Кубанские Новости
Общество
Александра Кошелева, Евгения Яковенко

Галина Навазова: «Журналистика – это большая ответственность»

Галина Навазова: «Журналистика – это большая ответственность»
Галина Навазова
Фото: Антон Приходько
Накануне Дня российской печати руководитель департамента информационной политики Краснодарского края в интервью «КН» рассказала о состоянии кубанской журналистики и как решают проблему кадрового дефицита в отрасли.

Объективность – признак мастерства

– Галина Александровна, сегодня внимание всей страны приковано к ликвидации последствий разлива нефтепродуктов на черноморском побережье Краснодарского края. Поэтому нашу беседу хотелось бы начать именно с этой темы. Анапа сейчас в топе новостей из-за разлива мазута. На ваш взгляд, как СМИ освещают эту проблему?

– Наши средства массовой информации не просто освещают эту проблему, они еще и активно участвуют в ликвидации последствий разлива мазута. Очень много групп выезжают на место ЧС, и ваша редакция в том числе. За это я очень благодарна всему журналистскому сообществу.

Что касается освещения, то, когда происходят такие сложные ситуации, очень важно сохранять холодную голову. Не поддаваться панике и соблазну поддержать чьи-то истеричные настроения. Наши СМИ, как всегда, остались объективными. Да, в самом начале были моменты дезорганизованности в каких-то вопросах, где-то власть не успевала, и коллеги об этом говорили корректно, критика всегда была конструктивной. А там, где все делалось правильно, это тоже освещалось объективно и достоверно.

Наша цель сегодня – максимально объемно рассказывать о том, как действуют волонтерские центры, как в целом отлажена система по ликвидации ЧС. А также снабдить население полезными сведениями о том, где получить информацию, какая именно помощь нужна в этой ситуации. Особенно это касается волонтеров, которые приезжают самостоятельно, чтобы помочь.

Еще раз хочу выразить слова благодарности всем, кто этим занимался и занимается в любую погоду и даже в новогодние праздники.

Практика на первом месте

– Кстати, о профессионалах. В нашем крае на 1 вакансию журналиста в среднем поступает 54 резюме, это данные HeadHunter на конец 2024 года. Несмотря на эту статистику, найти подходящего сотрудника не всегда получается. Как бы вы прокомментировали эту ситуацию?

– Для меня удивительно, что есть 54 резюме на одну вакансию. Потому что профессиональная журналистика становится все менее популярной, особенно среди молодежи. Ведь журналистика – это большая ответственность за тот материал, который ты делаешь, за ту информацию, которую ты интерпретируешь. И эту ответственность все меньше и меньше хотят нести. Это то, что мы наблюдаем. К сожалению, выпускники университетов приходят академически хорошо подготовленные, но практически – очень слабо. И это не проблема вуза, а, как мне кажется, в целом самого учебного плана. Там, где есть педагоги-практики, дела обстоят лучше. А где преобладает теоретическая основа, потом приходится переучивать ребят. И это сложно, и не все выдерживают. Ведь молодежи сегодня хочется быстро стать популярными, набрать огромное количество подписчиков в соцсетях, желательно эту историю монетизировать за полгода и потом почивать на лаврах. Это то, что мы сегодня, к сожалению, наблюдаем.

Как выглядит журналистский ландшафт края: рассказывает руководитель департамента
Видео: Кубанские новости

Поэтому проблема кадровая есть. И мне бы, если честно, хотелось увидеть этих 54-х специалистов, заявляющихся на одну вакансию журналиста. Часто разговариваю с главными редакторами изданий. Все говорят, что найти человека, который сразу вольется в коллектив и начнет работать, сложно. Бывает, что коллеги устраиваются в аналогичные издания, переезжая из других регионов, тогда проще. Если же брать специалиста, который только-только получил диплом, все гораздо сложнее. И хорошо, если у выпускника вуза есть желание, тогда его можно научить всему. Ну а если желания нет, очень тяжело вырастить хорошего специалиста.

– Сегодня журналист должен быть универсальным: уметь писать, снимать, вести стримы. И здесь важно нарабатывать практический опыт, чему достаточно успешно способствует модерация краевого департамента СМИ между вузами и редакциями. Расскажите об этом.

– Мы начали эту работу еще в 2021 году, ее подготовительный этап.

За два последующих года ее активизировали. И в 2024-м вышли на новый уровень взаимодействия. Я очень благодарна нашим университетам, что они открыты и готовы видеть нас у себя на кафедрах. И у нас уже есть несколько соглашений между ведущими краевыми средствами массовой информации и вузами.

Мы берем всех желающих студентов на практику, ваше издание также участвует в этой программе.

В прошлом году были организованы корпоративные выезды, где мы показали студентам, что работа в нашей отрасли интересная. И некоторые из них пришли в СМИ и остались. Но хотелось бы большего. Потому что формат таких выездов профессиональных журналистов в вузы хорош с точки зрения маркетинга, но не совсем эффективен в плане воспитания будущего специалиста. Поэтому хочется создать более системный и глубокий подход к решению этой задачи. Как раз сейчас ищем такие форматы.

– Наверное, будет какой-то пул профессионалов, которые будут готовить студентов?

– Да, я хочу уговорить некоторых коллег идти преподавать.

– Это хорошая идея. В продолжение беседы хотелось бы спросить, как в целом выглядит сегодня краевой журналистский ландшафт? Какие есть плюсы и точки роста?

– Медийный ландшафт края широкий. В нашем регионе много СМИ как с государственным участием, так и коммерческих. У нас есть очень мощное представительство государственных СМИ, которые обладают основными эфирами и страницами в социальных сетях, и все очень достойно выглядят. Есть профессиональные и неравнодушные журналисты, и каждый год появляются новые. И это здорово. Также в Краснодарском крае много небольших изданий, которые работают сегментированно со своей конкретной аудиторией. Это тоже хорошо. Конкуренция очень высокая. При этом она объективная, живая, и эта конкуренция заставляет нас быть динамичными, осваивать новые площадки, форматы и бороться за аудиторию. А, как известно, в здоровой конкуренции всегда растет качество. Поэтому смело скажу, что средства массовой информации Краснодарского края ничем не уступают федеральным изданиям.

Дилетантом быть нельзя

– Когда-то профессор Борис Лазовский из Уральского госуниверситета произнес такую фразу: «Журналист – это дилетант в хорошем смысле слова». Согласны вы с этим высказыванием?

– Не знаю, что именно вкладывал профессор в понятие «дилетант». Но лично я не согласна с тем, что журналист может себе позволить дилетантство. Журналистика – это всеобъемлющая профессия. Да, можно не обладать какими-то конкретными знаниями, но журналист точно должен владеть способностью анализировать информацию, погружаться в нее, быть готовым к восприятию нового. Я уверена, что журналистике можно научиться, если есть вкус к слову, желание работать с информацией. А дилетантом быть нельзя, потому что журналист должен нести ответственность за то, что говорит и пишет.

Иногда еще можно услышать, что журналистика – это искусство объяснить аудитории то, что не понимаешь сам. Мне такое высказывание тоже не близко. Журналист должен хотеть понять, а если не понимает – найти того, кто объяснит, сравнить несколько мнений и выдать это на суд аудитории. Невозможно дилетанту это сделать.

– Галина Александровна, в Краснодарском крае проходит Форум кубанской журналистики, у нас появился конкурс имени Бориса Максудова, открылся Дом журналистики. Все эти проекты довольно успешные. Скажите, что еще ожидается в ближайшее время?

– Безусловно, продолжим все то, что начали. Будут новые семинары, мы очень рассчитываем на то, что снова сможем провести школу Национальной ассоциации телерадиовещателей в Краснодаре. В организации таких семинаров нам помогает Союз журналистов России, его кубанское отделение, как организационно, так и идеями.

Горжусь успехами коллег

– Завершая разговор, хотелось бы узнать, вы, как руководитель краевой отрасли СМИ, чем особенно гордитесь?

– Горжусь успехами коллег – тех, с кем мы работаем в рамках контрактов, и тех, чьими учредителями являемся. Горжусь, что канал «Кубань-24» стал медиахолдингом и был серьезно технически переоснащен.

Горжусь, что «Кубанские новости» были и остаются самым читаемым изданием в Краснодарском крае и России и тем, какие солидные цифры вы держите по посещаемости, по количеству реальных пользователей на сайте.

Горжусь, что мы прирастаем новыми средствами массовой информации. Радио «Краснодар», радио «Геленджик» – это то, что создано и работает хорошо.

Еще горжусь тем, что мы не потеряли ни одного издания с государственным участием. И тем, что совокупная аудитория наших районных газет составляет почти девять с половиной миллионов человек – это больше, чем население в Краснодарском крае. Конечно же, горжусь тем, что у нас появляются новые звездочки, что к нам все-таки приходит молодежь. И мне очень приятно иметь возможность сказать о том, какие вы все большие молодцы. С праздником, коллеги!


Мы используем cookies для улучшения работы нашего сайта и большего удобства его использования. Продолжая использовать сайт, Вы выражаете своё согласие на обработку файлов cookies