и многочисленными войнами, в том числе и гражданской.
Давайте посмотрим под особым ракурсом на двух главных участников тех событий и один так и не созревший политический процесс Смуты.
В 2017 году вышла книга Дмитрия Антонова «Колдун на престоле». В центре внимания – официальная легенда о ложном царе, колдуне и слуге дьявола. Власть в стране в 1605-1606 годах захватил самозванец Лжедмитрий I, которого молва голословно считала чернокнижником и еретиком.
В «подтверждение» обычно называют жутко суровые морозы, которые ударили сразу после убийства и похорон самозванца. Пошли слухи, что виной бескормицы чары замученного царя.
Находились очевидцы того, что царь «мертвый ходит» и над могилой его вспыхивают и катятся огни, слыхать пение и звуки бубнов. В народе говорили, что «бесы расстригу славят».
Шептались москвичи и о том, что спустя сутки после погребения царя тело оказалось у богадельни, а рядом сидели два голубя, не пугавшихся прохожих. Дабы успокоить народ, труп Лжедмитрия выкопали, сожгли и выстрелили им из пушки в сторону Польши. Туда, откуда пришел самозванец.
Некоторые исследователи считают Смуту «капиталистическим кризисом», который предшествовал европейским революциям, начавшимся с Англии.
Однако в отличие от Европы такой кризис привел к установлению абсолютистского режима, венцом которого стало правление Петра I и Екатерины II. И ключевой момент – отстранение от власти последнего из династии Рюриковичей, царя Василия Шуйского.
В 1610 году впервые в русской истории царя не отравили, не убили в ходе дворцового переворота, а просто лишили полномочий. Власть на два года перешла в руки бояр, столичного и провинциального дворянства. Аристократическая клика (князья Федор Мстиславский, Иван Воротынский, Андрей Трубецкой, Андрей Голицын, Борис Лыков-Оболенский, а также бояре Иван Романов и Федор Шереметев) получила у летописцев название Семибоярщины.
Заговорщики, собравшись в районе Серпуховских ворот, объявили себя Земским собором, низложили Василия IV и насильно постригли в монахи. Позже польские интервенты поймали его, и Шуйский стал единственным в русской истории государем, умершим в плену.
Во многом русскую аристократию подтолкнула к мысли ограничить царскую власть память о терроре и самодурстве Ивана Грозного. При восшествии на престол Шуйского принудили сделать «Крестоцеловальную запись» – своеобразную присягу, которая сводился к обещанию никого не казнить, «не осудя истинным судом с бояры своими». Законное судебное разбирательство гарантировало охрану всех сословий от произвола, запрещалось преследование родственников виновных, рассмотрение дел надлежало основывать на конкретных уликах.
Можно предположить, что Василий сам запутался в своих же интригах, как произошло в свое время с казненными Людовиком XVI и Карлом I.
Не исключено и то, что образ «боярского царя» подвергся демонизации. Советские учебники клеймили любой коллегиальный институт кроме социалистического.
Между тем, Шуйский дожил до 60 лет, а когда помер в польском плену, Сигизмунд III торжественно перенес гроб в Варшаву в специально построенный мавзолей. Лишь при царе Михаиле Федоровиче останки Василия IV были доставлены в Москву.